Найти в Дзене
Истории от историка

Загадочные древляне, убившие князя Игоря

Оглавление

В летописной‏ новелле под 914 г. впервые‏ сообщается о‏ походе‏ руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что‏ кавычки здесь‏ необходимы).‏

В 945 год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда вдоволь и оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: ты добудешь и мы».

Послушал их Игорь, пошёл к древлянам за данью, прибавлял к прежней дани, и чинили насилие древлянам он и мужи его.

Взяв дань, он пошёл в свой город.

Когда он возвращался, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь и ещё похожу [за данью]».

Отпустил дружину свою домой, а сам с небольшой дружиной вернулся, желая ещё большей добычи.

Древляне, услыхав, что он опять идёт, надумали с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убьют его, так и тут, если не убьём его, то всех нас погубит».

И они послали к нему сказать: «Зачем идёшь опять? — ты взял всю дань».

И не послушал их Игорь.

И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его: мало их было.

И похоронили Игоря, есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян, и до сего дня.

Но кто‏ такие летописные «древляне», сыгравшие столь‏ значительную роль‏ в‏ судьбе‏ князя Игоря,‏ его жены и‏ всей Русской‏ земли?

Древляне

На‏ первый взгляд‏ ломать голову тут совершенно не‏ над чем.‏ «Повесть‏ временных‏ лет» вполне определенно говорит,‏ что древляне/деревляне‏ были славянским‏ племенем,‏ осевшим‏ на правобережье Днепра,‏ по соседству с‏ киевскими русами‏ («полянами»).‏ Свое имя‏ они получили‏ потому, что «седоша в лесах».‏ Древляне‏ известны‏ не только‏ древнерусским источникам.‏ Константин Багрянородный‏ передает‏ этот этноним‏ в формах «вервиане» и «дервленины»,‏ а Баварский‏ географ‏ знает их как «лесных людей» (forsderen liudi). Общеславянский‏ корень этого‏ племенного‏ названия подтверждается‏ наличием в вендском Поморье племени‏ древан (их‏ племенная‏ территория‏ находилась рядом‏ с современным Люнебургом,‏ в бассейне‏ реки‏ Иетцель, бывшей‏ славянской Йесны). Славянское население Древанской‏ земли окончательно‏ исчезло‏ только‏ в XVIII в. Но‏ германизированное название‏ этой области‏ —‏ Dravehn‏ — сохранилось у‏ немцев до сих‏ пор [Державин‏ Н.С.‏ Славяне в‏ древности. М.,‏ 1946. С. 29].

Все это бесспорно.‏ Но‏ дальше‏ возникают затруднения.‏ Начать с‏ того, что‏ племенная‏ территория восточнославянских‏ древлян («Дерева», «Деревьская земля») очерчена‏ в летописи‏ весьма‏ приблизительно. Настораживающе звучит заявление авторитетного археолога о том,‏ что «попытки‏ восстановить‏ территорию расселения‏ древлян на основе летописных свидетельств‏ предпринимались неоднократно,‏ но‏ ни‏ одну из‏ них нельзя признать‏ удачной» [Седов‏ В.В.‏ Восточные славяне‏ в VI – XIII вв.‏ М., 1982.‏ С.‏ 102].‏ Славянские древности в бассейнах‏ Припяти и‏ Ужа довольно‏ многочисленны,‏ но‏ крайне разнородны и‏ с трудом поддаются‏ этнографической классификации.

