«Каждый новый экспонат – самое настоящее счастье», признается владелица музея Надежда Самбулова
Сейчас вряд ли можно найти человека, который не посещал бы парикмахерскую. Мужчины и женщины идут к мастерам, чтобы сделать прическу – хорошая стрижка позволяет повысить не только настроение, но и самооценку. В сентябре свой профессиональный праздник отмечают представители парикмахерского искусства. Именно искусства, так как сегодня это одно из самых творческих занятий и часть целой индустрии красоты.
Тюменцы всегда стремились держать себя в форме и быть красивыми, утверждает Надежда Самбулова. Ее стаж в отрасли насчитывает 35 лет. Даже после выхода на заслуженный отдых она держит руку на пульсе, а еще уже несколько десятилетий собирает экспонаты для своего музея. // «Тюменская область сегодня»
Основатель династии
С героиней встречаемся конечно же в парикмахерской – в «Сибири», где она проработала много лет, а теперь трудятся обе ее дочери (племянницы тоже пошли по стопам тети). Здесь Надежда Самбулова выставляет и часть экспонатов из своей многочисленной коллекции. Назвать число экземпляров пока не получится, но после создания каталога, работа над которым активно ведется, всё будет точно известно.
В парикмахерской, как и полагается, стоит особый, присущий только ей запах – красок, мыла, чего-то неуловимого – может, так пахнет красота?! Дамы сидят в креслах перед большими зеркалами, а столики уставлены разнообразными бутылочками. Это сейчас у мастеров множество инструментов, приборов, различных приспособлений для создания комфортных условий и выполнения работы, но еще несколько десятилетий назад всё было совсем по-другому.
Как всё начиналось
В руках Надежды Георгиевны большая самодельная то ли книга, то ли летопись. Это история артели «Бытовик» – самой первой организации бытового обслуживания г. Тюмени. С 1930-х годов здесь трудились культработники, музыкальные мастера, жестянщики, маляры, художники, фотографы и, конечно, парикмахеры.
Руководитель артели – Надежда Дудник – когда-то была очень дружна с родителями нашей героини. Именно ей тюменка обязана своим именем, а может, и выбором жизненного пути. Сначала Надежда Самбулова работала на комвольно-суконном комбинате завода АТЭ, но, случайно оказавшись возле парикмахерской, стала кассиром заведения. После открытия в 1984 году она перешла в «Сибирь» и задержалась здесь на долгие годы, став экспертом парикмахерских услуг и гендиректором.
Читайте также: В чем уникальность тюменского стендапа – рассказали комики
Собирать свою коллекцию Надежда Георгиевна начала со знаковых для любого парикмахера предметов – расчесок и ножниц.
– Я – куркуль, мне жалко что-то выбрасывать, – признается хозяйка музея. – Знаете, как раньше ценились инструменты! Их было очень тяжело купить. Ножницы нам делали мужья, как и расчески. Умельцы мастерили коклюшки – вытачивали на токарных станках и предлагали парикмахерским, – рассказывает тюменка.
В это же время в Москве собиралась другая коллекция. Посетив собрата по увлечению, Надежда решила, что и ее собрание украсят пудры, тушь, латвийские тени, помада, коими пользовались модницы былых времен.
Сегодня одних ножниц у нее насчитывается более 100 штук. Еще есть приспособление для шестимесячной завивки – напоминает мини газовый баллон: агрегат ставили на электроплитку и поступающим паром обрабатывали волосы. Такой способ укладки вошел в моду еще в сороковых годах – даже во время войны женщины хотели быть красивыми. Способ вызывает справедливые опасения, но не было такого, чтобы ошпарили клиента – техника безопасности была на уровне, как и санитарное состояние – санэпидемстанция строго следила за чистотой. Смывы брали даже с пола, а специальные кисточки для бритья кипятили в прачечной.
Читайте также: В Тюмени открылась выставка уникальных пуговиц
Из подручных средств
– В 1876 году в Тюмени насчитывалось 8 парикмахерских. Тюменцы были модниками. Вы посмотрите, какие на старых фотографиях мужчины! Сапоги с калошами, жилетка, часы, а главное – прическа и усы. У нас, кстати, в коллекции если маленькая плойка для завивки усов, – рассказывает коллекционер.
