Найти в Дзене
С Богом по жизни

Божий образец для нас

Автор Послания к евреям привел многочисленные сравнения и противопоставления между ветхозаветными и новозаветными учениями и порядками. В главе 8 он говорит о священниках, которые совершали жертвоприношения, предусмотренные в законе Моисея (ст. 4), а далее пишет: «[Эти священники] служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к устройству скинии: "Смотри, — сказано, — сделай всё по образцу, показанному тебе на горе"» (ст. 5). Обратите внимание на Божье указание Моисею относительно скинии: «Сделай всё по образцу». Большинство из нас знакомо с образцами — в одежде, в строительстве (чертежи), в приготовлении пищи (рецепты) и в разных играх (правила). В этом уроке мы зададим несколько вопросов об образцах. Есть ли образец, которому мы с вами должны следовать сегодня в религиозных вопросах? Содержит ли Библия образец учения и практики? Эта проповедь будет в первую очередь предназначена «для головы» — обращена к вашему разуму, чтобы вы задумались. Но я надеюсь т
Оглавление

Автор Послания к евреям привел многочисленные сравнения и противопоставления между ветхозаветными и новозаветными учениями и порядками. В главе 8 он говорит о священниках, которые совершали жертвоприношения, предусмотренные в законе Моисея (ст. 4), а далее пишет: «[Эти священники] служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к устройству скинии: "Смотри, — сказано, — сделай всё по образцу, показанному тебе на горе"» (ст. 5). Обратите внимание на Божье указание Моисею относительно скинии: «Сделай всё по образцу».

Большинство из нас знакомо с образцами — в одежде, в строительстве (чертежи), в приготовлении пищи (рецепты) и в разных играх (правила). В этом уроке мы зададим несколько вопросов об образцах. Есть ли образец, которому мы с вами должны следовать сегодня в религиозных вопросах? Содержит ли Библия образец учения и практики?

Эта проповедь будет в первую очередь предназначена «для головы» — обращена к вашему разуму, чтобы вы задумались. Но я надеюсь также, что это будет проповедь и «для сердца» — что она затронет ваши эмоции и побудит вас еще преданнее «делать то, что говорит Библия, так, как говорит Библия».

ОБРАЗЦЫ В ПРОШЛОМ

Давайте начнем с разговора об образцах в прошлом. В Ветхом Завете Бог часто давал людям образцы, которым они должны были следовать, — и ожидал, что они будут придерживаться Его образцов. Например, Он давал им образцы для строительства. В Быт. 6 Он дал Ною указания, как построить ковчег. Другим примером может служить храм Соломона (см. 1 Пар. 28:11, 12, 19). Помимо строительных образцов, Бог давал образцы действий. Один пример этого — особые указания Иисусу Навину о том, как обходить вокруг стен Иерихона (Иис. Н. 6:2-21; см. Евр. 11:30). Еще один образец действий — это указание Елисея Нееману семь раз окунуться в Иордан (4 Цар. 5:1-14). В прошлом Бог даже давал образцы относительно того, как отправлять религиозные обряды. Ветхий Завет изобилует образцами, которым должны были следовать иудеи (см. Втор. 4:1-14).

Образец для следования

Можно отметить и другие примеры Божьих образцов в прошлом, но я хочу остановиться на образце, который упоминается в Евр. 8:5: «…как сказано было Моисею, когда он приступал к устройству скинии: "Смотри, — сказано, — сделай всё по образу, показанному тебе на горе"». Веля Моисею построить скинию, Бог особо подчеркнул, что она должна быть построена по Его образцу.

«Всё сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов её; так и сделайте» (Исх. 25:9). «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40). Более того, позже будет сказано, что Моисей последовал этому образцу: «…по образцу, который показал Господь Моисею, он сделал светильник» (Чис. 8:4).

