Со всех сторон доносятся возгласы о том, что качество образования в школе снизилось и это связано с нехваткой учителей в результате низких зарплат. Действительно, с этим спорить глупо. Например, за одну ставку в Подмосковье платят 28500 рублей. В колледже, где я работаю, хвала богам, существует система стимулирующих выплат, которая действительно мотивирует, поэтому мои шестьдесят с лишним тысяч, которые я зарабатываю за месяц - это ставка + дополнительная работа (два кружка и медиацентр) + проверка тетрадей + классное руководство + стимулирующие. То есть часть моей заработной платы именно как учителя (за уроки, которые я веду) меньше, чем за всё остальное. Именно поэтому учителя вынуждены нагружать себя работой и брать две ставки и даже больше, потому что на одну выжить нельзя.
Получается, что зарплата учителей значительно ниже среднего рынка. Поэтому, если бы наше государство определило бы высокую зарплату за одну ставку, то тут же бы выстроилась очередь из желающих - и можно было бы отбирать работать в системе образования лучших из лучших. Но такого нет, учителя работают на износ, и это снижает качество образования, потому что их производительность труда, как у загнанной лошади, становится крайне низкой.
Но я хотела поговорить не об этом. Отвечая на вопрос, почему на самом деле снижается качество образования, я желала бы напомнить, что обучение - это процесс двусторонний. Знания - от учителя ученику, труд и прилежность - от ученика учителю. Однако про вторую часть этой фразы в современном мире почему-то все забыли.
Ученик обязан учиться. Это нужно прежде всего ему. И это должны понимать родители и обязывать своего ребёнка слушать учителя.
Но сейчас всё не так, в школах полная вакханалия. Дети не носят ручки, тетради - и это уже стало нормой. Говоришь родителям, чтобы они бедному ребёнку купили ручку и тетрадь - толку нет.
А как вести урок в условиях, когда тебя никто не слушает до такой степени, что даже тетрадь на твои уроки не приносит? И это повсеместно. Расскажу несколько случаев из моей практики.
📚Сентябрь, к нам только что из школ пришли учиться первокурсники. Веду с ними урок. Прямо посреди урока первокурсник встаёт, подходит к окну, открывает его, смачно харкает (извините за выражение, просто это слово лучше всего подходит) в окно, закрывает его и садится на место. И он искренне не понимает, почему ему сделали замечание. Откуда он взял, что так можно себя вести? Вряд ли такому его научили учителя, что-то мне подсказывает, что это родители.
📚В любую секунду прямо посреди урока может прозвучать что-то вроде: "Я пёрнул, у меня ж...па горит". И ведь ничего ему не сделаешь, только и остаётся сказать: "Вызывай пожарных, тушить будем". Это учителя его научили таким выражениям или всё же такое поведение приемлемо у него дома?
📚Пара в колледже разделена на две половинки по 45 минут, между ними пятиминутная перемена. Студент сидит на первой половине, затем бесследно исчезает. Когда начинаешь выяснять, что его побудило к этому, он объясняет: "Я пошёл в туалет, там не оказалось бумаги, и я отправился в ближайшее кафе, чтобы там сходить в туалет". Если что, родители в курсе такого его поведения.
📚Студент пришёл без сменки, его отругали за это. Тут же рослый уже совершеннолетний мужик звонит мамочке, а та - в министерство. Результат - парень продолжает ходить без сменки, и администрация закрывает на это глаза, а нормальные, порядочные студенты дышат этой грязью.
📚Один студент посреди урока ложился у доски. Просто ложился на пол и лежал. Группа сначала смеялась, потом привыкла. Мне сказали его не трогать, т.к. у него нарушена психика. Я и не трогала. Только вот к доске не подойти из-за этого, и приходилось урок вести без её использования.
📚Я уже молчу о том, что посреди урока они могут неожиданно вскочить и что-то проорать или вдруг сорваться с места и побежать куда-то, безбожно матерятся, и им всё равно, что рядом учителя да и вообще любые взрослые, в туалете не просто делают свои дела мимо унитаза, а размазывают это всё по стенам, плюют прямо на пол (у нас в колледже вся лестница оплевана, как в подъездах в 90-е годы). Неужели всему этому их научили в школе? Вряд ли. Такое точно идёт из семьи, от вседозволенности.
И это происходит не только у меня на уроках, а везде и повсеместно. Лет тридцать назад на всю группу находился один такой - и все над ним смеялись, на сегодняшний день ситуация ровно наоборот: в группе от трёх до шести адекватных студентов, а остальные над ними смеются и называют "задротами". В таких условиях им учиться намного сложнее, чем раньше.
Думаю, что при Советском Союзе многих с таким поведением отправили бы в спецшколу, и это правильно. Особенные дети должны получать особенный подход, и учиться в спецшколах им было полегче. Но сейчас такого нет: у государства нет денег на содержание спецшкол, поэтому и придумали это так называемое "инклюзивное обучение", прикрыв красивым словом своё нежелание решать проблему.
Вот почему на самом деле снижается качество образования: потому что учитель сейчас поставлен в условия, при которых нельзя качественно работать. Ну а если человеку создать условия, при которых невозможно трудиться, то и делать это он, естественно, будет намного хуже, чем мог бы в других, более благоприятных условиях. Представьте, что вам мешают работать: постоянно что-то бубнят, выкрикивают, перебивают, говорят под руку, не дают сосредоточиться. В итоге бухгалтер будет сбиваться со счета, станочник выточит неровную деталь, инженер сделает ошибку в размерах, продавец-консультант психанëт и накричит на покупателя. Никто не сможет качественно работать, если ему будут мешать.
На это можно возразить, что учитель должен сделать так, чтобы в кассе была дисциплина. Безусловно. И это можно сделать, когда в группе 3-5 недисциплинированных. А когда таких почти весь класс, то бардак происходит на уроках даже у самых строгих учителей (тем более и строгим сейчас быть себе дороже - тут же найдётся родитель, который посчитает, что именно его ребёнка учитель почему-то ненавидит больше всех в своей жизни, и нажалуется куда нужно).
Поэтому такое поведение учеников и стало нормой. Родители чуть что жалуются в министерство, из-за этого администрация образовательных учреждений не хочет предпринимать никаких мер по наведению порядка. Пока родители сами не начнут воспитывать детей и контролировать их поведение вне дома, качество образования не улучшится.
В колледж делать самолёты приходят ребята, которые не знают, что такое транспортир, кто такой Коперник, не могут решать элементарные задачи, читают если не по слогам, то о-о-очень медленно и не могут показать Россию на карте! Но в школе они всё это изучали: учителя-то свою работу выполнили. Просто дети пропускали это всё мимо ушей, сами не учились и другим мешали. А так как сейчас неофициально запрещено ставить "двойки" и оставлять на второй год, то им рисуют "тройки" и выпускают из школы. И я как никто понимаю школьных учителей, потому что в колледжах такая же ситуация. И она в ближайшее время не улучшится. К чему это приведёт? К ухудшению нашей с вами жизни. К падающим самолётам; к газовым колонкам, которые будут взрываться; к тормозам, которые в один прекрасный момент не сработают; к оружию, которое не будет стрелять; к ситуациям, когда просто так, по приколу человека могут ударить по голове.
А вы как думаете?