При‏ дальнейшем‏ рассмотрении «древлянского‏ вопроса» несуразности‏ и загадки нарастают как снежный‏ ком.‏ В‏ разительном противоречии‏ с археологической‏ картиной древлянского‏ племенного‏ ареала находятся‏ сведения письменных источников. Летопись сообщает‏ о весьма‏ развитой‏ племенной организации у древлян, которые имели «свое княжение»,‏ князей, племенную‏ знать‏ («лучших мужей»),‏ дружину, укрепленные города. Древлянские послы‏ нахваливают Ольге‏ своих‏ правителей,‏ заботящихся об‏ экономическом процветании их‏ страны: «…наши‏ князи‏ добри суть,‏ иже роспасли суть Деревьскую землю»‏ — и‏ это‏ не‏ пустое бахвальство, так как‏ выясняется, что‏ после неоднократных‏ поборов‏ и‏ беспощадного разорения несчастной‏ Деревьской земли киевским‏ войском на‏ «древлян»‏ все еще‏ можно наложить‏ «дань тяжку», что и не‏ преминула‏ сделать‏ Ольга. Военная‏ мощь древлян‏ подчеркнута в‏ летописи‏ упоминанием неких‏ «обид», которые в прошлом претерпели‏ от них‏ «поляне»,‏ а также неоднократными попытками порвать узы даннической зависимости‏ от киевских‏ князей.‏ Между тем‏ на археологической карте днепровского правобережья‏ Древлянская земля‏ предстает‏ бедной‏ и малонаселенной‏ областью, безусловно не‏ способной соперничать‏ с‏ соседями в‏ экономическом отношении и тем более‏ находиться с‏ ними‏ в‏ многолетнем военном противостоянии. Древлянские‏ «грады» (Оран,‏ Иваньково, Малино,‏ Городск)‏ имеют‏ площадь около двух‏ тысяч квадратных метров‏ — меньше‏ футбольного‏ поля [Демин‏ А.С. О‏ некоторых особенностях архаического литературного творчества‏ (постановка‏ вопроса‏ на материале‏ ««Повести временных‏ лет»») //‏ Культура‏ славян и‏ Русь. М., 1998. С. 65].‏ А возле‏ Искоростеня‏ Ольга «стоя… лето, и не можащи взяти града»!

-2

Способ казни

К‏ сожалению, наша‏ историография‏ до недавнего‏ времени проходила мимо всех этих‏ странностей. Но‏ что‏ всего‏ поразительнее, так‏ это многовековое невнимание‏ историков к‏ одному‏ сохранившемуся в‏ источниках этнографическому признаку, характеризующему летописных‏ «древлян». Я‏ имею‏ в‏ виду выбранный ими способ‏ казни князя‏ Игоря, который,‏ как‏ следует‏ из сообщения Льва‏ Диакона, «был взят…‏ в плен,‏ привязан‏ к стволам‏ деревьев и‏ разорван надвое» (стоит отметить, что‏ «Повесть‏ временных‏ лет» умалчивает‏ об этих‏ подробностях). Знать‏ сообщение‏ Льва Диакона,‏ цитировать его и вместе с‏ тем считать‏ «древлян»,‏ убивших Игоря, славянским племенем — все это есть‏ не что‏ иное,‏ как бесподобный‏ историографический конфуз, ибо указанный способ‏ казни настолько‏ же‏ присущ‏ древнеславянскому уголовному‏ праву, как, например,‏ обычай сдирать‏ скальпы‏ или распинать‏ на кресте. И однако же‏ эта нелепость‏ прочно‏ осела‏ в исторической литературе. Лишь‏ сравнительно недавно‏ исследователи наконец‏ обратили‏ внимание‏ на то, что‏ «казнь Игоря совпадает‏ с подобными‏ обычаями‏ у тюркских‏ народов —‏ огузов* и булгар» [Петрухин В.Я.‏ Из‏ древнейшей‏ истории русского‏ права. Игорь‏ Старый –‏ князь-«волк»‏ // Philologia‏ slavica. М., 1993. С. 127],‏ а по‏ сообщению‏ германского хрониста XII в. Саксона Грамматика, к этому‏ способу казни‏ питал‏ особое пристрастие‏ Редон, «рутенский» пират (Ruthenorum pirata),‏ разбойничавший на‏ Балтике‏ [Рыдзевская‏ Е.А. Древняя‏ Русь и Скандинавия‏ IX –‏ XIV‏ вв. М.,‏ 1978. С. 194]. От себя‏ добавлю, что‏ по‏ приказу‏ Александра Македонского подобным же‏ образом был‏ разорван на‏ части‏ Бесс,‏ убийца Дария III,‏ как о том‏ повествует Плутарх.‏ В‏ греческой мифологии‏ известен разбойник‏ Синид по прозвищу Питиокампт (Сгибатель‏ сосен),‏ который‏ ловил путников,‏ привязывал их‏ к вершинам‏ согнутых‏ деревьев и,‏ отпустив деревья, разрывал людей пополам.‏ Герой Тезей‏ расправился‏ со злодеем его же способом. Словом, ни один‏ источник не‏ соотносит‏ обычай расчленения‏ людей при помощи деревьев со‏ славянами и‏ тем‏ более‏ — с‏ восточными славянами.

*См. сообщение‏ Ибн Фадлана‏ о‏ гузах (огузах):‏ «Они не знают блуда, но‏ если относительно‏ кого-либо‏ они‏ узнают какое-либо дело, то‏ они разрывают‏ его на‏ две‏ половины,‏ а именно: они‏ соединяют вместе промежуток‏ веток двух‏ деревьев,‏ потом привязывают‏ его к‏ веткам и пускают оба дерева,‏ и‏ находящийся‏ при выпрямлении‏ их [деревьев]‏ разрывается».

Дереви в Северном Причерноморье

К блестящим‏ находкам‏ последнего времени‏ [см. Никитин А.Л. Основания русской‏ истории. М.,‏ 2000.‏ С. 326.] относится также открытие еще одной «Древлянской‏ земли» —‏ «Дереви»,‏ находящейся, согласно‏ вводной части «Повести временных лет»‏ (перечисляющей «Афетовы‏ страны»‏ —‏ земли, которые‏ «прияше» Иафет, один‏ из сыновей‏ Ноя),‏ отнюдь не‏ в Среднем Поднепровье, а в‏ Северном Причерноморье‏ —‏ между‏ «Воспории» (Боспором) и приазовскими‏ областями («Меоти»‏ и «Сармати»),‏ где‏ она,‏ таким образом, совпадает‏ с Климатами Горного‏ Крыма*.

*Термин «Климаты»,‏ встречающийся‏ в средневековой‏ византийской литературе,‏ связан с позднеантичной географической традицией,‏ согласно‏ которой‏ поверхность земли‏ делилась на‏ несколько (обыкновенно‏ семь‏ или девять)‏ «климатических» поясов. У Константина Багрянородного‏ Климаты —‏ это‏ область горного Крыма между Херсоном и Боспором: «От‏ Херсона до‏ Боспора‏ расположены крепости‏ Климатов, а расстояние — 300‏ миль» (впрочем,‏ в‏ другом‏ месте он‏ пишет и о‏ «девяти Климатах‏ Хазарии»,‏ прилегающих к‏ Алании). Крымские Климаты (вероятно, не‏ все, но‏ значительная‏ их‏ часть) входили в Херсонскую‏ фему (военно-административный‏ округ), и‏ Константин‏ неоднократно‏ выражает озабоченность их‏ безопасностью.

В связи с‏ этим перестает‏ выглядеть‏ опиской или‏ очевидной нелепостью‏ указание Льва Диакона на то,‏ что‏ Игорь‏ погиб, отправившись‏ «в поход‏ на германцев».‏ Вместе‏ с тем,‏ наконец, замечено, что летописные «деревляне»‏ не только‏ обитают‏ в двух разных и значительно удаленных друг от‏ друга географических‏ районах,‏ но также‏ имеют два племенных центра: один‏ — город‏ Овруч,‏ лежащий‏ на реке‏ Уже (летописная статья‏ под 997‏ г.),‏ другой —‏ город Искоростень/Коростень, точное местоположение которого‏ не указано‏ (летописные‏ статьи‏ под 945 и 946‏ гг.) [Никитин‏ А.Л. Основания‏ русской‏ истории.‏ С. 112].

Теперь обобщим‏ имеющиеся у нас‏ факты.

Путаница между двумя Деревскими землями

Восточнославянское племя‏ древлян,‏ возможно родственное‏ вендским древанам,‏ в конце VIII – начале‏ IX‏ в.‏ осело на‏ правом берегу‏ Среднего Поднепровья,‏ где‏ очень скоро‏ попало в данническую зависимость от‏ русов. Ко‏ времени‏ составления «Повести временных лет» (вторая половина XI –‏ начало XII‏ в.)‏ эти древляне‏ были уже малочисленной, бедной и‏ культурно отсталой‏ народностью,‏ почти‏ совершенно утратившей‏ свою этнографическую индивидуальность‏ и растворившейся‏ среди‏ многочисленных переселенцев‏ с днепровского левобережья.

Однако в процессе‏ создания «Повести‏ временных‏ лет»,‏ или скорее при позднейшем‏ ее редактировании,‏ история древлянского‏ племени,‏ краткая‏ и ничем не‏ примечательная, оказалась насыщена‏ событиями, относящимися‏ к‏ истории других‏ «древлян», не‏ имеющих с древлянами днепровскими ничего‏ общего,‏ кроме‏ своего русифицированного‏ племенного названия.‏ Иными словами,‏ произошла‏ довольно обыкновенная‏ для раннесредневековой литературы этнографическая путаница,‏ которую, пожалуй,‏ можно‏ было бы назвать забавной, не укоренись она самым‏ серьезным и‏ основательным‏ образом в‏ современной историографии. К счастью, восстановить‏ истину в‏ данном‏ случае‏ не так‏ уж трудно.

Нестора или‏ какого-то другого‏ древнерусского‏ книжника, редактировавшего‏ «Повесть», сбила с толку еще‏ одна «Деревьская‏ земля»‏ —‏ «Дереви», обнаруженная им в‏ Северном Причерноморье.‏ Источником, откуда‏ она‏ в‏ свое время перекочевала‏ в русскую летопись,‏ была византийская‏ хроника‏ IX в.‏ Георгия Амартола,‏ а именно то ее место,‏ где‏ перечислены‏ «Афетовы страны».‏ В славянском‏ переводе хроники‏ Амартола,‏ предшествовавшем «Повести‏ временных лет», соответствующий термин был‏ передан как‏ «Дерви»‏ [Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском‏ переводе. Т.‏ 1.‏ Пг., 1920.‏ С. 59]. В «Повести временных‏ лет» амартоловский‏ перечень‏ стран‏ читается так:‏ «…Воспории, Меоти, Дереви,‏ Сармати, Тавриани,‏ Скуфия…»‏ Причерноморская область‏ под названием Дерви/Дереви легко опознается‏ как место‏ обитания‏ потомков‏ везеготов, или готов-тервингов (от‏ др.-герм. tre‏ — «дерево»)‏ —‏ «жителей‏ леса», «лесных людей»,‏ по-славянски — «древлян».‏ Последние сомнения‏ на‏ этот счет‏ исчезнут, если‏ сопоставить древнерусское известие о смерти‏ князя‏ Игоря‏ в «Деревех»‏ с сообщением‏ Льва Диакона‏ о‏ его последнем‏ походе «на германцев». Единственным германским‏ этносом Северного‏ Причерноморья‏ были готы.

Разница между двумя «древлянами»

Уяснив, что летописный термин «древляне/деревляне» покрывает два‏ разных народа,‏ этнически‏ несходных меж‏ собою, мы поймем причину разноголосицы‏ в этнографических‏ и‏ исторических‏ сведениях о‏ них. С одной‏ стороны, «древляне‏ живяху‏ звериньским образом,‏ живуще скотьски: убиваху друг друга,‏ ядаху вся‏ нечисто,‏ и‏ брака у них не‏ бываше, но‏ умыкиваху у‏ воды‏ девиця»;‏ с другой —‏ «наши князи добри‏ суть, иже‏ роспасли‏ суть Деревьскую‏ землю», наличие‏ грозных крепостей, вроде Искоростеня, взять‏ которые‏ возможно‏ лишь при‏ помощи военной‏ хитрости, дипломатические‏ посольства‏ к русам‏ с целью заключения династических браков.‏ Очевидно, что‏ в‏ первом случае речь идет о восточнославянских лесовиках днепровского‏ правобережья, во‏ втором‏ — о‏ крымских готах, чьи процветающие колонии‏ просуществовали в‏ Тавриде‏ до‏ XVI в.‏ Таврические и киевские‏ русы в‏ IX‏ – X‏ вв. должны были, конечно, не‏ раз сталкиваться‏ с‏ ними‏ — на поле экономической‏ конкуренции и‏ на поле‏ брани.

Дружинные‏ сказания‏ о войнах с‏ крымскими готами бытовали‏ в Киеве‏ долгое‏ время и‏ были известны‏ русским книжникам XII в. Но‏ время‏ взяло‏ свое —‏ двойственное значение‏ термина «древляне»‏ было‏ прочно забыто,‏ благодаря чему история покорения черноморских‏ «древлян»/тервингов была‏ перенесена‏ на историю древлян днепровских, более близких и знакомых‏ «кыянам» Несторовой‏ эпохи.

Древнерусское сказание‏ рисует «древлян»‏ весьма зажиточными‏ людьми,‏ которых‏ можно обложить двойным,‏ а по сути,‏ четверным побором‏ («черную‏ куну» —‏ двойную дань‏ — с них взял Свенгельд,‏ а‏ Игорь,‏ собрав третью‏ дань, вернулся‏ «походить еще»‏ за‏ четвертой). Вряд‏ ли у Игоря было намерение‏ ободрать их‏ как‏ липку и пустить по миру. Очевидно, он покусился‏ лишь на‏ натуральные‏ и денежные‏ излишки — избыточный продукт экономической‏ деятельности «древлян»,‏ воспроизводимый‏ ими‏ с впечатляющей‏ интенсивностью. В то‏ время подобное‏ процветание‏ могла принести‏ только торговля. Между тем, по‏ археологическим данным,‏ днепровские‏ лесовики‏ были удручающе бедны, как‏ ни одно‏ другое восточнославянское‏ племя,‏ и‏ практически не участвовали‏ в торговых операциях‏ на основных‏ водных‏ путях —‏ донском, волжском‏ и западнодвинском. Юго-западная граница распространения‏ арабского‏ дирхема‏ в восточнославянских‏ землях проходит‏ вдалеке от‏ «Деревьской‏ земли» Среднего‏ Поднепровья (Древнерусские княжества X –‏ XIII вв.‏ М.,‏ 1975. С. 73). Самыми «роскошными» предметами, извлеченными из‏ древлянских могильников,‏ являются‏ железные ножи,‏ бронзовые браслеты и стеклянные бусины‏ (Русанова И.П.‏ Территория‏ древлян‏ по археологическим‏ данным // Советская‏ археология. 1960,‏ №‏ 1. С.‏ 69). Местная пушнина ценилась не‏ так дорого,‏ как‏ меха,‏ поступавшие из северных областей,‏ где волос‏ у зверя‏ был‏ гуще‏ и тоньше. Брать‏ с восточнославянских древлян‏ было просто‏ нечего‏ — не‏ только во‏ второй и третий, но даже‏ и‏ в‏ первый раз.‏ Зато экономическая‏ активность торговых‏ факторий‏ крымских готов‏ хорошо известна.

Заслуживает внимания безымянный «град‏ свой», куда‏ возвратился‏ Игорь после того, как «возьемал» с древлян первую‏ дань. Это‏ совершенно‏ определенно не‏ Киев, поскольку в Киев дружинникам‏ еще только‏ предстоит‏ отправиться‏ из этого‏ «града» по княжескому‏ приказу: «идете‏ с‏ данью домови».‏ «Своих градов» на правобережье Днепра,‏ в Древлянской‏ земле,‏ у‏ русов не было. Значит,‏ отправным пунктом‏ экспедиции Игоря‏ был‏ не‏ Киев, а один‏ из многочисленных «русских»‏ городов в‏ западном‏ Крыму и‏ «на Киммерийском‏ Боспоре» в Таврике — возможно,‏ Варанголимен‏ или‏ Тмуторокань. Характерно,‏ что в‏ показании Льва‏ Диакона‏ «германцы», убившие‏ Игоря, появляются вслед за упоминанием‏ «Киммерийского Боспора»‏ как‏ опорной базы военных предприятий русов.

К слову сказать, сомнительно,‏ чтобы киевские‏ князья‏ вообще когда-нибудь‏ ездили за данью к днепровским‏ древлянам —‏ своим‏ ближайшим‏ соседям. Скорее‏ всего, древлянская дань‏ поступала в‏ Киев‏ повозом, то‏ есть ее привозили сами древляне,‏ как это‏ делали,‏ например,‏ обитавшие на значительно более‏ дальнем расстоянии‏ от Киева‏ радимичи.

Смерть Игоря

Важные подробности добавляет‏ Лев Диакон‏ (вкладывая‏ их в‏ уста императора Иоанна Цимисхия): «Не‏ упоминаю я‏ уж‏ о‏ его [Игоря]‏ жалкой судьбе, когда,‏ отправившись в‏ поход‏ на германцев,‏ он был взят ими в‏ плен, привязан‏ к‏ стволам‏ деревьев и разорван надвое».‏ Отсутствие в‏ древнерусском сказании‏ этих‏ подробностей‏ (в том числе‏ факта казни Игоря,‏ а не‏ гибели‏ его в‏ стычке), о‏ которых в третьей четверти Х‏ в.‏ были‏ хорошо осведомлены‏ далеко за‏ пределами Русской‏ земли,‏ в частности‏ в Константинополе, заставляет предполагать довольно‏ позднее его‏ возникновение‏ — не раньше первой половины XI в.

Тогда-то, вероятно,‏ и произошло‏ искажение‏ историко-географических реалий‏ похода Игоря на «германцев» (крымских‏ готов) и‏ превращение‏ этих‏ последних в‏ днепровских «древлян». Немного‏ времени спустя‏ летописец‏ Нестор придал‏ этой метаморфозе видимость исторической законности*.‏ Этно-географическая фикция‏ сделалась‏ фактом‏ древней русской истории.

*Перенос событий‏ из одного‏ региона в‏ другой,‏ включение‏ их в иную‏ историко-географическую реальность —‏ обычное явление‏ в‏ средневековой литературе‏ и эпосе.

Народные‏ предания о смерти князя Игоря

Единственной‏ порукой‏ достоверности‏ летописного рассказа‏ о смерти‏ Игоря служит‏ заключительная‏ фраза: «И‏ погребен бысть Игорь и есть‏ могила его‏ у‏ Искорстеня града в Деревех и до сего дне».

В‏ первой половине‏ XVIII‏ в. коростеньский‏ курган — «древлянскую могилу» Игоря‏ — видел‏ Татищев‏ и‏ описал его‏ так: «При городе‏ Коростене есть‏ холм‏ весьма великой‏ на ровном месте близ речки,‏ и доднесь‏ так‏ называется,‏ которой и я в‏ 1710 году,‏ идучи из‏ Киева‏ с‏ командою, осматривал; каковых‏ хотя повсюду много‏ находится, особливо‏ на‏ Донце скифские…‏ но величиною‏ подобного ему не видал, кроме‏ что‏ у‏ села Царевщины‏ близ Волги,‏ при устии‏ реки‏ Сока». Из‏ этих слов прекрасно видно, как‏ работает народное‏ воображение.‏ Окрестности Коростеня усеяны курганами. Один из них значительно‏ больше других‏ —‏ «народному краеведению»‏ этого довольно: вот она, Игорева‏ могила!*

*Стоит вспомнить,‏ что‏ согласно‏ «Повести временных‏ лет», в XI‏ – XII‏ вв.‏ в Киеве‏ показывали сразу две могилы вещего‏ Олега, а‏ Новгородская‏ летопись‏ знала еще одну —‏ в Ладоге.

Летописное‏ известие о‏ наличии‏ «Игорева‏ кургана» возле древлянского‏ Коростеня удостоверяет лишь‏ бытование в‏ этих‏ местах уже‏ в конце‏ XI – начале XII в.‏ народной‏ легенды.‏ Кажется, в‏ общих своих‏ чертах она‏ дожила‏ до наших‏ дней. По свидетельству А. Членова,‏ в 1980-х‏ гг.‏ хуторяне Игоревки, расположенной в нескольких километрах от современного‏ Коростеня на‏ Уже,‏ показывали ему‏ ни более ни менее, как‏ точное «место»‏ пленения‏ Игоря,‏ сопровождая экскурсию‏ драматическим рассказом о‏ том, как‏ Игоря‏ с дружиной‏ древляне «гнали ночью. Те в‏ Киев ускакать‏ хотели,‏ да‏ их в болото загнали.‏ Кони в‏ трясине увязли.‏ Тут‏ их‏ в плен и‏ взяли. Вон оно,‏ то самое‏ место‏ — его‏ из рода‏ в род все знают» (Членов‏ А.‏ По‏ следам Добрыни.‏ М., 1986.‏ С. 75).

Истоки‏ этой‏ легенды никоим‏ образом не могут уходить глубже‏ последних десятилетий‏ XI‏ в. (хотя всего вероятнее, она значительно моложе), когда‏ в военной‏ организации‏ русских дружин‏ совершился коренной переворот. Именно в‏ это время‏ основная‏ масса‏ княжеских дружинников‏ пересаживается на коней*,‏ тогда как‏ ранее,‏ в IX‏ – X вв., согласно показанию‏ современных источников,‏ они‏ сражались‏ преимущественно в пешем строю,‏ а дальние‏ походы совершали‏ по‏ воде,‏ в ладьях. На‏ то, что этот‏ способ передвижения‏ был‏ основным и‏ в середине‏ Х в., указывает между прочим‏ факт‏ прибытия‏ к Ольге‏ древлянских «лучших‏ мужей, числом‏ 20»,‏ которые «присташа‏ под Боричевым в лодьи», то‏ есть добрались‏ из‏ «Деревьской земли» до Киева водным путем. Таким же‏ способом, несомненно,‏ отправился‏ из Киева‏ «в Дерева» и Игорь с‏ дружиной. Его‏ бешеная‏ скачка‏ по болоту‏ оказывается на поверку‏ печальным свидетельством‏ того,‏ что жителям‏ Игоревки «из рода в род»‏ плохо преподавали‏ историю.

*В‏ летописи‏ первыми в конный поход‏ выступают воины‏ Владимира Ярославича:‏ «Иде‏ Володимер,‏ сын Ярославль, на‏ Ямь, и победи‏ я. И‏ помроша‏ кони у‏ вои Володимерь…»‏ (статья под 1043 г.). Однако‏ остается‏ неизвестным,‏ бились они‏ с ямью‏ верхом или,‏ по‏ обычаю, перед‏ боем спешились. Первое конное сражение‏ упоминается только‏ под‏ 1069 г., когда в битве с половцами под‏ Сновском князь‏ Святослав‏ Ярославич с‏ дружиной «удариша в конь».

Наглядное представление‏ о том,‏ до‏ какой‏ степени народные‏ предания могут исказить‏ реальные события,‏ дают‏ труды фольклориста‏ Н. И. Коробки. В конце‏ XIX в.‏ он‏ объездил‏ Овручский уезд (территория древней‏ Древлянской земли),‏ записав множество‏ местных‏ легенд‏ об Игоре и‏ Ольге, в которых‏ княгиня-мстительница за‏ своего‏ убитого мужа‏ неожиданным образом‏ превращена в его врага и‏ убийцу‏ (Коробка‏ Н.И. Сказания‏ об урочищах‏ Овручского уезда‏ и‏ былины о‏ Вольге Святославиче. СПб., 1908. С.‏ 2 –‏ 6).‏ Причем далеко не каждая легенда признает их супругами.‏ Что же‏ касается‏ конкретных обстоятельств‏ смерти Игоря, то тут народная‏ фантазия поистине‏ неистощима.‏ Одни‏ сказания сажают‏ Игоря на место‏ князя Мала‏ в‏ осажденный Ольгой‏ Искоростень или в некий безымянный‏ город. Осада‏ длится‏ семь‏ лет. Наконец Игорь решается‏ бежать через‏ вырытый подземный‏ ход,‏ но‏ на выходе из‏ подкопа его уже‏ поджидают воины‏ вещей‏ Ольги, которые‏ и убивают‏ князя. В других преданиях Ольга‏ собственноручно‏ приканчивает‏ Игоря в‏ пылу ссоры‏ или не‏ узнав‏ его в‏ чужом платье. Пожалуй, наибольшей оригинальностью,‏ если не‏ сказать‏ — экстравагантностью, отличаются действия Ольги в сюжете об‏ убийстве Игоря‏ во‏ время купания.‏ Ольга едет с войском по‏ берегу реки‏ и‏ видит‏ купающегося Игоря.‏ Вид голого мужчины‏ вызывает у‏ нее‏ отвращение, и‏ она велит убить его. Игорь‏ бросается бежать,‏ но‏ его‏ настигают. Над могилой мужа‏ Ольга приказывает‏ насыпать большой‏ курган.‏ Кстати,‏ Коробка свидетельствует, что‏ «Игоревы курганы» имелись‏ возле каждого‏ села,‏ где бытовали‏ подобные легенды.‏ Замечательно и то, что самый‏ богатый‏ материал‏ об Ольге-мужеубийце‏ исследователь собрал‏ в местечке‏ Искоростень,‏ где, казалось‏ бы, память о подлинных событиях‏ должна была‏ храниться‏ наиболее бережно. Между тем к истории эти предания‏ не имеют‏ никакого‏ отношения.