Кудряшки, яркая красная помада, белоснежная пудра «Лебяжий пух», крем «Весенний» и духи «Красная Москва» – всё это было модно у дам в послевоенные годы. У современных прелестниц большой выбор средств для красоты, а в былые времена брови красили урзолом – краской снабжала меховая фабрика. Мастера для цвета добавляли немного «Гаммы» – и чернобровая казачка гордо несла себя в мир. Краска для волос была в дефиците, поэтому шевелюре придавали цвет с помощью луковой шелухи. Вместо геля для укладки локоны фиксировали сахарным сиропом.
Керамический фен, в отличие от современных, весил не меньше килограмма. Ручную машинку для стрижки волос можно увидеть в старых советских фильмах. Почему-то механизм назывался «Бегущая по волнам», хотя бегать – это сильно сказано. Надежда Георгиевна на себе испытала, как тяжело механизм работает и больно дерет волосы.
Марсельские щипцы больше смахивают на инструмент для пыток. Они разогревались до необходимой температуры, и пожалуйста – готовы локоны. Главное, уши не задеть и волосы не спалить. Рядом самодельный инструмент, сделанный по тому же принципу руками какого-то местного умельца.
Читайте также: О книжных клубах Тюменской области: зачем люди читают вместе?
Салон красоты
Вспоминает Надежда, как радовались любому приобретению – хорошим инструментам, парфюмерии, средствам для укладки, например, гель для фиксации варили сами из семени льна, а для красоты добавляли зеленку или синьку. Собирали необычные баночки – для женщин особенно важно, чтобы их окружала красота. В коллекции есть немало шкатулок, в которых держали шпильки, булавки, заколки. Краску «Рубин», например, привозили из Ташкента, а добытую бутылку денатурата (дезсредство) в салоне вообще встретили со слезами радости. Воду грели самодельными кипятильниками и самоварами.
Иногда создавать красоту и радовать тюменцев приходилось под свет керосиновых ламп – они тоже в наличии. А еще – ридикюли, заколки, бритвы... Одну из них , складную, в маленьком металлическом футляре на булавке, через всю войну пронес один тюменский ветеран. Надежда Георгиевна говорит, что подобный экземпляр нашел ее внук, когда принимал участие в поисковой экспедиции на местах боев.
Экспонаты в музей приносят неравнодушные тюменцы, пополняют собрание и сами парикмахеры, разыскивая раритеты на блошиных рынках.
– Каждый новый экспонат – самое настоящее счастье, – признается коллекционер.
Читайте также: Тюменец Максим Литвин: идея переплыть Босфор пришла после заплыва на Туре
Из истории парикмахерского искусства
Уже в Древнем Египте парикмахерское искусство было неплохо развито. Египтяне умели красить волосы и делали завивку, изготавливали парики.
Древнегреческие дамы пять тысяч лет назад проводили в своеобразных салонах красоты по несколько часов – делали причёски, пропитывали волосы благовониями, посыпали золотой пылью и лепестками цветов.
В средние века в Европе с ее охотой на ведьм волосы женщины прятали под платок. Лишь в XV веке, когда в моду вернулись пышные причёски и парики, парикмахеры вновь обрели популярность. В XVIII веке на головах знатных дам создавались «вавилоны» до метра высотой в виде кораблей и замков.
В России парикмахерское дело расцвело после реформ Петра I, а в XVIII –XIX веках стало отдельной профессией. XX век принес химическую завивку и новые красители, академии парикмахерского мастерства.
После войны парикмахерские располагались возле бань. Мужчины заходили подстричься перед мытьем, а затем снова забегали сюда – освежиться одеколоном. Рядом пристраивалось и фотоателье – чтобы запечатлеть героев во всей красе.
«С приходом мастеров из Омска, например, Надежды Каратаевой, уровень тюменских салонов значительно вырос – открыли «Ладу», шестую парикмахерскую, «Березку». Это были большие салоны, где работало по 60 человек в смену. Как и сегодня, очень ценились настоящие мастера – за профессионализм и доброжелательность. А услуга постепенно превратилась в парикмахерское искусство. Не мои слова, но полностью согласна: парикмахеры – особая нация», – говорит хозяйка музея парикмахерского искусства Надежда Самбулова.