Иллюзия, игра воображения, позволяющее расслабиться и отдохнуть от повседневной жизни. Фэнтези открывает дверь в миры, которые вызывают восхищение и изумление, к приключениям, которые дают возможность ненадолго уйти от реальности.
Фэнтези как жанр начал зарождаться в XIX веке, а автором первого #читать_не_вредно считается шотландский писатель Джордж Макдональд. В 1858 году он издал книгу «Фантасты», именно ее определяют как первое фэнтези для взрослых, также он написал несколько книг для детей, из которых наибольшую известность получила «Принцесса и гоблин». В романе идет рассказ о молодом человеке, очутившемся в мире грез и видений. В целом фантастическая проза Дж. Макдональда получила отклик и высокую оценку у К.С. Льюиса, Г.К. Честертона, У.Х. Одена и Дж.Р. Толкина. В 1896 году английский художник, поэт, прозаик Уильям Моррис опубликовал роман «Колодец на краю света» – первое произведение жанра фэнтези, получившее широкую известность. Романы Дж. Макдональда и У. Морриса послужили основой вдохновения для Джона Рональда Руэла Толкина. «Властелин колец» сделал жанр творчески и коммерчески успешным и популярным, а своего создателя бесспорным отцом современного фэнтези. Середина и конец XX века «принесли» нам читателям таких мастодонтов фэнтези, как Клайв Стейплз Льюис («Хроники Нарнии») и Урсула Ле Гуин («Земноморье»). В 1977 году «Меч Шаннары» Терри Брукса стал первым фэнтезийным романом из списка бестселлеров журнала «The New York Times», что можно считать новой вершиной, покорившейся жанру.
Отличительной чертой жанра, во-первых, является наличие мифологических, фольклорных и даже оккультно-мистических элементов, заимствованных из легенд, сказок, текстов, посвященных магии, алхимии, гаданию, астрологии и эзотерики. Вторым важным элементом является наличие средневекового антуража, старинных артефактов, налета рыцарских времен, подвигов и традиций, готической архитектуры. Неотъемлемой частью жанра выступает сверхъестественные явления, магия и фантастические существа. Фэнтези-миры плотно населены гномами, хоббитами, орками, эльфами, драконами, русалками, троллями, феями, гоблинами. Людям здесь тесновато. В-четырех, вымышленный мир детально проработан, прописан до самых мелочей, тонко выверен. Все это создает ощущение его реальности. Однако в этом мире много иррациональных элементов и свойств, невозможных в действительности. И именно все эти отличительные черты делают фэнтези таким привлекательным и обаятельным жанром.
Сегодня существует более 50 поджанров фэнтези. Хотя самых популярных не так много, хотелось бы выделить самые-самые.
Высокое или эпическое фэнтези содержит огромный многомерный мир, в котором происходят масштабные события, идет продолжительная борьба с могущественным врагом, задача героев спасти мир или большую его часть. «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина, «Земноморье» У. Ле Гуин, «Хроники Амбера» Р. Желязны. От данного поджанра зародился гримдарк близкий к историческому роману, довольно жестокий и натуралистичный в своих описаниях. «Песнь льда и пламени» Джорджа Реймонда Ричарда Мартина, «Ведьмак» Анджея Сапковского – яркие примеры гримдарка.
Низкое фэнтези, в котором реальный мир соединен с магическим или сверхъестественным. Здесь герой открывает тайную реальность, внимание уделено выживанию отдельного персонажа или нескольких, основными обитателями этого мира являются люди, а магия, артефакты и мифические существа, скорее, «специи» и «приправы», делающие низкое фэнтези острым и пикантным. В качестве примером поджанра могут служить «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Никогде» Нила Геймана, «Сумерки» Стефани Майер, «Облачный атлас» Дэвида Митчелла, «Сагу о живых кораблях» Робина Хобба, «Первый закон» Джо Аберкромби.
Героическое фэнтези, в котором в центре внимания и мира главный герой. Он – легендарный, неудержимый, мужественный, умелый, смелый и другие эпические характеристики. Данный персонаж путешествует по фэнтезийным мирам, встречается с магическими существами, глобальными вызовами, опасными приключениями, ведет поиски и стремится достичь личных целей. «Конан-Варвар» Роберта Говарда, пожалуй, наиболее известный пример книг поджанра.
Городское фэнтези сосредоточено в рамках города реального или вымышленного, магия, нечесть, ведьмы, чародеи и иные мистические существа живут среди людей, скрывая свою истинную суть и природу. Довольно часто в качестве города, в котором разворачиваются фэнтезийные события, выступают Лондон, Париж, Прага, Нью-Йорк, современные мегаполисы. Городское фэнтези легко и непринужденно используются триллер, детектив, часто пропитаны атмосферой и эстетикой стимпанка, нуара, готики. Яркими примерами городского фэнтези являются «Реки Лондона» Бена Аароновича, циклы Макса Фрайя, Терри Пратчетта, «Никогде» Нила Геймана, «Птицы» Владимира Торина, «Вокзал потерянных снов» Чайна Мьевиля.
Нравятся наши публикации?
Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»