Её звали Марфа. Ей было девятнадцать. Она с детства и не мечтала стать царицей — просто приехала на смотрины, как и сотни других девушек.
Но её выбрал сам Иван Грозный. А через 15 дней после венчания Марфа умерла.
Болезнь? Отрава? Или слишком высокий подъём, за который сразу последовала расплата? Давайте разбираться в этой одной из самых драматичных семейных историй нашей страны.
От коломенской Золушки до царицы
Как «худородная» дворянка покорила Грозного за один день
Лето 1571 года. Александровская слобода превращается в арену самого масштабного кастинга XVI века. Иван Грозный, вдовец с дурным характером и дурной репутацией, решает снова жениться. В царскую резиденцию свозят более двух тысяч девушек со всей Руси. Среди них - Марфа Васильевна Собакина, 19-летняя дочь скромного коломенского опричника. Ни титулов, ни богатств, ни высокородной фамилии — только «чистая кожа, тёмные глаза и скромный нрав».
По тем временам - вполне себе Золушка. С той разницей, что на балу были не романтичные истории с туфельками, а серьезные тесты. Включая медосмотры с участием английского врача Элизеуса Бомелиуса. Врач одобрил её «здоровый облик» и рекомендовал к свадьбе.
Иван IV лично приказал устроить медицинский фильтр: чтобы будущая царица не хрипела, не кашляла и не была истощённой.
Рассматривали девушек из боярских и купеческих семей. Первый круг отбора был формальным - на этом этапе исключались несовершеннолетние, «дурнословящие» (по этому критерию не прошли интервью), а также те, чья семья была запятнана уголовными или религиозными скандалами. Так собрали 2000 девушек и отправили в столицу на финальный этап кастинга.
Марфа Собакина прошла все круги отбора: из 2000 девушек - попала в 24 лучших. Из них выбрали 12. А из 12 - одну, именно Марфу.
«Приятная в красоте и общении» — так о ней отозвались приближённые.
Грозному девушка очень понравилась.
Впрочем, у Марфы кроме красоты были и влиятельные доброжелатели, мечтавшие продвинуться с ее помощью.
За её спиной маячил Малюта Скуратов — правая рука Грозного, главный опричник, по совместительству — родственник семьи Собакиных. У него и так влияние было велико, но с помощью родственницы он вообще мог стать вторым человеком в государстве.
Его протекция сработала безотказно. Но, повторюсь, Марфа по всем остальным параметрам более чем соответствовала высоким требованиям смотрин. В противном случае, ее не защитила никакая протекция.
Церемония венчания прошла 28 октября 1571 года. Свадебный банкет сопровождался скоморохами, ручными медведями, и, судя по летописям, «большим весельем».
Свахами стали жена и дочь Малюты, дружками — сам Малюта и начинающий карьеру Борис Годунов. Отец Марфы получил титул, дядя стал окольничим (большая должность - в частности, отвечал за отношения с иностранными державами и занимался судебными делами), братья — кравчим и стольником (отвечали за царскую трапезу). Вся семья рванула вверх так резко, что все бояре вокруг напряглись.
Взлёт Собакиных стал как кость в горле старой аристократии — князей Бельских, Мстиславских, и прочих потомственных воротил. Девушка из «худородных», выбившаяся в царицы, стала раздражающим символом опричной вертикали.
И, вдруг, после свадьбы Марфа спустя 15 дней умирает. Естественно, при таком окружении первое, что пришло всем в голову (включая царя) - Марфу отравили.
Странная болезнь
Болезнь началась почти сразу после свадьбы. Слухи о слабом здоровье Марфы ходили ещё с июня, царь всё равно настоял на венчании. Говорил, что «Господь управит».
Симптомы усиливались: лихорадка, припадки, обмороки. Придворные врачи метались в беспомощности, опричники молились.
13 ноября 1571 года, ровно через 15 дней после венчания, Марфа Собакина умерла в Александровской слободе.
Близости с царём у Марфы не было. Этот момент оказался не просто личным, но и юридическим: брак считался заключённым, но не подтвержденным до конца. Этого основания было достаточно, чтобы оспорить брак. И за счет этого Иван IV потом добился от церкви разрешения на четвёртый брак, хотя по правилам православия дозволено лишь три.
Сразу после смерти Марфы начались репрессии.
Отец Василий Собакин был отправлен в монахи. Трое двоюродных братьев казнены за колдовство. Еще 20 человек из их свиты также были отправлены в мир иной с той же формулировкой: «ведовство».
Было ли это отравление? Так и не известно на текущий момент - археологи эту гипотезу не подтвердили.
В 1990-х исследовали останки Марфы. Ртути, свинца и мышьяка не нашли. Но вот растительные яды, типа аконита или болиголова, за века исчезают бесследно. Потому версия об отравлении окончательно отметать не стоит.
Бессмертие в комедии
В 1973 году выходит фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Марфу Собакину сыграла актриса Нина Маслова. В пьесе Булгакова царицу тоже звали Марфой, и именно это имя сохранили для фильма. Звучное, удобное, узнаваемое. Идеально для знаменитой реплики:
«Марфа Васильевна я!»
Другие имена - вроде жены Анастасии, были менее звучны. А все мы прекрасно понимаем, что у художественного произведения свои законы.
Плюс тут есть и еще одна тонкая ассоциация.
Киношный сюжет о перемещении во времени обыгрывает ситуацию мимолётного союза — невольный намёк на скоропреходящее супружество.
Кстати, роль хоть и выглядит краткой, эпизодической, но была довольно сложной. Нине Масловой пришлось серьезно к ней готовится.
Актрисе пришлось пройти специальную хореографическую подготовку, чтобы её походка выглядела «царственной» и плавной.
Нина Маслова носила плотно сшитый исторический корсет и нагрудник тяжёлого исторического костюма, в результате на площадке ходили шутки, что «редкая царица носила такой тяжелый доспех для красоты». Корсет сшили художники-реконструкторы, его потом актрисе и подарили после съемок.
Так царица, прожившая с Грозным всего 15 дней, осталась в нашей культуре куда дольше, чем многие из тех, кто жил с ним годами. В этом свой парадокс истории.
Я запустил канал в MAX. Там не дублирую контент из Дзена, а публикую уникальные материалы - интересные факты, научные мемы и шутки. Если у вас есть новый мессенджер - присоединяйтесь!