Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 29 сентября в классической музыке

Оглавление
Как будний день в немецком Любеке превратился в праздник звука, итальянский музыкант подарил голос Дублину, а военная осень 1918 года стала рождением космической сюиты — 29 сентября в истории классической музыки.

Как будний день стал праздником звука

Франц Тундер, 1614–1667 гг.
Франц Тундер, 1614–1667 гг.

29 сентября 1641 года Франц Тундер вступил в должность органиста в церкви Святой Марии в Любеке. Это положило начало уникальной городской традиции. Сообразительный музыкант превратил будничное ожидание купцов перед открытием биржи в музыкальные паузы, наполняя церковь органной музыкой.

Со временем скромные выступления переросли в настоящие концерты, названные Abendmusiken («Вечерняя музыка»). К органу присоединились певцы и струнные, создав новый формат духовной музыки для горожан.

Расцвет традиции связан с преемником Тундера — Дитрихом Букстехуде. Он перенес концерты на предрождественские вечера, расширил состав и превратил их в главное музыкальное событие Любека, прославившее город на всю Северную Германию.

Жак-Мартен Отетерр: рождение «римлянина» французской флейты

Жак-Мартен Отетерр, 1674–1763 гг.
Жак-Мартен Отетерр, 1674–1763 гг.

29 сентября 1674 года в Париже родился мальчик из семьи мастеров духовых, которому суждено было дать флейте новый голос. Позднее он уедет в Италию и вернётся с прозвищем «римлянин»: в его игре появится итальянская светотень, а в манерах — уверенность придворного музыканта.

В начале XVIII века Отетерр превращает поперечную флейту из «пасторальной игрушки» в любимицу салонов и сцен. В трактате «Principes de la flûte traversière» он просто и системно объясняет основы игры на инструменте. Книга быстро расходится по Европе и становится настольной энциклопедией для флейтистов и любителей.

К 1708 году он уже служит в «Великой конюшне» короля — прославленном оркестре двора, а позже напишет «L’Art de préluder», учение о свободном вступлении и импровизации. Так рождается стиль, где флейта не щебечет, а рассказывает: с паузами, вздохами и человеческой интонацией — язык, который Отетерр подарил XVIII веку.

Эрнст Людвиг Гербер: человек, который собрал музыку в имена

Эрнст Людвиг Гербер, 1746–1819 гг.
Эрнст Людвиг Гербер, 1746–1819 гг.

29 сентября 1746 года в Зондерсхаузене родился Эрнст Людвиг Гербер — сын Генриха Николауса Гербера, придворного органиста и ученика Баха. Казалось, путь предрешён: клавиши, хор, капелла. Но юноша уезжает в Лейпциг изучать право — и там его переманивает Иоганн Адам Хиллер: оркестр, рецензии, музыкальная среда. Музыка побеждает.

Вернувшись домой, Гербер сменяет отца на должности органиста и понимает: ноты живут на сцене, а имена — в книгах. Он годами выписывает письма, газетные объявления, афиши и из этого материала составляет двухтомный «Историко-биографический словарь музыкантов». Благодаря его упрямому собирательству сотни капельмейстеров, певчих и композиторов не исчезли в архивной пыли: их биографии стали частью общей памяти о музыке.

Неаполитанец, ставший голосом Дублина: день рождения Микеле Эспозито

Микеле Эспозито, 1855–1929 гг.
Микеле Эспозито, 1855–1929 гг.

29 сентября 1855 года в итальянском городке Кастелламмаре-ди-Стабия родился Микеле Эспозито — музыкант, которому суждено было подарить Ирландии её собственный классический голос. В 1882 году он принял приглашение Королевской ирландской академии музыки и переехал в Дублин, посвятив себя не концертной карьере, а кропотливой работе педагога и организатора.

Эспозито полностью изменил музыкальное образование в Ирландии: создал систему обучения, открыл экзаменационные центры по всей стране и поднял стандарты качества. В 1898 году он основал Дублинское оркестровое общество — один из первых в Британии кооперативных оркестров, где музыканты сами управляли своим коллективом.

Параллельно с преподаванием Эспозито сочинял музыку. Его кантата «Дейрдре» получила первую премию на фестивале Feis Ceoil в 1897 году, а позже появились «Ирландская симфония», струнные квартеты и оркестровые сюиты. Этот итальянец постепенно привил Дублину любовь к академической музыке, став одним из главных архитекторов музыкальной сцены города на рубеже веков.

Парижский финал Александра Черепнина

Александр Николаевич Черепнин, 1899–1977 гг.
Александр Николаевич Черепнин, 1899–1977 гг.

29 сентября 1977 года в Париже оборвалась жизнь Александра Черепнина. Родившийся в Петербурге сын композитора Николая Черепнина, он с юности жил на чемоданах: эмиграция стала его консерваторией. В Европе, США, а затем в Китае и Японии он собирал для своей музыки разные музыкальные языки: русскую мелодику, восточную пентатонику и придуманную им девятиступенную шкалу.

В Шанхае и Токио Черепнин не только искал краски для собственных партитур — он издавал и поддерживал молодых композиторов, помогая им зазвучать на равных с Западом. Его партитуры похожи на дорожный дневник: бодрая моторика концертов, пронзительные медленные страницы, ясная, как линия горизонта, форма.

После его ухода эстафету подхватили сыновья: Сергей — создатель легендарного модульного синтезатора, и Иван — композитор с ярким симфоническим и электронным почерком.

История дня: «Планеты» Густава Холста

-6

Лондон, 29 сентября 1918 года. Последние недели войны, город живёт в напряжённом ожидании. В Queen’s Hall проходит закрытый показ: около двух с половиной сотен приглашённых, за пультом — молодой Адриан Боулт, композитор слушает из зала. Репетиции были наспех: музыканты знакомились с непростыми партиями прямо перед выступлением. Может быть, именно эта нервная собранность и помогла — музыка прозвучала остро и мощно, словно впервые открывая космос для всех собравшихся.

Но главное чудо ждало в финале. Часть «Нептун, заклинатель» была задумана как исчезновение. К оркестру присоединился невидимый женский хор, спрятанный за сценой. По замыслу Холста, дверь из помещения хора в зал нужно было медленно и бесшумно закрывать, пока пение не растворится в полной тишине. Для этого идеального эффекта композитор пригласил своих студенток из колледжей — бюджет был скромным, но звук оказался безупречным.

Путь «Планет» к мировой славе занял ещё несколько лет. Сначала публику знакомили с сюитой осторожно, частями. И лишь 15 ноября 1920 года произведение прозвучало полностью на открытом концерте. С этого вечера триумф «Планет» стал неизбежным. Сюита покорила мир не только воинственным «Марсом», но и тем самым гениальным финалом, который научил слушателей слышать тишину как часть музыки.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #29Сентября #ГуставХолст #ФранцТундер #Букстехуде #Отетерр #ЭспозитоМикеле #Черепнин

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.