Найти в Дзене
Тимофей Пономарев

История советских космических тягачей: ВМ-Т «Атлант» и его судьба

   Изображение советского космического тягача ВМ-Т «Атлант» в лётном исполнении
Изображение советского космического тягача ВМ-Т «Атлант» в лётном исполнении

ВМ-Т «Атлант» (также известный как 3М-Т или «3М, транспортный») представляет собой тяжелый транспортный самолёт, построенный в СССР на базе стратегического бомбардировщика 3М. Разработка была выполнена опытным конструкторским бюро (ОКБ) Мясищева, и первый полёт самолёта состоялся в 1981 году.

Основной задачей ВМ-Т стало транспортирование крупногабаритных блоков ракетно-космических комплексов, в первую очередь элементов ракеты «Энергия» и орбитального корабля «Буран», между заводами-изготовителями и космодромом Байконур. Для решения задачи доставки больших и тяжёлых грузов воздушным транспортом, что было признано оптимальным после длительных исследований, потребовался специализированный самолёт. Модернизация существующих транспортных моделей, таких как Ан-22, была признана нецелесообразной, а новый проект на базе Ан-124 ещё не был готов, поэтому выбор пал на кардинальное переоборудование стратегического бомбардировщика 3М.

   Изображение внутреннего грузового отсека самолёта ВМ-Т «Атлант»
Изображение внутреннего грузового отсека самолёта ВМ-Т «Атлант»

В результате носовая часть фюзеляжа была переоборудована для размещения грузового отсека, а сверху был установлен большой цилиндрический контейнер для размещения тяжеловесных ракетных блоков — за необычную форму и специфичный внешний вид «Атлант» получил прозвище «летающая бочка».

   Изображение первого полёта самолёта ВМ-Т «Атлант»
Изображение первого полёта самолёта ВМ-Т «Атлант»

Всего было построено три автомобиля ВМ-Т, один из которых был передан для испытаний в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). За период своей службы в 1980-х годах «Атланты» совершили более 150 рейсов по доставке различных элементов космических систем «Энергия» и «Буран» на Байконур.

Технические характеристики ВМ-Т «Атлант» включают:

- Экипаж: 8 человек

- Размах крыла: 53,14 м

- Длина самолёта: 58,7 м

- Высота: 14 м

- Площадь крыла: 320 м²

- Масса пустого самолёта: 74 500 кг

- Максимальная взлётная масса: 210 000 кг

- Грузоподъёмность: 40 000 кг

- Двигатели: 4 турбореактивных двигателя ВД-7 с тягой по 11 000 кгс каждый

   Изображение полной сборки ракетно-космического комплекса на Байконуре
Изображение полной сборки ракетно-космического комплекса на Байконуре

- Максимальная скорость: около 925 км/ч

- Практический потолок: 12 000 м

- Практическая дальность: 13 600 км

История «Атланта» тесно связана с программой создания советского многоразового космического комплекса «Энергия»–«Буран». По постановлению ЦК КПСС и Совмина от 1976 года была инициирована разработка универсальной ракетно-космической транспортной системы, подразумевавшей перевозку крупногабаритных элементов по территории страны и на космодромы.

Первоначальные испытания полётов с грузом на фюзеляже проводились в начале 1980-х. Первый вывоз центрального блока ракеты «Энергия» из Куйбышева в Жуковский состоялся по воде в октябре 1980 года, после чего начались активные лётные испытания уже непосредственно ВМ-Т с этими грузами на аэродроме ЛИИ (Раменское). С 1982 по 1983 годы было проведено несколько рейсов с различными элементами центрального блока, что подтвердило удобство и надёжность выбранного транспортного решения.

   Изображение исторических архивных материалов самолёта ВМ-Т «Атлант»
Изображение исторических архивных материалов самолёта ВМ-Т «Атлант»

Несмотря на высокую уникальность и важность ВМ-Т для советской космической программы, с развитием новых транспортных технологий и изменением статуса космических проектов его необходимость уменьшилась. К концу 1989 года эксплуатация «Атлантов» была прекращена.

Таким образом, ВМ-Т «Атлант» стал значимым этапом в истории советской авиации и космонавтики, обеспечив эффективную транспортировку тяжёлых и громоздких компонентов космической техники в эпоху, когда воздушные пути являлись наилучшим решением для таких задач.

👉 Если вам понравился материал — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё больше полезного контента! Также подписывайтесь в: