Найти в Дзене
Финансовая кухня

Рост цен неизбежен: НДС ударит по кошелькам россиян

Оглавление

Экономический обозреватель Юрий Пронько предупреждает: цены в России растут не так, как это показывают скучные графики Росстата, а так, как мы реально ощущаем на собственном кошельке — особенно на автозаправках. И виноват в этом, прежде всего, возможный рост НДС до 22%, который обсуждают на самых верхних этажах власти.

Рост цен неизбежен: НДС ударит по кошелькам россиян
Рост цен неизбежен: НДС ударит по кошелькам россиян

В результате нас ждёт новый виток подорожания, удар по покупательной способности семей и, разумеется, ещё большее напряжение на топливном рынке.

Фиаско с топливным кризисом

Власти пытаются обуздать рост цен на топливо, но пока всё это напоминает игру в догонялки. Уступки нефтяным компаниям и сохранение бюджетных выплат в виде «обратного демпфера» не дали ожидаемого эффекта. Биржевые котировки бьют исторические рекорды, а из регионов поступают тревожные сигналы об отсутствии топлива.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил: в России нет закона, ограничивающего рост розничных цен на топливо инфляцией. Есть лишь неформальная привязка — «пусть растут, но не выше инфляции по итогам года». На практике же розничные цены на бензин регулярно обгоняют инфляцию. Например, в начале сентября инфляция была чуть выше 4%, а бензин уже подорожал на 7–7,2%. При попытках Центробанка сдерживать инфляцию этот разрыв, скорее всего, будет только увеличиваться.

Санкции и региональные дефициты

Санкции добавляют масла в огонь: колебания биржевых цен не отражают всей картины. В регионах ощущается настоящий топливный кризис — топлива просто нет.

При этом действует договорённость между правительством и нефтяниками о стоимости топлива на АЗС. Но санкции вынуждают компании компенсировать потери на внутреннем рынке, ведь премиальные внешние рынки уже недоступны.

Правительство пошло на уступки нефтяникам, чтобы при быстром росте биржевых цен демпфер не обнулялся. По сути, бюджет помогает компаниям пережить налоговую нагрузку, санкции и угрозу атак дронов, не забывая при этом про рост цен на внутреннем рынке.

Искусственное сдерживание цен vs дефицит

Компании, пытаясь «отыграться» на внутреннем рынке, создают дефицит топлива. Ранее достигнутое соглашение о сдерживании цен на уровне инфляции уже не работает. Минфин предлагает увеличить допустимое отклонение оптовых цен на топливо до 20% по бензину и до 30% по дизелю. Окончательное решение, как всегда, за правительством.

Налоговая нагрузка давит на бензин

Российский топливный союз предлагает правительству таргетировать рост цен на АЗС не по потребительской инфляции, а по «широкому композитному индексу». Юрий Пронько подчеркивает, что налоговая нагрузка — рост акцизов, налога на прибыль, тарифов РЖД — является главным фактором ценообразования.

За год акцизы на бензин выросли на 13,5%, на дизель — более чем на 16%, налог на прибыль увеличен до 25%, тарифы РЖД — почти на 14%. В итоге нефтяные лоббисты добиваются права повышать цены на бензин быстрее, чем средняя инфляция.

Налоговая нагрузка давит на бензин
Налоговая нагрузка давит на бензин

Эксперт прогнозирует дальнейший рост цен — снова не по статистике Росстата, а так, как это ощущают водители на АЗС. Повышение НДС до 22% только ускорит этот процесс, а спрос и покупательная способность домохозяйств будут снижаться.

Вывод

Лично мне кажется, что рост НДС и налоговая нагрузка на топливо — это реальный «триггер» для новых проблем в экономике. Искусственное сдерживание цен приводит лишь к дефициту и недовольству населения, а повышать налоги без серьёзного экономического эффекта — это как пытаться заправить машину с дырявым баком: деньги уходят, а результата нет.

А как вы думаете, насколько серьёзно повышение НДС ударит по семейным бюджетам? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Также подписывайтесь на мой канал, это мотивирует меня чаще писать для вас статьи на разные популярные темы.

Популярное на канале: