С каждым годом рынок автомобилей в России становится всё менее предсказуемым. Стоит только людям начать разбираться, как и где выгодно покупать машину, как снова вводятся новые ограничения, налоги или сборы. Вот и сейчас, когда рынок более-менее ожил после лихорадки 2022–2023 годов, и покупатели начали ориентироваться в ценах, курсах, поставках, — пришла новая волна. На этот раз речь идёт о повышении утилизационного сбора, и повышение это обещает быть рекордным за всю историю.
Причём, если раньше это касалось в основном юридических лиц и дилеров, то теперь удар придётся по простым физическим лицам. Тем, кто ввозит машину «для себя» — из Кореи, Европы, Китая. Или просто хочет продать свою машину и купить новую, не потеряв на этом сотни тысяч, а то и миллионы рублей.
Мы занимаемся автомобилями больше 14 лет, и за это время пережили несколько крупных кризисов: от резких скачков курса доллара до дефицита машин во время ковида. Поэтому в этой статье мы расскажем без паники и эмоций: что происходит, чего ждать в ноябре, стоит ли срочно покупать или продавать авто, и главное — как вести себя разумно, не поддаваясь страхам и ажиотажу.
Что именно планируют изменить?
Повышение утилизационного сбора — это не слухи и не инсайдерские домыслы. Это проект постановления, опубликованный официально для публичного обсуждения. Подготовила его группа российских автопроизводителей, и они открыто заявили, чего хотят: перерасчёт утильсбора по новым правилам, где учитывается не только объём двигателя, но и его мощность в лошадиных силах.
Если перевести это на простой язык, то смысл предложения сводится к следующему: иностранные автомобили с мощным мотором должны стоить дороже, а отечественные — выглядеть выгоднее на их фоне. По мнению авторов инициативы, это должно стимулировать граждан пересесть на машины российского производства.
Формально инициатива выглядит как борьба за экологию и переработку транспорта, но по сути — это протекционизм. И не сказать, что особенно тонкий.
Почему это вызвало такой резонанс?
Всё дело в цифрах. Сейчас утильсбор для большинства машин, ввозимых физическими лицами, составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Это сумма, которую платит покупатель за то, что, условно говоря, его автомобиль когда-нибудь утилизируют.
Но в рамках нового проекта эта сумма может вырасти в десятки и даже сотни раз. Для машин мощностью от 160 до 200 лошадиных сил — до 1,2 миллиона рублей. А если двигатель мощнее — вплоть до 3,2 миллиона. И это не на суперкар. Речь идёт о вполне обычных машинах: кроссоверах, минивэнах, седанах бизнес-класса, которые многие россияне покупают с пробегом из-за границы.
Что особенно тревожит — это то, на кого ляжет основной удар. Это не премиальные покупатели, которые и так берут авто за 10+ миллионов. Это обычные семьи, выбирающие надёжный кроссовер или минивэн: Kia Carnival, Hyundai Santa Fe, BMW X3, Volkswagen Tiguan и им подобные. Сегодня такие машины стоят 2,5–4 миллиона рублей. С новым утильсбором они станут недоступны, особенно если брать их с небольшим пробегом и ввозить под себя.
Почему происходит именно сейчас?
Момент выбран не случайно. После лета, когда рынок немного ожил, а ставки по вкладам начали снижаться, граждане стали активнее смотреть в сторону крупных покупок. И автомобили — один из главных интересов. Люди начали ориентироваться: где выгоднее заказать, как сэкономить на растаможке, кому доверить подбор.
В этот момент на сцену выходит проект, по которому всё, что было понятно и прозрачно, снова становится нестабильным и запутанным.
Интересный момент: недавно глава АвтоВАЗа, Максим Соколов, в интервью прямо сказал — мол, наши автомобили не попадают под эти параметры, потому что у нас двигатели не такие мощные. А на Питерском экономическом форуме компания показала новую модель — Lada Aimot с двигателем как раз на 150 л.с., чуть ниже порога в 160. Совпадение? Возможно. Но выглядит это как стратегическое выравнивание под новые правила игры.
Что делать тем, кто собирался покупать или продавать автомобиль?
Здесь важно не поддаться панике. Я понимаю, что первая реакция — срочно бежать покупать машину «до 1 ноября», пока не поздно. Или наоборот — быстрее продавать, пока рынок не схлопнулся. Но с этим надо быть крайне аккуратным.
Мне буквально на днях звонили двое друзей. Один — хочет купить машину, но деньги у него на депозите, который заканчивается в октябре. Второй — уже продаёт, но боится прогадать и остаться с меньшей суммой, чем стоит его следующий автомобиль. Оба оказались в подвешенном состоянии.
И вот что я им сказал, и что говорю вам, как человек, который работает в этом рынке каждый день:
Не стоит делать резких движений.
Если вы сейчас находитесь в стадии выбора машины — спокойно доведите процесс до конца. Но если только собирались начинать — возможно, уже поздно. Те, кто везёт машины из Кореи, могут успеть, потому что доставка занимает 30–40 дней, а сам процесс покупки и оформления можно ускорить. Но это только если уже есть надёжный партнёр, выбранная модель и чёткое понимание сроков.
Что касается тех, кто продаёт, то я бы наоборот — советовал пока повременить. Даже если утильсбор вырастет, цены не изменятся в одночасье. Не будет такого, что 1 ноября машины моментально подорожают в объявлениях. Автомобили, купленные по старым правилам, ещё долго будут продаваться по старой логике. Будет переходный период, который можно использовать себе на пользу.
Есть ли шанс, что проект не примут?
Есть. И довольно высокий. Законопроект находится на этапе публичного обсуждения. Он ещё не принят. Уже сейчас звучит много критики — и от экспертов, и от обычных граждан. Основной аргумент: размер сбора никак не соотносится со стоимостью автомобиля. В некоторых случаях утильсбор больше, чем сама машина. Это абсурд.
Кроме того, возможны поправки: например, сделать сбор разумнее для машин старше 3 лет, или применить коэффициенты в зависимости от цены автомобиля. Возможно, даже снизят ставки для гибридов и электрокаров. Пока всё это — в стадии обсуждения. И именно поэтому важно не торопиться, а дождаться финального варианта.
Альтернатива — автомобили до 160 л.с.
Если всё-таки утильсбор утвердят в текущем виде, остаётся запасной путь — рассматривать машины до 160 лошадиных сил. Да, это не всегда тот уровень динамики, к которому привыкли, но выбор в этом сегменте достаточно широк. В том числе среди корейских, японских, китайских моделей.
Многие из тех, кто хотел брать машину под 200 сил, уже пересматривают планы. «Возьму 1.6 турбо, сделаю Stage 1, и будет ехать», — говорит один из клиентов. В этом есть резон. Такие машины останутся по старым ставкам сбора — 3 400–5 200 рублей. И, возможно, станут новым «золотым стандартом» среди покупателей.