Подробный образец

Каковы некоторые особенности Божьих образцов в прошлом? Прежде всего отметим, что, как правило, Божьи образцы были подробными. В частности, образец для скинии чрезвычайно детализирован. Приводятся не все детали, но огромное их множество. В книге Исход подробному описанию скинии с ее двором и убранством посвящено тринадцать глав (гл. 25—31; 35—40). В дополнение к этому, много страниц в книге Левит, следующей за Исходом, детально рассказывают, как использовать и как обращаться с предметами, связанными со скинией. Может, вам кажется, что тринадцать с лишним глав не так уж и много, но учтите: Нагорная проповедь занимает только три главы, и при этом сколько в них содержится! Да и вообще, девятнадцать из двадцати семи книг в Новом Завете имеют тринадцать и менее глав.

Этот урок не ставит перед собой цель истолкование Библии, но будет полезно сказать несколько слов о том, как Бог передал Моисею Свой образец скинии. Большинство деталей выражены в повелениях: Моисею было велено сделать то или это. Но некоторые детали Бог передал Моисею путем демонстрации того, что Он хочет. Прочтем еще раз вышеприведенные отрывки: «Всё сделайте, как Я показываю тебе…» (Исх. 25:9); «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40); «…по образцу, который показал Господь Моисею, он сделал светильник» (Чис. 8:4). В нашем тексте та же терминология: «Смотри… сделай всё по образу, показанному тебе на горе» (Евр. 8:5).

Я понимаю, что слово «показывать» может означать «объяснять», но что касается строительства скинии, то некоторые детали Бог мог передать, только показав Моисею, что Он хочет. Например, крыша скинии: была ли она плоская или островерхая, как у палатки? Когда люди пытаются изобразить скинию по инструкциям в Исходе, то у одних она получается с плоской крышей, а у других с двускатной.

Какая из них правильная? Из указаний, данных в Исходе, этого не определить. Единственно, как Моисей мог узнать эту важную деталь, это если Бог показал ему, что Он хотел. Чтобы получить ответ на вопрос о крыше, Моисею достаточно было лишь одним глазком взглянуть на готовую скинию.

Моисею требовались не только повеления, но и пример того, чего желал Господь, — и Бог, очевидно, предоставил ему его. Стефан, давая синедриону «урок истории», сказал: «…повелел Говоривший Моисею сделать её по образцу, им виденному» (Деян. 7:44).

Мы делаем вывод, что образцы в прошлом были подробными и что Бог не оставлял людей в сомнении относительно всех деталей. Чтобы прояснить эти детали, Он использовал как повеления, так и примеры.

Неизменный образец

Далее я хочу подчеркнуть тот факт, что, какими бы ни были Божьи образцы, люди не имели права их изменять. Можно привести много ветхозаветных примеров, но давайте продолжим разговор о скинии. В дополнение к подробным инструкциям по устройству скинии Бог дал не менее подробные инструкции относительно того, как должно было проводиться поклонение в скинии. К сожалению, люди не всегда довольствовались Божьим образцом и пытались изменить его. Например, описан случай со священниками Надавом и Авиудом, сыновьями Аарона. В Лев. 10:1, 2 мы читаем: «Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господом огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжёг их, и умерли они пред лицом Господа».

Нам не известно, откуда был взят «огонь чуждый». Мы только знаем, что это был огонь, «которого [Бог] не велел им». Бог сказал священникам, что делать, но Надав и Авиуд не сделали этого. Они принесли не тот огонь, какой было велено, и это закончилось для них катастрофой. Когда Бог дает образец, люди не имеют права менять его.

Я бы даже заметил, что и никакое время, прошедшее с момента повеления, не давало никому права менять Божий образец. Некоторые понимают, что изначально люди не правомочны менять Божий образец, но при этом считают, что по прошествии значительного времени становится необходимо «осовременить» его.

Давайте вернемся к скинии. Примерно через четыреста пятьдесят лет после того, как Бог дал Моисею указания относительно скинии, царь Давид решил перенести ковчег завета из дома Авинадава в Иерусалим (1 Пар. 13:1-6; см. ст. 7). Бог оставил распоряжение относительно транспортировки ковчега; Он велел вложить «шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их [левиты могли] носить ковчег» (см. Исх. 25:12-15; Втор. 10:8). По какой-то причине ответственные за перенос ковчега в дни Давида проигнорировали это указание. И вот какая трагедия из этого вышла: «И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава; и Оза и Ахия вели колесницу… Когда дошли до гумна Хидона, Оза простёр руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу и поразил его за то, что он простёр руку свою к ковчегу; и он умер тут же пред лицом Божиим» (1 Пар. 13:7-10).

