Найти в Дзене

В Тюмени работает уникальный музей парикмахерского искусства

Оглавление

«Каждый новый экспонат – самое настоящее счастье», признается владелица музея Надежда Самбулова

 Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

Сейчас вряд ли можно найти человека, который не посещал бы парикмахерскую. Мужчины и женщины идут к мастерам, чтобы сделать прическу – хорошая стрижка позволяет повысить не только настроение, но и самооценку. В сентябре свой профессиональный праздник отмечают представители парикмахерского искусства. Именно искусства, так как сегодня это одно из самых творческих занятий и часть целой индустрии красоты.

Тюменцы всегда стремились держать себя в форме и быть красивыми, утверждает Надежда Самбулова. Ее стаж в отрасли насчитывает 35 лет. Даже после выхода на заслуженный отдых она держит руку на пульсе, а еще уже несколько десятилетий собирает экспонаты для своего музея. // «Тюменская область сегодня»

Основатель династии

С героиней встречаемся конечно же в парикмахерской – в «Сибири», где она проработала много лет, а теперь трудятся обе ее дочери (племянницы тоже пошли по стопам тети). Здесь Надежда Самбулова выставляет и часть экспонатов из своей многочисленной коллекции. Назвать число экземпляров пока не получится, но после создания каталога, работа над которым активно ведется, всё будет точно известно.

 Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

В парикмахерской, как и полагается, стоит особый, присущий только ей запах – красок, мыла, чего-то неуловимого – может, так пахнет красота?! Дамы сидят в креслах перед большими зеркалами, а столики уставлены разнообразными бутылочками. Это сейчас у мастеров множество инструментов, приборов, различных приспособлений для создания комфортных условий и выполнения работы, но еще несколько десятилетий назад всё было совсем по-другому.

Как всё начиналось

В руках Надежды Георгиевны большая самодельная то ли книга, то ли летопись. Это история артели «Бытовик» – самой первой организации бытового обслуживания г. Тюмени. С 1930-х годов здесь трудились культработники, музыкальные мастера, жестянщики, маляры, художники, фотографы и, конечно, парикмахеры.

Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

Руководитель артели – Надежда Дудник – когда-то была очень дружна с родителями нашей героини. Именно ей тюменка обязана своим именем, а может, и выбором жизненного пути. Сначала Надежда Самбулова работала на комвольно-суконном комбинате завода АТЭ, но, случайно оказавшись возле парикмахерской, стала кассиром заведения. После открытия в 1984 году она перешла в «Сибирь» и задержалась здесь на долгие годы, став экспертом парикмахерских услуг и гендиректором.

Читайте также: В чем уникальность тюменского стендапа – рассказали комики

Собирать свою коллекцию Надежда Георгиевна начала со знаковых для любого парикмахера предметов – расчесок и ножниц.

– Я – куркуль, мне жалко что-то выбрасывать, – признается хозяйка музея. – Знаете, как раньше ценились инструменты! Их было очень тяжело купить. Ножницы нам делали мужья, как и расчески. Умельцы мастерили коклюшки – вытачивали на токарных станках и предлагали парикмахерским, – рассказывает тюменка.
Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

В это же время в Москве собиралась другая коллекция. Посетив собрата по увлечению, Надежда решила, что и ее собрание украсят пудры, тушь, латвийские тени, помада, коими пользовались модницы былых времен.

Сегодня одних ножниц у нее насчитывается более 100 штук. Еще есть приспособление для шестимесячной завивки – напоминает мини газовый баллон: агрегат ставили на электроплитку и поступающим паром обрабатывали волосы. Такой способ укладки вошел в моду еще в сороковых годах – даже во время войны женщины хотели быть красивыми. Способ вызывает справедливые опасения, но не было такого, чтобы ошпарили клиента – техника безопасности была на уровне, как и санитарное состояние – санэпидемстанция строго следила за чистотой. Смывы брали даже с пола, а специальные кисточки для бритья кипятили в прачечной.

Читайте также: В Тюмени открылась выставка уникальных пуговиц

Из подручных средств

– В 1876 году в Тюмени насчитывалось 8 парикмахерских. Тюменцы были модниками. Вы посмотрите, какие на старых фотографиях мужчины! Сапоги с калошами, жилетка, часы, а главное – прическа и усы. У нас, кстати, в коллекции если маленькая плойка для завивки усов, – рассказывает коллекционер.

Кудряшки, яркая красная помада, белоснежная пудра «Лебяжий пух», крем «Весенний» и духи «Красная Москва» – всё это было модно у дам в послевоенные годы. У современных прелестниц большой выбор средств для красоты, а в былые времена брови красили урзолом – краской снабжала меховая фабрика. Мастера для цвета добавляли немного «Гаммы» – и чернобровая казачка гордо несла себя в мир. Краска для волос была в дефиците, поэтому шевелюре придавали цвет с помощью луковой шелухи. Вместо геля для укладки локоны фиксировали сахарным сиропом.

Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

Керамический фен, в отличие от современных, весил не меньше килограмма. Ручную машинку для стрижки волос можно увидеть в старых советских фильмах. Почему-то механизм назывался «Бегущая по волнам», хотя бегать – это сильно сказано. Надежда Георгиевна на себе испытала, как тяжело механизм работает и больно дерет волосы.

Марсельские щипцы больше смахивают на инструмент для пыток. Они разогревались до необходимой температуры, и пожалуйста – готовы локоны. Главное, уши не задеть и волосы не спалить. Рядом самодельный инструмент, сделанный по тому же принципу руками какого-то местного умельца.

Читайте также: О книжных клубах Тюменской области: зачем люди читают вместе?

Салон красоты

Вспоминает Надежда, как радовались любому приобретению – хорошим инструментам, парфюмерии, средствам для укладки, например, гель для фиксации варили сами из семени льна, а для красоты добавляли зеленку или синьку. Собирали необычные баночки – для женщин особенно важно, чтобы их окружала красота. В коллекции есть немало шкатулок, в которых держали шпильки, булавки, заколки. Краску «Рубин», например, привозили из Ташкента, а добытую бутылку денатурата (дезсредство) в салоне вообще встретили со слезами радости. Воду грели самодельными кипятильниками и самоварами.

Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

Иногда создавать красоту и радовать тюменцев приходилось под свет керосиновых ламп – они тоже в наличии. А еще – ридикюли, заколки, бритвы... Одну из них , складную, в маленьком металлическом футляре на булавке, через всю войну пронес один тюменский ветеран. Надежда Георгиевна говорит, что подобный экземпляр нашел ее внук, когда принимал участие в поисковой экспедиции на местах боев.

Экспонаты в музей приносят неравнодушные тюменцы, пополняют собрание и сами парикмахеры, разыскивая раритеты на блошиных рынках.

– Каждый новый экспонат – самое настоящее счастье, – признается коллекционер.

Читайте также: Тюменец Максим Литвин: идея переплыть Босфор пришла после заплыва на Туре

Из истории парикмахерского искусства

Уже в Древнем Египте парикмахерское искусство было неплохо развито. Египтяне умели красить волосы и делали завивку, изготавливали парики.

Древнегреческие дамы пять тысяч лет назад проводили в своеобразных салонах красоты по несколько часов – делали причёски, пропитывали волосы благовониями, посыпали золотой пылью и лепестками цветов.

В средние века в Европе с ее охотой на ведьм волосы женщины прятали под платок. Лишь в XV веке, когда в моду вернулись пышные причёски и парики, парикмахеры вновь обрели популярность. В XVIII веке на головах знатных дам создавались «вавилоны» до метра высотой в виде кораблей и замков.

Фото Екатерины Христозовой
Фото Екатерины Христозовой

В России парикмахерское дело расцвело после реформ Петра I, а в XVIII –XIX веках стало отдельной профессией. XX век принес химическую завивку и новые красители, академии парикмахерского мастерства.

После войны парикмахерские располагались возле бань. Мужчины заходили подстричься перед мытьем, а затем снова забегали сюда – освежиться одеколоном. Рядом пристраивалось и фотоателье – чтобы запечатлеть героев во всей красе.

«С приходом мастеров из Омска, например, Надежды Каратаевой, уровень тюменских салонов значительно вырос – открыли «Ладу», шестую парикмахерскую, «Березку». Это были большие салоны, где работало по 60 человек в смену. Как и сегодня, очень ценились настоящие мастера – за профессионализм и доброжелательность. А услуга постепенно превратилась в парикмахерское искусство. Не мои слова, но полностью согласна: парикмахеры – особая нация», – говорит хозяйка музея парикмахерского искусства Надежда Самбулова.

# досуг , искусство , культура , мода , музей , творчество