ВМ-Т «Атлант» (также известный как 3М-Т или «3М, транспортный») представляет собой тяжелый транспортный самолёт, построенный в СССР на базе стратегического бомбардировщика 3М. Разработка была выполнена опытным конструкторским бюро (ОКБ) Мясищева, и первый полёт самолёта состоялся в 1981 году.
Основной задачей ВМ-Т стало транспортирование крупногабаритных блоков ракетно-космических комплексов, в первую очередь элементов ракеты «Энергия» и орбитального корабля «Буран», между заводами-изготовителями и космодромом Байконур. Для решения задачи доставки больших и тяжёлых грузов воздушным транспортом, что было признано оптимальным после длительных исследований, потребовался специализированный самолёт. Модернизация существующих транспортных моделей, таких как Ан-22, была признана нецелесообразной, а новый проект на базе Ан-124 ещё не был готов, поэтому выбор пал на кардинальное переоборудование стратегического бомбардировщика 3М.
В результате носовая часть фюзеляжа была переоборудована для размещения грузового отсека, а сверху был установлен большой цилиндрический контейнер для размещения тяжеловесных ракетных блоков — за необычную форму и специфичный внешний вид «Атлант» получил прозвище «летающая бочка».
Всего было построено три автомобиля ВМ-Т, один из которых был передан для испытаний в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). За период своей службы в 1980-х годах «Атланты» совершили более 150 рейсов по доставке различных элементов космических систем «Энергия» и «Буран» на Байконур.
Технические характеристики ВМ-Т «Атлант» включают:
- Экипаж: 8 человек
- Размах крыла: 53,14 м
- Длина самолёта: 58,7 м
- Высота: 14 м
- Площадь крыла: 320 м²
- Масса пустого самолёта: 74 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 210 000 кг
- Грузоподъёмность: 40 000 кг
- Двигатели: 4 турбореактивных двигателя ВД-7 с тягой по 11 000 кгс каждый
- Максимальная скорость: около 925 км/ч
- Практический потолок: 12 000 м
- Практическая дальность: 13 600 км
История «Атланта» тесно связана с программой создания советского многоразового космического комплекса «Энергия»–«Буран». По постановлению ЦК КПСС и Совмина от 1976 года была инициирована разработка универсальной ракетно-космической транспортной системы, подразумевавшей перевозку крупногабаритных элементов по территории страны и на космодромы.
Первоначальные испытания полётов с грузом на фюзеляже проводились в начале 1980-х. Первый вывоз центрального блока ракеты «Энергия» из Куйбышева в Жуковский состоялся по воде в октябре 1980 года, после чего начались активные лётные испытания уже непосредственно ВМ-Т с этими грузами на аэродроме ЛИИ (Раменское). С 1982 по 1983 годы было проведено несколько рейсов с различными элементами центрального блока, что подтвердило удобство и надёжность выбранного транспортного решения.
Несмотря на высокую уникальность и важность ВМ-Т для советской космической программы, с развитием новых транспортных технологий и изменением статуса космических проектов его необходимость уменьшилась. К концу 1989 года эксплуатация «Атлантов» была прекращена.
Таким образом, ВМ-Т «Атлант» стал значимым этапом в истории советской авиации и космонавтики, обеспечив эффективную транспортировку тяжёлых и громоздких компонентов космической техники в эпоху, когда воздушные пути являлись наилучшим решением для таких задач.
👉 Если вам понравился материал — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё больше полезного контента! Также подписывайтесь в:
- Telegram: https://t.me/timponomarevofficial
- Официальный сайт: https://timponomarev.ru