Найти в Дзене
Культурный код

Попытка рассеять ужас по Европе: немецкий Dornier Do 17

Оглавление

Во время Второй Мировой Войны основные события развивались на земле. И по началу ставка делалась на рычащие моторы многочисленных танков, САУ и бронетранспортёров. Но уже к 1943 году акцент сместился. И очень скоро именно господство в воздухе показало, кто действительно задаёт тон кампаниям.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

Фашистская Германия, на пике своей индустриальной мощи, попыталась залезть сразу на две лошади - обеспечить техническое и количественное господство в воздухе и на земле. Тогда и появился Dornier Do 17, прозванный своими механиками "Карандаш", за весьма специфический внешний вид. Этот не мецкий двухмоторный бомбардировщик был произведён в количестве свыше 2,1 тысячи единиц, что говорит о том, что за очень простым прозвищем скрывалась реальная польза, ибо руководство Германии тех лет не стало бы тратить драгоценные ресурсы на то, что не работало.

От авиапочты и пассажиров до боевых вылетов

Ирония истории в том, что один из самых узнаваемых бомбардировщиков Второй Мировой изначально вообще не задумывался как оружие. Представьте себе: конец 1930-х, Луфтганза ищет быстрый самолёт для своих европейских маршрутов, а инженеры Dornier Flugzeugwerke предлагают им странный узкий аппарат с двумя двигателями. Первый полёт Do 17 состоялся 23 ноября 1934 года. И уже тогда стало ясно — этот самолёт очень быстр для гражданских задач. Настолько, что даже с пассажирами он летел быстрее многих военных машин того времени.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

Но коммерческая миссия провалилась. Почему? Очень просто — внутри было тесно, двери очень маленькие. Пассажиры буквально вползали в салон, а не входили.

Самолёт вернули на завод. Казалось бы — конец проекту. Но тут в игру вступило министерство авиации Германии (RLM). Увидев скорость и манёвренность прототипа, они поняли: перед ними идеальная основа для лёгкого бомбардировщика. Так Do 17 переквалифицировался из провального лайнера в одного из ключевых игроков на европейском небосклоне.

«Карандаш» в воздухе

Чего стоил только фюзеляж! Узкий, как будто его специально вытянули, он давал минимальное сопротивление воздуху и максимальную скорость. Именно поэтому Do 17 мог уходить от истребителей начала Войны, особенно на горизонтальном участке, благодаря своей максимальной скорости в 410 км/ч. Конструкция была смешанной: металлический каркас из дюралюминия, частичная тканевая обшивка крыльев, шпангоуты, стрингеры, всё по классике 1930-х. Но при этом — прочный, живучий, и главное — быстро собираемый.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

Крыло высокорасположенное, с закрылками, которые увеличивали подъёмную силу при взлёте и посадке. Шасси убиралось назад в гондолы двигателей — редкость для тех лет. Топливо хранилось между лонжеронами, что снижало риск возгорания при попадании снизу. А ещё — самолёт был удивительно лёгким для бомбардировщика. Пустой вес Do 17Z — около 5,2 тонны, при максимальной взлётной массе в 8,85 тонн. Это делало его проворным. Но — как мы увидим дальше — и уязвимым.

Модификации: от школы до ночного истребителя

Do 17 прошёл путь от устаревшего E-варианта до настоящего боевого монстра Z-серии. И каждый шаг модернизации — это история адаптации к реалиям войны.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

Do 17E — первый серийный бомбардировщик. Слабые двигатели BMW VI, бомбовая нагрузка 500–750 кг, четыре пулемёта MG 15. Уже к 1939 году он считался устаревшим, хотя использовался в разведывательных целях — например, группой Роуэля, которая фотографировала Францию и Польшу перед вторжением. Забавно, что два таких самолёта случайно приземлились в СССР — якобы из-за плохой погоды. Советские специалисты их осмотрели и сказали: «Неинтересно, старьё». Вернули обратно.

А вот Do 17Z — совсем другое дело. Мощные радиальные двигатели Bramo 323P по 1000 л.с., скорость до 410 км/ч на высоте, бомбовая нагрузка — 1000 кг. Это уже серьёзный ударный инструмент. Но самое интересное — дальнейшие модификации. Do 17Z-6 и Z-10 превратились в ночные истребители-перехватчики! На них ставили инфракрасные датчики (по тем временам — чистая фантастика) и усиленное вооружение — пушки и пулемёты, стрелявшие вверх и вперёд, по аналогии с системой Schräge Musik. Представьте: бомбардировщик, который теперь охотится за бомбардировщиками совершенно в иной ипостаси.

Боевой путь: от Испании до Хельсинки

Первые испытания в огне Do 17 прошёл в Испании. В 1937 году машины серии E прибыли в составе Легиона «Кондор». Уже 18 апреля один из них был сбит над Бильбао советским лётчиком на И-15 — примечательно, что это произошло буквально в день прибытия. Тем не менее, Do 17 активно использовались в бомбардировках городов, включая печально известную Гернику.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

К 1938 году на смену пришли Do 17P — разведчики, более быстрые и лёгкие. Они работали в тылу республиканцев, фотографируя объекты, планируя удары. А после окончания войны часть этих самолётов перешла испанским националистам, где служила ещё несколько лет.

На Восточном фронте Do 17 тоже был. Особенно активно — в первые годы Войны. Он участвовал в бомбардировках Ленинграда и Москвы. Но к 1942 году его потихоньку заменили более современные Ju 88 и Do 217.

Однако в Финляндии Do 17 ждал второе дыхание. В январе 1942 года 46-я эскадрилья получила 15 Do 17Z-2. Финны использовали их против СССР вплоть до 1944 года. Десять машин были потеряны, но пять — списаны только в 1952 году.

Прозвища, трофеи и странности эксплуатации

«Летающий карандаш» — немецкое название. За узкий фюзеляж, за стремительный силуэт, за внешность, будто бы созданную карандашом на чертеже. Испанцы, в свою очередь, прозвали его «Bacalaos» — «треска». Возможно, за блестящий корпус или за форму носа.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

А вот трофеи — это отдельная история. Югославия производила свой вариант — Do 17K с французскими двигателями Гном-Рон. Эти машины потом достались Румынии, Венгрии, Болгарии. Один югославский Do 17 попал в Британию — перелетел в Египет и был включён в состав RAF. Швейцария интернировала Do 17Z, который приземлился на их территории в 1940 году, и даже использовала его в своей авиации.

А ещё — в 2013 году остатки Do 17 были подняты со дна Ла-Манша. Самолёт, сбитый в 1940 году, лежал на глубине 20 метров почти 70 лет. Теперь он — часть коллекции музея Королевских ВВС в Лондоне. Как символ Войны, в которой побеждал тот, кто летал выше, быстрее… и умнее.

Наследие «Карандаша»

Dornier Do 17 никогда не был самым мощным или самым живучим бомбардировщиком. Его броня — минимальна, оборонительное вооружение — слабое по меркам 1943 года, бомбовая нагрузка — скромная. Но он был первым. Первым, кто показал, что бомбардировщик может быть быстрым. Что его можно использовать не только для бомбометания, но и для разведки, перехвата, командования. Он стал переходным звеном между старым и новым — от деревянных монопланов к металлическим скоростным машинам.

Dornier Do 17
Dornier Do 17

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.