Представляю вашему вниманию новую подборку — 20 ярких, искусно раскрашенных фотографий, оживших после десятилетий чёрно-белой тишины. Каждый кадр это окно в прошлое Советского Союза: от послевоенных будней до эпохи космических триумфов и повседневной жизни миллионов.
Театр оперы и балета. Минск, 1948 год.
На фоне скромных деревянных домов Минска возвышалось грандиозное здание, напоминающее античный акрополь. В 1933 году началось масштабное строительство нового оперного театра по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда в стиле советского конструктивизма. Оно развернулось на месте снесённого Троицкого базара — старейшего рынка города. Строительство длилось пять лет и завершилось торжественным открытием 10 марта 1939 года.
Уже через год труппа была удостоена ордена Ленина, а театр получил почётное название — «Большой». В первые годы своей работы сцена приняла знаковые постановки: оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и балет «Лебединое озеро».
Во время немецкой оккупации (1941–1944) здание сильно пострадало: уже в первые дни войны прямое попадание авиабомбы уничтожило зрительный зал. Оккупанты устроили в руинах конюшни, а интерьеры театра — мебель, декорации, костюмы — были разграблены и вывезены в Германию.
После освобождения Минска в 1944 году началась тщательная реконструкция. Были восстановлены фасады, перестроен зрительный зал с добавлением ярусных балконов. Возрождённый театр вновь распахнул свои двери в 1947 году — премьерой стала национальная опера «Кастусь Калиновский», ставшая символом культурного возрождения страны.
Уборка урожая зерновых на полях. Туркменская ССР, 1939 год.
Молодые строители из Москвы во время возведения нового жилого района в Ташкенте после землетрясения 1966 года.
26 апреля 1966 года в 05:23 в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение, уничтожившее центр города и оставившее без жилья около 78 тысяч семей. Восстановление столицы Узбекской ССР стало всесоюзной задачей — в его реализации участвовали строители, инженеры и добровольцы со всех уголков Советского Союза. За 3,5 года город был практически полностью отстроен заново.
Тбилисский почтальон. Грузинская ССР, 1965 год.
Белые кружева хлопковых плантаций Узбекской ССР, 1968 год.
Хлопковые плантации Узбекской ССР — одна из ключевых отраслей сельского хозяйства в советское время, превратившая республику в главного производителя хлопка в СССР. На пике своего развития Узбекистан давал до 70% всего хлопка Союза, став известным как «белое золото» советской экономики.
Ещё в царской России хлопководство развивалось в Средней Азии, но настоящий расцвет пришёлся на 1930–1980-е годы в эпоху Советской власти. Под руководством Москвы Узбекская ССР была объявлена «хлопковой житницей страны», и вся аграрная политика республики была подчинена этой цели.
Ловец дельфинов. Туапсе, 1947 год.
Дельфинов в Азовском и Чёрном морях после войны добывали ради жира и шкур, которые шли на технические нужды — например, для производства смазочных материалов и кожаных изделий. В пищу их не употребляли. К дельфинам не испытывали особого уважения — это был обычный рыбный промысел.
С каждого убитого дельфина можно было получить от 6 до 16 килограммов ценного жира. Он широко использовался в текстильной, мыловаренной и кожевенной промышленности, а также в медицине. Особой популярностью пользовался препарат «дельфиноль» — витаминное средство, аналог рыбьего жира. Даже кости и внутренние органы не выбрасывали: из них производили рыбную муку и органические удобрения.
В 1966 году в СССР был официально запрещён промысел дельфинов.
Кандидат в космонавты СССР Борис Егоров с семьей на отдыхе, 1964 год.
Семейный подряд в деревне. Животноводческая ферма семьи Солдатовых. Московская область, 1987 год.
Рабочие шахты "Россия" в Ростовской области. Слева направо: украинец Анатолий Чечиков, русский Иван Сорокин и татарин Михаил Акманов. СССР, 1963 год.
Сбор яблок, 1970-е годы.
Туристы идут по берегу озера Иссык-Куль. Киргизская ССР, 1986 год.
В СССР были популярны туристические походы к озеру Иссык-Куль — высокогорному водоёму в Киргизии, окружённому живописными хребтами Терскей-Алатау и Кунгей-Алатау. В 1967 году вышла туристская схема под названием «Озеро Иссык-Куль», в которой были представлены основные маршруты по прибрежной зоне озера, а также по ущельям и перевалам хребта Кунгей-Алатау.
Желтовская Сопка. Камчатка, 1972 год.
Желтовская Сопка — действующий вулкан, расположенный на полуострове Камчатка, в составе вулканической группы Желтоводского озера, недалеко от знаменитой Долины гейзеров. Он входит в число более чем 300 вулканов региона, из которых около 30 являются активными.
Школа-интернат в национальном нивхском селе Чир-Унвд. Сахалинская область, 1966 год.
В школе-интернате жили и обучались дети из окрестных нивхских стойбищ.
Телятница с любимыми буренками. СССР, 1977 год.
Глиссер-катамаран ОСГА-25 "Экспресс" в судоремонтной мастерской. Сочи, 1940 год.
ОСГА-25 — единственный в мире 150-местный пассажирский глиссирующий катамаран. Судно было построено в 1937–1938 годах по проекту Опытного строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА). В 1939–1941 годах катамаран проходил испытания и осуществлял рейсы по маршруту Сочи — Сухуми. В 1942 году, с приближением фронта, судно было взорвано, чтобы не допустить его захвата противником.
Пруд Верх-Исетский. Свердловск, 1989 год.
Верх-Исетский пруд — один из старейших и крупнейших искусственных водоёмов в Екатеринбурге, расположенный на реке Исети. Его создание началось в 1725 году по указу Петра I в рамках строительства Уральских горных заводов. Пруд был заложен как гидротехническое сооружение для обеспечения водой Верхнеисетского завода — одного из первых металлургических предприятий на Урале.
Самолет Ан-22 "Антей", 1965 год.
Ан-22 «Антей» — советский тяжёлый турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ О. К. Антонова. Первый полёт машины состоялся 27 февраля 1965 года.
На фото — первый опытный экземпляр Ан-22 в аэропорту Шереметьево, июнь 1965 года. Серийное производство было налажено на Ташкентском авиационном заводе. В период с ноября 1965 по январь 1976 года было выпущено 68 самолётов, которые начали поступать в Военно-воздушные силы СССР с января 1969 года.
На данный момент он эксплуатируется в ограниченном количестве: два борта находятся в составе Воздушно-космических сил России, ещё один — в украинской авиакомпании Antonov Airlines, продолжая службу в грузовых перевозках по всему миру.
Школьники в походе, 1950-е.
Лепка пельменей, 1950-е.
Девушки работают в поле. Ленинградская область, 1976 год.
Предыдущий материал:
Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!
Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!