Научная фантастика всегда была излюбленным жанром для поклонников кино, а ученые, в свою очередь, наблюдали за реакцией публики. Здесь проверяли, выдержит ли экран полет сквозь черные дыры, философию искусственного интеллекта и даже банальные семейные ценности в будущем. Симбиоз получился великолепным. Но если отдельные фильмы часто становятся культовыми, то полноценные трилогии - редкий зверь. Уж слишком легко все испортить второй частью, а уж третьей и вовсе. Настоящая sci-fi трилогия должна работать как идеально выстроенный трехактный спектакль: начало, развитие, финал.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Давайте разберем десятку тех, кто с непростой задачей справился - может, с разной степенью успеха, но навсегда оставив след в истории кино.
Люди в черном / Men in Black (1997–2012)
"Люди в черном" стали квинтэссенцией блокбастера 90-х: харизма Уилла Смита, мертвенная серьезность Томми Ли Джонса и армия пришельцев, прячущихся среди нас. Первый фильм сделал франшизу хитом и подарил нам культовую тему Рэя Паркера. Сиквел 2002 года, по общему мнению, оказался вяловатым, будто сам Джей устал шутить. Спас положение третий фильм 2012-го, где история получила достойное завершение - с личной драмой и даже намеком на сентиментальность. Итог: неидеальная, но все же великая трилогия, где первый и третий фильмы тащат второго хромого брата на себе.
Билл и Тед / Bill & Ted (1989–2020)
Киану Ривз до "Матрицы" и "Джона Уика" был... раздолбаем с гитарой. "Невероятные приключения Билла и Теда" отразили дух конца 80-х: веселые идиоты прыгают по времени и спасают мир. Второй фильм, "непутевое путешествие", ушел в полный абсурд - как ни странно, это сделало его культовым. И вот в 2020-м герои вернулись взрослыми, слегка постаревшими, но все такими же нелепыми. Трилогия, может, и не идеальный sci-fi в строгом смысле, но как культурный феномен - безусловно знаковая. И да, Киану улыбался еще до Нео.
Матрица / The Matrix (1999–2003)
Один из тех фильмов, после которых, как говорится, кино уже никогда не было прежним. "Матрица" 1999 года взорвала мозг зрителям: от философии до эффекта bullet time. Сиквелы 2003-го - "Перезагрузка" и "Революция" - пытались развернуть вселенную, но вместо откровения получился перегруженный визуальный комикс. Однако если смотреть трилогию целиком, арка Нео выглядит цельной: избранный приходит, сражается, жертвует собой. Да, первые полчаса оригинала стоят всех продолжений, но трилогия в истории кинематографа закрепилась как пример того, как трудно держать планку после революции.
Планета обезьян / The Planet of the Apes: Caesar Trilogy (2011–2017)
Казалось, что перезапуск "Планеты обезьян" - чистая авантюра. Но Руперт Уайатт и Мэтт Ривз сделали невозможное: превратили историю о говорящих макаках в трагедию шекспировского масштаба. "Восстание", "Рассвет" и "Война" - три акта жизни Цезаря, лидера нового вида. Здесь нет слабых фильмов: спецэффекты уровня "ого, такого мы еще не видели!" и гениальная работа Энди Серкиса в формате захвата движений. Это редкий случай, когда sci-fi и драма идут рука об руку, а зритель сочувствует обезьянам больше, чем людям.
Безумный Макс / Mad Max (1981–2015)
Да, первый "Безумный Макс" вышел в 1979-м, но настоящая трилогия начинается со второго фильма - с "Воина дороги". Именно тогда постапокалипсис стал экранным фетишем. "Безумный Макс" - это не столько сюжет, сколько хаос, бензин и адреналин. "Под куполом грома" слегка сбавил обороты, но Джордж Миллер вернул славу с "Дорогой ярости" 2015 года, где Том Харди и Шарлиз Терон в буквальном смысле выжигали экран. У этой трилогии нет строгой хронологии, зато есть стиль: мир рушится, а Макс молча идет дальше. Ну, или едет, если есть на чем.
Звездный путь / Star Trek: Genesis Trilogy (1982–1986)
Первый полнометражный "Звездный путь" получился нудятиной, но со второй части франшиза ожила. "Гнев Хана", В поисках Спока" и "Путешествие домой" - это три акта, связанные воедино. Смерть и воскрешение Спока сделали историю эмоционально насыщенной, а сами фильмы показали, что "Стартрек" может воздействовать не только на гиков. Да, часть о поисках Спока слегка провисает, но в целом это редкий случай, когда научная фантастика осмелилась поговорить о дружбе, жертве и второй жизни - буквально.
Терминатор / The Terminator (1984–2003)
Первый "Терминатор" - техно-нуарный хоррор, который снял молодой Джеймс Кэмерон. Вторая часть стала одним из величайших фантастических боевиков всех времен - смесь философии, спецэффектов и Арнольда, который наконец сказал фирменное "I’ll be back" и сдержал данное обещание. Третья часть, увы, превратилась в механический кэш-граб. Но если закрыть глаза на ее слабости, трилогия все равно остается примером того, как можно превратить малобюджетный триллер в эпос мирового уровня.
Чужой / Alien Trilogy (1979–1992)
Технически фильмов о космическом монстре больше, но настоящая цельная трилогия - это "Чужой", "Чужие" и "Чужой 3". Ридли Скотт показал космический хоррор, Кэмерон сделал военный боевик, а Финчер снял мрачную притчу о жертве. Каждая часть не похожа не предыдущие и последующие, но они связаны героиней Сигурни Уивер - одной из самых сильных женских фигур в sci-fi. Да, "Чужой 3" спорный и считается неудачным по многим аспектам, но именно он поставил логичную точку в арке Рипли. Трилогия разная по качеству, но цельная по духу.
Назад в будущее / Back to the Future (1985–1990)
"Назад в будущее" - это эталон семейной фантастики и вечный культурный феномен. Первый фильм идеален: юмор, приключения, музыка. Второй - чуть более темный и усложненный, но тоже культовый. Третий переносит героев на Дикий Запад и закрывает историю фирменным обаянием. Главное достоинство трилогии - в ее стабильности: ни одна часть не предала тон и стиль первой. Это один из немногих примеров, когда все три фильма работают как единое целое и одинаково любимы публикой.
Звездные войны / The Original Star Wars Trilogy (1977–1983)
Оригинальная трилогия "Звездных войн" - это священная скрижаль для sci-fi. "Новая надежда" изменила кино в 1977-м, "Империя наносит ответный удар" доказала, что сиквел может быть лучше оригинала, а "Возвращение джедая" расставило точки над i. Люк Скайуокер, Дарт Вейдер, Лея, Хан Соло - эти образы стали частью поп-культуры, а само слово "франшиза" многим обязано именно "Звездным войнам". Все, что вышло потом, спорно, но первые три фильма - до сих пор эталон того, как работает киноэпопея.
Хорошая трилогия в sci-fi - редкость. Но когда она случается, это уже не просто фильмы, а мифология. Они показывают, что научная фантастика может быть и попкорновым развлечением, и трагедией, и философским экспериментом. Пусть некоторые вторые или третьи части подводят, но в целом эти указанные выше десять трилогий стали фундаментом жанра. Все остальное - лишь вариации на их темы.
Хочу напомнить, что на канале действует Премиум-раздел с материалами, которые недоступны в общей ленте - сейчас там публикуются тексты об истории фильмов для взрослых и анализ мнения иностранцев о советских и российских картинах. А впереди большая жанровая подборка по итогам первой четверти XXI века! Кроме того, вы можете отблагодарить автора целевым донатом - с вашей помощью я смогу продлить подписки на различные ресурсы, которые позволяют писать на актуальные темы и нестандартно рассказывать о классике. Вместе здесь будет интереснее!
Делитесь в комментариях своими впечатлениями от этих проектов и добавляйте свои варианты - вместе мы вспомним еще больше крутых триллеров, которыми хочется делиться. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, умножайте радость на три, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: