Добрый день, любители отечественной истории и путешествий!
Часто можно услышать версию о том, что русские строить не умели, поэтому приглашали заморских архитекторов. Это не так.
Исследователи связывают возникновение русской архитектуры со временем расселения славян по территориям будущей Руси и их дохристианскими верованиями. Изначально славяне селились на территориях, окружённых лесами, и использовали дерево как основной строительный материал. Деревянными были храмы, боярские хоромы, крепостные стены. Города основывали на берегах рек или озер. Вода нужна была не только для хозяйственной жизни, но и для тушения многочисленных пожаров, при которых мог выгореть целый город.
Некоторые сохранившиеся памятники древнерусской деревянной архитектуры:
Описание путешествий по Руси, оставленное иноземцами, вкупе с местными чертежами и планами, убедительно подтверждает что наше плотницкое искусство являло собой самобытную, почти неприступную область, огражденную от чужеземных веяний.
Термины и слова – «зодчество», «здание», «Создатель» и их многочисленные производные имеют общий корень - древнее славянское слово – «зъд», что значит глина. И архитектор, строивший «каменные» здания и вылепивший по своему подобию Бог, имели дело с общим исходным материалом - глиной.
Но мы говорим о деревянной архитектуре, единственным исходным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения построек был топор.
Главным заповедником деревянного зодчества (продолжим пользоваться этим термином) исторически стал Север России. Уже с XI века началось освоение этих земель новгородцами, продолжено было Ростовом и Владимиром, а затем Московским государством. Это обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени. Вплоть до конца XVIII века здесь создавались деревянные шедевры.
История изучения памятников многовекового древнерусского деревянного зодчества кратка - немногим более века. На сей счет было, по-видимому, несколько причин.
Во-первых, деревянная архитектура рассматривалась как рутинный атрибут традиционной, консервативной старины и не включалась в сферу искусства.
Во-вторых, дороги в России до середины XIX века весьма затрудняли доступ к самим памятникам деревянного зодчества, большинство которых находилось в трудно доступных местах, главным образом на Севере.
Третья причина, по-видимому, коренилась в традиционном «официальном» отношении к деревянному зодчеству, сохранившему с древности связь с языческой культурой восточных славян и других народов, населявших Север, что не только не одобрялось, но и всегда преследовалось.
Из книги Я.В. Малкова:
По латыни идолопоклонничество - “PAGANUS”. В такой транскрипции это звучало и по-русски без всяких скидок на художественные достоинства языческого наследия: «из Московии многие пути ведут к поганым народам, которые слывут печорою» (чудь, весь и др.). В завещании Ивана III 1505 года земли при впадении Суры в Пинегу названы «Сура поганая».
И это так...
В древнерусской культуре профессия архитектора была окружена множеством мистических представлений и поверий. Считалось, что успешное завершение строительства зависит не только от профессионализма мастера, но и от соблюдения определенных ритуалов. Например, при заложении фундамента дома следовали правилам:
• Использовали твёрдые породы деревьев (кедр, лиственница). Старые и больные деревья не трогали, считалось, что они принесут жителям будущего дома несчастье.
• Закладка «строительной жертвы» в центре будущего жилища или его красном (переднем, святом) углу. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Позже строительная жертва стала бескровной.
• Закладывали в каждый угол фундамента кусочка овечьей шерсти, горсти зерна и кусочка ладана. Этот обряд должен был обеспечить будущим новоселам тепло и достаток.
• После окончания закладки фундамента будущий хозяин дома приглашал друзей, и они все гуськом трижды по часовой стрелке обходили вокруг фундамента, мысленно и сердцем обращаясь к богу, благодаря его и радуясь началу доброго дела.
При строительстве запрещалось использовать песок и камни с кладбища, потому, что они несут в себе энергетику смерти и отчаянья.
Это далеко не все правила, которыми руководствовались при возведении жилых построек.
Одно из самых древних сохранившихся деревянных жилищ Руси — дом Ворониных (ранее — Меховых) в Угличе. Он построен в первой половине — середине XVIII века
Несмотря на то, что в конце ХIII на Руси возобновилось каменное строительство, прерванное в период монгольского нашествия, деревянные храмы продолжали возводить.
Колокольня Ракульского погоста была построена приблизительно на рубеже XVII–XVIII веков.
Представляла собой архаическую конструкцию на каркасе из вертикальных столбов. Она была необычной: квадратная в плане, с сильно наклоненными внутрь стенами, увенчивалась пятью высокими стройными шатрами.
Позднее звонница была обшита тесом, причём обшивка имитировала каменную конструкцию, состоящую из нескольких постепенно уменьшающихся кверху объёмов.
Колокольня сгорела в 1940-е годы.
Колокольня из села Кулига-Дракованово Красноборского района Архангельской области предположительно построена в конце XVI — начале XVII века. Это древнейшая из сохранившихся деревянных колоколен в России, которая донесла до нас строгие черты древних шатровых построек.
До наших дней ни село, ни церковь не сохранились. От них осталась только колокольня, которую в 1968 году перевезли в Архангельский музей «Малые Корелы», где она и стоит по сей день.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне — деревянный православный храм, построенный в 1687 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому.
Это самый древний деревянный храм в Ярославской области. По общей композиции принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII века. Вознесённый на высокий подклет, храм господствует над окружающей местностью.
Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Богослов, д. 5
Покровская церквь в Анхимово (Вытегорский погост) 1708 года необычна, с запада к ней примыкало шатровое крыльцо.
Народное предание говорит, что первоначально Покровская церковь была 25-главой — дополнительно 4 главки были установлены на коньках крестчатой бочки, а пятая — над крыльцом (главки утрачены в 1793 году, когда церковь перестраивалась в связи с подводкой под неё каменных фундаментов)
В 2004–2007 годах церковь была воссоздана методом научной реставрации по обмерам А. В. Ополовникова.
Преображенская церковь из села Козлятьево была построена в 1756 году на средства помещицы Евдокии (в монашестве Феодосии) Никитичны Поливановой.
В 1965 году церковь перевезена в Суздаль и восстановлена архитектором В. М. Анисимовым. Сейчас она является одним из главных экспонатов Суздальского музея деревянного зодчества.
На ряду с храмами известны и другие памятники деревянного зодчества.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — XVII века, построенный в 1667–1672 годах как летняя резиденция царя, современники назвали "восьмое чудо света"
Здание представляло сложную многоярусную композицию, состоящую из соединённых между собой деревянных срубов и башен. Каждая из башен завершена куполами, шатрами или кокошниками.
Каждый терем имел индивидуальное оформление, крышу с узорными коньками, расписные потолки и богатую резьбу по дереву.
Дворец отличался большой декоративностью, его фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями и фигурными композициями, придававшим зданию нарядный вид.
В Престольной палате были установлены два механических льва, которые рычали при появлении чужеземных послов.
В XVIII веке деревянное здание обветшало, в 1768 году его разобрали по приказу Екатерины II. До наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты, а также планы.
В 2010 году на новом месте в юго-западной части музея-заповедника была осуществлена масштабная историко-художественная реконструкция дворца. Сегодня дворец функционирует как музей, входящий в состав Государственного музея-заповедника «Коломенское».