Китайский автопром в России: неожиданный взлет или заслуженная победа?
Создается впечатление, что китайские автопроизводители не боролись за российский рынок, а просто получили его без особых усилий. В текущей ситуации дефицита продается почти все, главное – не устанавливать цену ниже, чем у LADA.
Как результат, количество китайских автомобилей на российских дорогах заметно увеличивается. Потребители, устав от скудного выбора, готовы приобретать практически любые иномарки. Этому способствует и то, что китайские компании предлагают модели, оснащенные современными технологиями. Получается, что китайским брендам не потребовалось проводить агрессивную маркетинговую кампанию: их автомобили, хоть и нельзя назвать дешевыми, часто выигрывают у конкурентов по соотношению цены и характеристик.
LADA: упущенный шанс развить успех
К сожалению, LADA не смогла воспользоваться сложившейся ситуацией. Модель Vesta, которая могла бы стать лидером продаж, продолжает сталкиваться с трудностями. А анонсированная автоматическая коробка передач будет импортироваться из Китая. В связи с этим возникает вопрос: стоит ли переплачивать за Vesta, если на рынке есть китайские автомобили с более богатым оснащением?
Вопрос надежности: ключевой фактор
Главный вопрос, волнующий многих, – это надежность: какой ресурс заложен в двигатели и коробки передач у популярных марок, таких как Haval, Chery и Geely? И, что немаловажно, как эти автомобили будут оцениваться на вторичном рынке через несколько лет? Ведь именно рынок подержанных машин всегда играл важную роль в России.
Несмотря на все опасения, многие россияне сегодня покупают новые, дорогостоящие китайские автомобили, что подтверждается их постоянно растущим присутствием на дорогах. Тем не менее, все чаще встречаются отзывы о том, что китайские автомобили не выдерживают и 50 тысяч километров пробега, а гарантийный ремонт обходится владельцам недешево. Наибольшее количество жалоб поступает на двигатели и коробки передач, ремонт которых является самым затратным. Иногда можно услышать истории о выходе двигателя из строя уже после 5000 километров.
В интернете можно обнаружить объявления о продаже новых двигателей Chery или Omoda по цене около 130 тысяч рублей. Зачастую к таким объявлениям прилагаются фотографии разобранных двигателей в качестве доказательства их поломки. Многие автовладельцы также критикуют китайские коробки передач, особенно роботизированные и вариаторные. Исключение составляют проверенные временем механические коробки передач и классические автоматические трансмиссии, которые, как правило, менее подвержены поломкам.
Некоторые полагают, что подобные случаи – это спланированная кампания по дискредитации китайских брендов, но я не преследую цель защитить или очернить какую-либо марку. Поломки, безусловно, случаются, однако зачастую они устраняются официальными дилерами по гарантии. Несмотря на негативные отзывы о "китайском качестве", вероятность серьезной поломки пока остается относительно невысокой. Однако судить об истинной надежности китайских автомобилей можно будет только после сбора статистики по неисправностям за несколько лет эксплуатации.
Позитивные тенденции: заимствование успешных конструкций
Вместе с тем, наблюдаются и положительные тенденции. Многие китайские двигатели имеют схожую конструкцию с известными аналогами и, по сути, являются их копиями.
Например, 1.5-литровый турбированный двигатель Chery (SQRE4T15B) отличается отсутствием явных слабых мест, чугунным блоком цилиндров и системой распределенного впрыска топлива, что снижает риск образования нагара на клапанах. На практике этот двигатель способен проехать более 200 тысяч километров без серьезных проблем. Цепь ГРМ подлежит замене примерно к 200 тыс. км, но эта процедура не потребует больших затрат. При условии своевременной замены масла и использования качественного топлива, этот двигатель может прослужить и 300 тысяч километров. Конечно, это не "миллионник" из 90-х, но ресурс все же присутствует. Двигатель Kaiyi E5 практически идентичен двигателю Chery.
Конструкция других китайских двигателей также разрабатывалась с оглядкой на существующие моторы. В частности, двухлитровые двигатели Haval во многом повторяют конструкцию двигателей VAG объемом 1.8-2.0 литра, которые при правильном уходе способны пройти 250-300 тысяч километров до капитального ремонта. Аналогичная ситуация наблюдается и с коробками передач. Большинство агрегатов являются копиями уже известных моделей. Основная проблема заключается в качестве комплектующих: подшипники в китайских коробках передач зачастую выходят из строя из-за использования некачественных материалов. Стоимость нового вариатора для Chery на онлайн-площадках составляет около 180 000 рублей.
Качество сборки и особенности эксплуатации в России
Казалось бы, 200-250 тысяч километров – вполне достойный ресурс для современного городского автомобиля. Многие модели других марок обладают схожим ресурсом. Однако китайские автомобили пока уступают конкурентам в качестве сборки: скопировать технологии – это одно, а обеспечить безупречное качество – совсем другое.
Кроме того, необходимо принимать во внимание особенности эксплуатации автомобилей в России: использование дешевого топлива, экономия на моторном масле, ремонт в неавторизованных сервисах. В результате автомобиль, изначально рассчитанный на 200 тысяч километров пробега, может не пройти и 100 тысяч. В таких условиях сложно рассчитывать на приобретение надежного китайского автомобиля на вторичном рынке через несколько лет.
Если раньше главной проблемой была коррозия (я лично столкнулся с этим, владея подержанным Chery Tiggo T11), то сегодня слабым местом является техническая часть. На данный момент ситуация такова, что если современный китайский автомобиль прослужил 3-5 лет, то это можно считать пределом: дальнейшая эксплуатация потребует существенных финансовых вложений. Необходимо также учитывать вероятность ДТП: ремонт новой модели может оказаться проблематичным из-за дефицита запчастей, особенно кузовных. Более того, на момент выхода модели на российский рынок, у себя на родине она может претерпеть одно или два обновления, значительно изменившись внешне и конструктивно.
Перспективы китайских автомобилей на вторичном рынке: пока под вопросом
В связи с вышеизложенным, будущее китайских автомобилей на вторичном рынке выглядит неопределенным. Существуют опасения относительно ресурса агрегатов, качества сборки, высокой стоимости и невысокой ликвидности. Пока не все готовы инвестировать свои средства в подержанный китайский автомобиль, учитывая все "за" и "против".
Тем не менее, ситуация может измениться в будущем. Многие россияне уже сейчас отдают предпочтение китайским автомобилям вместо подержанных иномарок. Преимуществом китайских моделей является наличие гарантии, в отличие от неопределенности, связанной с обслуживанием, например, BMW или Audi в условиях санкций. Поэтому информация о единичных поломках "одного китайца из тысячи" постепенно будет забываться, хотя споры о преимуществах LADA Vesta перед китайским автомобилем с гибридной силовой установкой будут, вероятно, вечными. Противостояние между поклонниками проверенных временем и надежных решений и сторонниками современных технологий неизбежно.
Источник: Дзен-канал "Гаражбатя"