Кино про пришельцев - это же чистейшая проекция наших надежд и страхов. Страх неизвестного, желание найти братьев по разуму, ужас перед тем, что мы можем быть всего лишь пешками в чужой игре. Кино про инопланетян — это всегда кино про нас самих. И вот его лучшие представители.
«Прибытие» (Arrival, 2016)
Абсолютный шедевр современного научного фантастического кино. Режиссёр Дени Вильнёв взял сложнейшую концепцию лингвистики и теории времени и превратил её в напряжённый, философский и бесконечно поэтичный триллер. Эми Адамс играет лингвиста, которую правительство нанимает для общения с пришельцами, чьи корабли зависли над Землёй. Фильм не о том, что они говорят, а о том, как мы их понимаем. И этот процесс меняет всё, особенно наше восприятие времени и любви. Это умное, взрослое и очень гуманное кино, которое доказывает, что главное оружие человечества — не пушки, а коммуникация.
«Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial, 1982)
Эталонный фильм о дружбе, который Стивен Спилберг снял, по сути, с точки зрения ребёнка. Добрый, застенчивый, умеющий лечить пальцы и кататься на велосипеде по луне — E.T. стал культурным феноменом. Фильм не стареет, потому что он о самых простых и вечных вещах: одиночестве, доверии и о том, как здорово иметь друга, даже если он с другой планеты. Фраза «E.T. — телефон домой» знакома даже тем, кто фильм не смотрел. Обязателен к просмотру для поднятия настроения и веры в добро.
«Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind, 1977)
Ещё один спилберговский манифест веры в лучшее. Если в «Чужом» Ридли Скотта космос — это тёмный и враждебный улей, то здесь он полон музыки, света и гармонии. Фильм прекрасно передаёт одержимость контактом, то наваждение, которое охватывает обычного электрика Роя Нири (Ричард Дрейфус). А финальная сцена «общения» с помощью света и звука на горе Дэвилз-Тауэр — это чистой воды магия кино. Визуалы и саундтрек Джона Уильямса стали легендарными.
«Чужой» (Alien, 1979)
«В космосе никто не услышит ваш крик». Ридли Скотт создал не просто фильм ужасов, а эталон ксено-хоррора. Ксеноморф — это идеальный организм с точки зрения дизайна: он одновременно и фаллический, и чреватый, рождающийся из плоти и несущий смерть. Эстетика «гниющего космоса» на грузовом судне «Ностромо», где экипаж — не супергерои, а простые рабочие, делает страх абсолютно осязаемым. А Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер стала одним из величайших женских образов в истории кино.
«Нечто» (The Thing, 1982)
Джон Карпентер снял, возможно, лучший фильм о паранойе. Пришелец в «Нечто» — это не просто монстр, а организм-имитатор, способный принять облик любого, кого он поглотит. В условиях изолированной антарктической станции страх перед монстром сменяется страхом друг перед другом. Кто из твоих товарищей уже не человек? Блестящий практический грим и спецэффекты Роба Боттена до сих пор вызывают оторопь. Это мрачный, циничный и безупречно сделанный хоррор.
«Война миров» (War of the Worlds, 2005)
Спилберг в этой экранизации классического романа Герберта Уэллса показывает вторжение не с позиции генералов и президентов, а с точки зрения обычного рабочего парня (Том Круз), который просто пытается спасти своих детей. Это очень личная и потому невероятно интенсивная история. Трипы на треногах здесь — это не фантастическое зрелище, а абсолютный, апокалиптический ужас. Фильм мастерски передаёт чувство безысходности и паники перед лицом превосходящей силы.
«День независимости» (Independence Day, 1996)
Икона блокбастеров 90-х. Режиссёр Роланд Эммерих взял всё, что мы любим: огры, гигантские корабли, разрушение Белого дома, харизматичных героев (Уилл Смит! Джефф Голдблюм!), пафосные речи и решающую битву в День независимости. Это кино не претендует на глубину, но оно идеально делает то, что должно: дарит три часа чистого, безбашенного адреналина. Эталон жанра «катастрофик».
«Район №9» (District 9, 2009)
Гениальный пример того, как можно снять умный и социально острый блокбастер с относительно небольшим бюджетом. Нил Блумкамп придумал инопланетян, которые прилетели не завоевывать, а как беженцы. Их селят в гетто (прямая отсылка к апартеиду в ЮАР), и общество относится к ним с ксенофобией и презрением. Фильм снят в стиле мокьюментари, что добавляет ему жёсткой реалистичности. Это мощное высказывание о дискриминации, корпоративной жадности и том, что значит быть человеком.
«Битва за Лос-Анджелес» (Battle: Los Angeles, 2011)
Если представить вторжение инопланетян как реальную военную операцию, то это будет именно этот фильм. Снятый в стиле «сними-это-сам» (hand-held camera), он максимально погружает зрителя в хаос уличных боёв. Здесь нет глобальной стратегии, есть взвод морпехов, который пытается выполнить приказ и выжить. Фильм — это сплошной, напряжённый экшен, без лишних диалогов и пафоса. Отличный образец военно-фантастического боевика.
«Люди в чёрном» (Men in Black, 1997)
А что, если пришельцы уже давно среди нас? Они беженцы, туристы и преступники, а за порядком следит секретная организация «Люди в чёрном». Барри Зонненфельд создал остроумный, стильный и невероятно обаятельный боевик-комедию. Химия между Томми Ли Джонсом и Уиллом Смитом — просто космос! Фильм учит нас смотреть на мир шире: галактика может поместиться в шарике для пинг-понга на ошейнике вашего пуделя.
«Прибытие» (The Arrival, 1996) — НЕТ, не путать с фильмом 2016 года!
Скромный, но очень увлекательный научно-фантастический триллер с Чарли Шином в главной роли. Астроном обнаруживает сигнал инопланетян, но оказывается, что правительство скрывает правду об их истинных намерениях. Фильм интересен своей концепцией «тихого» вторжения через изменение климата. Отличный образец фантастики 90-х с интересной идеей.
«Живое» (Life, 2017)
Современный духовный наследник «Чужого». Экипаж МКС изучает первый образец внеземной жизни — простейший организм по имени «Кельвин». Но очень скоро этот «простецкий» организм оказывается невероятно умным и смертоносным хищником. Фильм держит в напряжении от первой до последней минуты, а финал — один из самых мрачных и запоминающихся в современной фантастике.
Вместо заключения.
Мир кино про пришельцев не стоит на месте. Совсем недавно мы видели психологический ужас «Тихого места», где монстры охотятся на звуке, или масштабную драму «Стартрека», показывающую возможность мирного союза рас.
Смотреть эти фильмы — всё равно что собирать пазл под названием «Человечество». В каждом новом инопланетянине мы видим отражение самих себя: наших страхов перед неизвестностью, нашей надежды на лучшее и нашего неистребимого желания узнать, что же там, за пределами звёзд.
Так что помни: где-то там, в глубинах космоса, кто-то, возможно, тоже смотрит своё кино. И в нём, страшно подумать, главные монстры — это мы.