Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Нельзя понять марксизм, не познав его критиков: о необходимости чтения текстов противников

Познание, с точки зрения диалектического материализма, есть процесс бесконечного приближения мысли к объективной реальности, процесс, осуществляемый через выявление и разрешение противоречий. Отрицание играет в этом процессе ключевую роль, выступая не просто как разрушение, а как необходимый момент развития, условие перехода на новую ступень понимания. Именно поэтому сознательный отказ марксиста от изучения воззрений своих идейных противников равносилен отказу солдата от проведения разведки перед сражением. Такой подход обрекает на борьбу с фантомами, на полемику с карикатурой, а в конечном счёте – на вырождение самой теории, лишённой живой связи с непрерывно изменяющейся действительностью.

Марксизм как наука о всеобщих законах развития требует конкретного анализа конкретной ситуации. Но эта ситуация никогда не предстаёт перед нами в стерильно-лабораторной чистоте. Она всегда уже опосредована, переработана и искажена в общественном сознании господствующими идеологиями, которые суть не что иное, как идеальное выражение интересов господствующих классов. Игнорируя тексты Хантингтона, Ильина, Дугина или программные документы различных буржуазных и оппортунистических движений, мы отказываемся понимать поле битвы, на котором обязаны вести свою борьбу.
Поверхностное знакомство с основными тезисами той или иной концепции недостаточно для её действительного преодоления. Узнать, что евразийство провозглашает противостояние Атлантике, или что теория рангов обосновывает иерархию, – это лишь констатация факта. Диалектический метод требует вскрыть внутренние противоречия этих теорий, понять, на какой социальной почве они произрастают, какие классовые интересы отражают в данный исторический момент и в силу каких причин они оказываются востребованы частью людей. Глубокое погружение в аргументацию противника позволяет обнаружить в ней не только слабые места, но и то зерно, которое служит основой для идеологических мистификаций. Критика, не способная отделить рациональное зерно от мистической шелухи, рискует выплеснуть вместе с водой и ребёнка.

История марксизма есть история непрерывной полемики. Капитал Маркса был написан не в вакууме, а в острой дискуссии с английской политической экономией, утопическим социализмом и вульгарными экономистами. Ленинская работа «Империализм как высшая стадия капитализма» стала возможной лишь благодаря скрупулёзному изучению огромного массива буржуазной литературы по экономике и политике того времени. Без понимания того, что и как мыслит противник, марксистская теория застывает в самодовольном догматизме, теряя свою главную силу – способность быть руководством к прогрессивному действию, а не набором заученных цитат.
Обратной стороной этой медали является та самая порочная практика, которую мы наблюдаем у наших оппонентов. Их критика марксизма чаще всего есть критика созданного ими же самими упрощённого фантома. Они сражаются не с диалектическим материализмом как строгой научной методологией, а с вульгарным его изводом, с картонным пугалом «тоталитаризма» или «отрицания свободы». Такой подход не только несостоятелен теоретически, но и стратегически бесполезен, ибо оставляет подлинного противника нетронутым. Марксист не может позволить себе подобной роскоши невежества, ибо цена ошибки здесь – отрыв от масс, утопающих в море буржуазной пропаганды и псевдонаучных теорий.

-2

Современная эпоха, характеризующаяся невиданной интенсивностью информационных потоков, породила парадоксальное явление: доступ к информации обернулся ростом интеллектуальной лени. Широкое распространение получила практика делегирования мышления авторитетам, будь то блогеры, «гуру» или идеологические лидеры. Человек выбирает удобную для себя систему взглядов и затем воспринимает реальность исключительно через призму готовых интерпретаций, предлагаемых этой системой. Это прямой путь к сектантству и догматизму, независимо от радикальности лозунгов.

Подлинный марксизм должен стать радикальным антиподом этой практике. Он должен требовать от своих адептов не веры, а самостоятельного критического мышления, основанного на научном методе. А этот метод немыслим без столкновения с чужим мнением. Только проходя через горнило полемики, оттачивая свои аргументы против контраргументов, марксистская мысль сохраняет свою остроту и актуальность. Чтение работ противника – это не уступка врагу, а суровая необходимость, условие сохранения интеллектуальной честности и теоретической состоятельности.

Таким образом, методологический урок заключается в следующем. Изучение идейных противников является не вспомогательным приёмом, а органической частью самого диалектико-материалистического метода познания. Это форма теоретической борьбы, позволяющая выявить действительные, а не мнимые болевые точки враждебных идеологий, понять их социальную базу и, как следствие, выработать более эффективные средства идейного и политического воздействия на широкие массы. Тот, кто боится заглянуть в труды своего оппонента из страха быть поколебленным, уже демонстрирует слабость своей собственной позиции. Сила же марксизма как раз в том, что он не боится никакого сравнения и любой критики, ибо его фундамент – не догма, а научная истина, добытая через практику и проверяемая ею же. Следовательно, долг каждого, кто считает себя приверженцем этой науки, – вести неустанную работу по изучению всего спектра современных идеологических течений.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429