Добрый вечер!
Париж. Начало 1960-х. На подиуме делегация из СССР. Среди манекенщиц есть одна, которая движется и смотрит иначе: в её глазах аристократическая тоска, в походке — европейский шик. Пьер Карден и Кристиан Диор аплодируют ей стоя. Французская пресса взорвётся заголовками: «Самое красивое оружие Кремля». Её звали Регина Збарская.
Принято считать, что за Железным занавесом не было ни моды, ни звёзд подиума. История этой женщины доказывает, что это не так. Мода была. Но цена за право быть её королевой оказалась непомерно высокой.
Жизнь Збарской — сплошная загадка, миф, который она сама старательно создавала. Даже место и дата рождения (официально — 27 сентября 1935 года) вызывают споры. По одной из легенд, которую манекенщица рассказывала в начале карьеры, она — дочь цирковых артистов из Ленинграда, трагически разбившихся под куполом. Оставшись сиротой, девочка якобы выросла в детдоме. Красивая, но выдуманная история.
Более приземлённая версия, подтверждённая позже её сводным братом, гласит, что Регина Колесникова (её девичья фамилия) родилась в Вологде. Отец — отставной офицер, мать — врач. Обычная советская семья, от которой она, видимо, отчаянно хотела сбежать, придумывая себе более романтическую биографию. Имя, которое ей дали, с латыни переводится как «царица». И Регина с юности решила, что будет соответствовать ему.
Окончив школу почти на одни пятёрки, в 1953 году 17-летняя Регина приехала покорять Москву. Она поступила во ВГИК, но не на актёрский, а на экономический факультет. Учёба была лишь прикрытием. Всё её время уходило на походы по «Мосфильму», светские вечеринки и полезные знакомства. На одном из таких мероприятий её, эффектную брюнетку с «западным» лицом, заметила художник-модельер Вера Аралова. Это приглашение стало билетом в другую жизнь.
В СССР профессия манекенщицы считалась почти неприличной. Платили мало, а журналы вроде «Работницы» публиковали разгромные статьи о «тунеядках с подиума». Но именно в московском Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком Мосту Регина нашла своё истинное призвание.
Она не просто демонстрировала одежду, она создавала образ. Молодой модельер Вячеслав Зайцев был от неё без ума. Именно он убедил её сделать знаменитую стрижку «под пажа», после которой западная пресса окрестила Збарскую «советской Софи Лорен». Коллеги же за её аристократическую отстранённость и гордость прозвали её Снежной Королевой.
Её триумф пришёлся на 60-е. Она была главной звездой советских показов за рубежом. Но за блеском софитов и восхищением иностранцев скрывалась личная драма, которая в итоге её и погубила.
На одной из богемных вечеринок Регина познакомилась со Львом Збарским — гениальным художником-графиком, который был её пропуском в мир настоящей элиты. Он дал ей свою звучную фамилию и ввёл в круг, о котором она всегда мечтала. Но он же её и уничтожил.
Лев был человеком искусства — свободолюбивым и неверным. Регина обожала его до безумия и терпела все измены. Он негативно отнесся к ее беременности. Карьера была на пике, ребёнок, по его мнению, был помехой. Она, отчаянно желая сохранить семью, подчинилась. Это решение сломало её изнутри.
Вскоре Збарский всё равно ушёл — сначала к актрисе Марианне Вертинской, а затем к Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. Для Регины это был финальный удар. Человек, запретивший ей стать матерью, с лёгкостью стал отцом в другой семье. Её психика не выдержала. Она впервые попала в психиатрическую лечебницу с тяжелейшей депрессией и начала принимать таблетки, с которых уже не смогла слезть.
Но череда предательств на этом не закончилась. У неё случился бурный роман с югославским журналистом. После расставания он уехал на Запад и издал скандальную книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он в красках описал не только их интимную связь, но и выдуманные подробности её сотрудничества с КГБ и доносы на коллег.
Эта книга стала приговором. Начался политический скандал. Её вызывали на допросы. От неё отвернулись почти все. Регина предприняла две попытки уйти из жизни, но её спасали.
Её звезда закатилась так же стремительно, как и взошла. Сильнейшие препараты изменили Збарскую до неузнаваемости: она набрала вес, знаменитый королевский взгляд потух. Какое-то время она работала уборщицей в том самом Доме моделей, где когда-то была примой. Вячеслав Зайцев, сохранивший к ней тёплые чувства, пытался помочь, пригласив работать в свой новый Дом моды. Но это была лишь тень былого величия.
15 ноября 1987 года, во время очередного пребывания в психиатрической больнице, Регина Збарская покончила с собой. На её похороны не пришёл никто из бывших коллег. Тело кремировали, а место захоронения праха долгие годы оставалось тайной.
История «Красной королевы» — это не просто биография модели. Это трагедия женщины, которая хотела быть царицей, но оказалась пешкой в играх мужчин и большой политики. Она была слишком яркой, слишком свободной и слишком несчастной для системы, которая сначала вознесла её на вершину, а потом безжалостно сбросила вниз.