Какое-то время ковчег оставался там, где случилась трагедия, но позже Давид решил попробовать снова — на сей раз так, как велел Бог: «[Давид] приготовил место для ковчега Божия… Тогда сказал Давид: "Никто не должен носить ковчега Божьего, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему вовеки"… И призвал Давид священников… и левитов… и сказал им: "Вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него; ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно". И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах» (1 Пар. 15:1-15).

Спустя четыреста пятьдесят лет после того, как Моисей издал закон, его указания все равно требовалось исполнять буквально.

Некоторые думают, что многовековая давность Божьего устройства, которое Он явил людям, дает им право «усовершенствовать» его, но это не так. Если бы позволяло время, мы бы отметили множество ветхозаветных отрывков, утверждающих общую истину, что люди не правомочны изменять Божьи образцы. (См. Прит. 14:12; Ис. 55:8, 9; Иер. 10:23). Позвольте мне завершить эту часть урока словами Иисуса, которые Он произнес через полторы тысячи лет после передачи Закона: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном…» (Мф. 5:18, 19).

Все «исполнилось», когда Иисус умер на кресте. Тогда завершилось действие Ветхого Завета, и в силу вступил Новый Завет (см. Кол. 2:14; Евр. 9:16, 17). А до этого времени никто не имел права изменять даже самую малую букву или пометку в Законе.

Итак, мы увидели, что люди не имели права изменять Божьи образцы и что течение времени не отменяло их. Только Сам Бог имеет право изменять Свой образец, — и когда Он это делает, Он сообщает об изменении. Помните обо всем этом, когда мы обратимся к настоящему времени.

ОБРАЗЕЦ В НАСТОЯЩЕМ

Можно ли сказать, что Бог дал образцы Своему народу в прошлом, а нас, живущих сегодня, проигнорировал? Некоторые так и думают. Они считают, что Новый Завет не от Бога. Если Новый Завет не от Бога, то понятно, что он не содержит образец для нас, живущих сегодня. Однако большинство (если не все) из вас, изучающих этот урок, считает Новый Завет богодухновенным Писанием, а потому сейчас я не буду заниматься разбором этой позиции.

Другие верят, что Новый Завет от Бога, но что это просто повествование о том, что делали люди в прошлом. Они думают, что оно почти или вовсе не имеет отношения к тому, что мы должны делать сегодня. Когда мы с семьей впервые приехали в Австралию, я проводил библейские занятия на дому точно так, как делал на родине. Я старательно показывал на основе Нового Завета, какой была ранняя церковь и что делали люди, чтобы спастись. Те, с кем я занимался, кивали головами и соглашались со мной. Поэтому я удивлялся, когда в религиозном плане это не производило в них никакой перемены. И вдруг меня осенило, что на наши занятия они смотрели как на урок по истории религии. Их отношение было сродни моему, когда я посетил «Австралийскую деревню» под Сиднеем. Этот туристический объект показывал, какой была жизнь, когда в Австралию прибыли первые поселенцы. Рассматривая экспонаты, я не сомневался, что именно так жили люди сто с лишним лет назад. Тем не менее, меня не посетило желание, вернувшись домой, выбросить все свои электроприборы и избавиться от автомобиля. Так и те, кого я учил, думали, что я показывал им, какой была церковь в I веке, а вовсе не какой она должна быть сегодня. Считающие, что Новый Завет в своей основе просто историческое повествование, думают, что мы должны постоянно осовременивать христианство, приспосабливая его к соответствующей эпохе.

С этой идеей тесно связано мнение некоторых людей, которые считают, что Новый Завет от Бога и что он действительно содержит образец, но образец очень ограниченный — содержащий лишь несколько важных истин. Эти признанные истины включают в себя смерть, погребение и воскресение Иисуса (1 Кор. 15:1-4) и необходимость веры в Него (Ин. 3:16). Однако представители этой группы отрицают, что это всеобъемлющий образец, который также распространяется на крещение, церковное богослужение, организацию церкви и тому подобное. Кроме того, они считают, что человечество имеет право, даже обязанность делать постоянные ревизии в тех аспектах христианства, которые они считают «несущественными».

