Найти в Дзене

Адаптивный круиз-контроль и Front Assist: камера против радара — что лучше?

Сегодня про ACC (адаптивный круиз-контроль) и Front Assist или FCW/AEB (авто-торможение и предупреждение о фронтальном столкновении). Раньше большинство систем работало от радара в бампере/решетке, сейчас все чаще производители переходят на камеру в верхней части лобового стекла. ACC удерживает заданную скорость и дистанцию до впереди идущего авто, а Front assist или FCW/AEB предупреждает и может притормозить при риске столкновения. У разных марок названия и набор функций различаются, но по сути это ассистенты уровня L2: они помогают, но не заменяют водителя. Переход от радара к камере продиктован удешевлением, упрощением компоновки и ставкой на программное обеспечение, однако это меняет поведение систем в реальных сценариях — особенно в темноте, в дождь и на сложных перекрестках. Примеры: у Skoda Kodiaq и Skoda Superb (как минимум поколения, которое продавалось в России) — радар; у Haval H7 и новых Haval F7/F7x — камера за зеркалом. Очевидно, что камера дешевле для автопроизводителя,

Сегодня про ACC (адаптивный круиз-контроль) и Front Assist или FCW/AEB (авто-торможение и предупреждение о фронтальном столкновении). Раньше большинство систем работало от радара в бампере/решетке, сейчас все чаще производители переходят на камеру в верхней части лобового стекла.

ACC удерживает заданную скорость и дистанцию до впереди идущего авто, а Front assist или FCW/AEB предупреждает и может притормозить при риске столкновения. У разных марок названия и набор функций различаются, но по сути это ассистенты уровня L2: они помогают, но не заменяют водителя. Переход от радара к камере продиктован удешевлением, упрощением компоновки и ставкой на программное обеспечение, однако это меняет поведение систем в реальных сценариях — особенно в темноте, в дождь и на сложных перекрестках.

Примеры: у Skoda Kodiaq и Skoda Superb (как минимум поколения, которое продавалось в России) — радар; у Haval H7 и новых Haval F7/F7x — камера за зеркалом. Очевидно, что камера дешевле для автопроизводителя, но насколько она хуже работает? Давайте разберем плюсы и минусы каждого решения, исходя из опыта эксплуатации упомянутых выше автомобилей.

Радар

+ держит цель в дождь/туман/ночью, не зависит от разметки, видит крупные цели дальше и стабильнее, чем оптика, и не требует контрастной разметки или хорошего освещения, что критично на шоссе и зимой.

+ хорошая дальность и точное измерение относительной скорости, радар отслеживает не только положение, но и скорость сближения, поэтому быстрее понимает, что впереди объект резко замедлился, и раньше начинает подтормаживать.

+ лучше ловит внезапно появившиеся препятствия: при выезде авто с прилегающей дороги, резком перестроении или внезапном торможении.

− хуже различает типы объектов
: радару сложнее понять, пешеход это, велосипедист или машина, поэтому ему требуется поддержка камеры или «консервативные» настройки, которые иногда выглядят излишней перестраховкой.

− может залепиться грязью/снегом/листвой и отключиться: датчик в бампере не омывается вместе с лобовым стеклом, и любая грязь/наледь способна выбить ассистенты до очистки или калибровки.

− бывают фантомы (не однократно жаловались подписчики), например может неожиданно остановить автомобиль при переезде высоких трамвайных рельсов, а это стресс для водителя и вероятность спровоцировать ДТП: металлические рельсы, люки, арки, отражающие поверхности и сложная геометрия инфраструктуры иногда дают ложные отражения. Итог — резкое ненужное торможение и нервная ситуация в плотном потоке.

Камера

+ различает объекты (авто/пешеход/велосипедист), уверенно держит распознанную цель. Семантика — сильная сторона: система «понимает», кто перед ней, читает разметку, знаки, что улучшает плавность ACC и снижает вероятность «споткнуться» о железо в покрытии.

+ омывается вместе со стеклом — не надо выходить и чистить датчик. Достаточно брызнуть омывателем, чтобы вернуть работоспособность ассистентов, но после замены стекла или крепежа важна корректная калибровка камеры.

+ низкий риск фантомов, по крайней мере я не слышал о таких случаях. Камера ориентируется на контуры и контекст сцены, поэтому трамвайные рельсы, люки и стыки реже воспринимаются как препятствие — в городе это дает комфорт и безопасность.

− зависит от света/погоды; перепады освещения (выезд из тоннеля) могут снижать эффективность работы: ночная съемка, встречные фары, блики, снег/дождь и грязь на стекле ухудшают распознавание; в такие моменты ассистент может поздно среагировать или отключиться.

− может не среагировать на встречный автомобиль, двигающийся в нашей полосе: сложные ракурсы и не типичные траектории требуют больше времени на уверенное распознавание, а время на реакцию ограничено.

− в поперечных «вылетах» и по животным обычно не срабатывает, может не сработать и на внезапно появившегося пешехода. Как минимум подписчик на Haval H3 попадал в ДТП с автомобилем, который выехал с прилегающей дороги (не было даже предупреждения), по моему собственному опыту животных игнорирует, нашел видео с рестайлингом Haval Jolion, который игнорировал и пешехода.

В общем, радар может перегнуть палку и остановить автомобиль там, где это не нужно, а камера наоборот может проигнорировать какой-то объект. Что лучше — решайте сами! На мой взгляд с функцией адаптивного круиз-контроля оба решения справляются отлично, а вот с предотвращением столкновений — идеала нет, поэтому в более дорогих авто ставят связку камера+радар, иногда добавляют лидар. При этом Tesla упорно старается реализовать полноценный автопилот, используя только камеры, так что вполне возможно что такое решение со временем станет не только дешевле, но и лучше.

Если материал помог — поддержите лайком и комментарием, это правда важно для развития канала. Кроме того, у меня появился
Премиум-канал, в котором размещается информация, которой нет в общем доступе, посмотрите, вдруг захотите подписаться! И конечно же подписывайтесь на мой telegram-канал.

С вами был Евгений Соловьев. До встречи на дорогах!