Я собираюсь показать, что как Бог давал образцы людям в прошлом, так Он дал образец и нам сегодня. Я даже покажу, что это подробный образец, следовать которому обязательно.

Божий образец сегодня

Позвольте представить вам ключевое слово в нашем тексте: типос. В Евр. 8:5 оно переведено «образец»: «…как сказано было Моисею, когда он приступал к устройству скинии: "Смотри, — сказано, — сделай всё по образцу, показанному тебе на горе"». В одном греческом лексиконе утверждается, что в Евр. 8:5 типос означает «образец, в соответствии с которым должна быть сделана какая-то вещь». В РБО последняя часть Евр. 8:5 звучит так: «Смотри, — сказал Бог, — сделай всё точно по образцу, который был показан тебе на горе».

-2

Слово типос есть в Рим. 6:17, где Павел говорит об «образе», который включает в себя крещение: «Вы… от сердца стали послушны тому образу [типос] учения, которому предали себя». Здесь типос означает «образец учения».

Родственное слово — гипотипосис, сочетающее в себе типос и приставку гипо, то есть «под». Его буквальный перевод — «под образцом». Это слово тоже означает «пример, образец, модель». Павел употребил гипотипосис в 1 Тим. 1:16: «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». Павел сказал, что его спасение на основании милости есть пример/образец для всех верующих. Так возблагодарим Бога за этот образец благодати!

Павел также употребил слово гипотипосис во 2 Тим. 1:13: «Держись образца [гипотипосис] здравого учения, которое ты слышал от меня». Значение гипотипосис во 2 Тим. 1:13 трактуется так: «образец, помещаемый перед человеком для того, чтобы тот твёрдо его держался и копировал» (Уилки и др.).

Где мы встречаем Божий образец учения для нынешнего времени? В Новом Завете. Мы больше не подчиняемся предписаниям Ветхого Завета, а должны руководствоваться принципами Нового Завета (Кол. 2:14; Евр. 9:16, 17). Сегодняшний образец учения и практики можно найти записанными на страницах Нового Завета (1 Кор. 4:6; 2 Пет. 3:15, 16; см. 2 Тим. 3:16, 17). Он содержит то, что говорил Иисус (см. Мф. 10:40), а также учения апостолов.

Эти стихи учат двум очевидным истинам. Во-первых, у Бога есть образец для нас сегодняшних. Во-вторых, Бог ожидает, что мы будем следовать Его образцу.

Образец подробный

Образец для скинии был очень подробным. А детализирован ли Божий образец в Новом Завете? Да. Он не содержит всех деталей (Бог хочет, чтобы в некоторых вопросах мы пользовались здравым смыслом), но он очень подробный. Мы делаем этот вывод на основании стихов, содержащих типос и гипотипосис. В Рим. 6:17 Павел уверенно говорит об «образе учения», который был передан римским христианам, хотя сам он никогда не был в Риме. Это означает, что в Господних церквах уже существовал последовательный образец учения. Павел велел Тимофею: «Держись образца [гипотипосис] здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим. 1:13). То, чему Павел был научен по вдохновению, стало образцом учения и практики, которому должны следовать христиане.

Если бы позволяло время, можно было бы отметить много других указаний на то, что Новый Завет содержит подробный образец. Можно было бы исследовать такие слова как «завет», «истина», «заповеди» и «послушание», а также понятие верности в проповедовании и учении. Но позвольте мне ограничиться одним направлением мысли. Многие стихи в Новом Завете предупреждают о грядущем отступничестве (см. Деян. 20:29, 30; 2 Тим. 4:3, 4; 2 Фес. 2:3), отходе от истине. Но о каком отходе можно говорить, если нет нормы, от которой произошел этот отход? Как можно обнаружить отход, если постоянно необходимо приспосабливать образец к тому или иному времени, к эпохе? В связи с этим отступничеством позвольте обратить ваше внимание на один отрывок: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры… через лицемерие лжецов, клеймённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением…» (1 Тим. 4:1–5).

В этом отрывке Павел говорит о грядущем отступничестве. Для этого отступничества были характерны два лжеучения: запрет на вступление в брак и повеление не употреблять определенную пищу. Только подумайте: новозаветный образец настолько детален, что включает в себя законы о браке и пище. Если бы это было не так, то не было бы и отступничества, отхода, вносящего в учение и практику другие идеи.

Как обнаружить Божий образец для нас в Новом Завете? Повторяю: это не урок по библейскому толкованию, но я все же хотел бы поделиться некоторыми мыслями. Один очевидный способ узнать Божий образец — это найти повеления, относящиеся к церкви в целом (например, 2 Фес. 3:6). Но поскольку Новый Завет не учебник, а сборник писаний на историческом фоне, то нам также нужно смотреть, что церковь делала под руководством апостолов. Мы спрашиваем: «Какой была церковь в новозаветные времена?» И если какое-либо учение или действие было обязательным для новозаветных христиан, то оно обязательно и для нас.

Павел сказал филиппийцам: «Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте — и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:9). Павел учил не только повелением, но и примером. Так и Бог повелением и примером поясняет нам Свои требования — каждому в отдельности и всей церкви. Один из таких примеров — Господня вечеря. Иисус велел Своим ученикам соблюдать Господню вечерю (см. 1 Кор. 11:23-26), но мы должны поискать примеры, чтобы увидеть, как ранняя церковь (под богодухновенным руководством апостолов) исполняла волю Христа (см. Деян. 20:7).

Образец неизменный

Когда Бог дал образец для скинии, никто не имел права изменять его. Этот принцип в отношении Божьего образца действует и сегодня. Павел писал галатам: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие исказить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, — да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: если кто благовествует вам не то, что вы приняли, — да будет анафема» (Гал. 1:6-9).

Евангелие содержит не только факты, в которые нужно верить (1 Кор. 15:1-4), но и повеления, которые нужно исполнять (2 Фес. 1:8; 1 Пет. 4:17). Если мы вносим изменения в эти факты и повеления, то мы виновны в проповедовании «иного благовествования» и подлежим Божьему осуждению.

В Новом Завете мы находим много других предупреждений относительно изменения того, что открыли вдохновенные авторы. Иоанн сказал: «Всякий, преступающий учение Христа и не пребывающий в нём, не имеет Бога» (2 Ин. 9). И еще он сказал, что если кто добавит к написанному им в Откровении, «на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге этой» (Отк. 22:18), а если кто отнимет от слов книги, «у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде» (ст. 19). Когда говорит Бог, мы не имеем права изменять сказанное Им.

Кроме того, ход времени никак не отражается на образце. Только Бог имеет право изменять образец. Он открыл, что Его образец в Новом Завете действителен до возвращения Христа. Иисус велел Своим ученикам учить других всему, что Он заповедал им. А затем сказал: «И вот Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Иуда призывал бороться «за веру, раз навсегда преданную святым» (Иуда 3; пер. Кассиана).

Возможно ли, чтобы написанное тысячи лет назад годилось для нашего времени? Если бы образец исходил от людей, то это было бы невозможно, но «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12). Петр говорит, что мы возродились «от слова Божьего, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23). Оно было живо вчера, живо сегодня и будет живо завтра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Новом Завете Бог явил образец, которому мы должны следовать в учении и практике. Мы не извиняемся за то, что учим, что сегодня нам нужно жить так, как учит Новый Завет. Мы не извиняемся за то, что учим, что сегодня христианам нужно поклоняться так, как это делала церковь в новозаветные времена, или что общины должны иметь такую же организацию, как и в I веке.

Самое главное, мы не извиняемся за то, что учим пути спасения, открытому в Новом Завете. Мы должны верить в Иисуса и Его жертву. Мы, грешники, должны отдать себя на милость и благодать Божью. Мы должны принять Божью благодать через «покорение вере» (Рим. 1:5; 14:25), покаявшись в своих грехах, исповедав свою веру и погрузившись в воды крещения (Мк. 16:16; Деян. 2:38). Это требовалось в I веке, и это же требуется в XXI веке.

Поклонение | С Богом по жизни | Дзен