Еще один‏ пример «народного краеведения» дает новгородское‏ летописание. В‏ Новгородской‏ земле‏ XII –‏ XIII вв. имелась‏ своя «Деревская‏ пятина»‏ с градом‏ Коростенем, в связи с чем‏ в позднейших‏ новгородских‏ летописных‏ сводах появились записи о‏ том, что‏ Игорь был‏ убит‏ «вне‏ града Коростеня близь‏ Старыя Русы» (Шахматов‏ А.А. Разыскания‏ о‏ древнейших русских‏ летописных сводах.‏ СПб., 1908. С. 171 –‏ 172).‏ Позднее‏ новгородский Коростень‏ был отождествлен‏ с Торжком,‏ благодаря‏ чему в‏ XVIII в. на гербе этого‏ города появились‏ три‏ голубя и три воробья — символ дани, потребованной‏ Ольгой с‏ каждого‏ жителя Коростеня.‏ Это свободное перемещение «Деревьской земли»‏ с юга‏ на‏ север‏ свидетельствует, что‏ в посленесторовскую эпоху‏ настоящие «Дерева»‏ окончательно‏ превратились для‏ древнерусских книжников в некое мифическое‏ Лукоморье, которое‏ можно‏ поместить‏ где угодно — хоть‏ в «заморье»,‏ хоть у‏ себя‏ под‏ боком. Конечно, подобного‏ не могло бы‏ случиться, принадлежи‏ мятежные‏ «Дерева», в‏ которых нашел‏ свою смерть князь Игорь, к‏ Русской‏ земле.

Имя князя Мала

Немало интересного способно‏ поведать исследователю‏ имя‏ «древлянского» князя‏ Мала. Лишь слепое доверие к‏ летописному тексту,‏ вкупе‏ с‏ поразительной нечуткостью‏ к духу русского‏ языка, заставляет‏ лингвистов‏ включать имя‏ Мал в древнерусский именослов, делая‏ к нему‏ примечание‏ «др.-рус.»‏ (Суперанская А.В. Словарь русских‏ личных имен.‏ М., 1998.‏ С.‏ 227),‏ а историков –‏ молчаливо или во‏ всеуслышание поддерживать‏ мнение‏ о славянском‏ и даже‏ «чисто славянском» (Пчелов Е.В. Генеалогия‏ древнерусских‏ князей‏ IX –‏ начала XI‏ в. М.,‏ 2001.‏ С. 146)‏ происхождении имени князя «древлян». Однако‏ этот вопрос‏ решается‏ не так однозначно, о чем свидетельствует отсутствие имени‏ Мал в‏ словаре‏ Н. М.‏ Тупикова (Тупиков Н.М. Словарь древнерусских‏ личных собственных‏ имен‏ //‏ Записки Отделения‏ русской и славянской‏ археологии императорского‏ Русского‏ археологического общества.‏ Т. VI. СПб., 1903). Осторожность‏ исследователя не‏ случайна,‏ так‏ как домонгольская русская история‏ и письменность‏ не знает‏ повторного‏ наречения‏ какого-либо человека —‏ князя, боярина или‏ простолюдина —‏ именем‏ Мал. Отчество‏ Малович(-овна), фамилия‏ Малин и одноименные населенные пункты‏ (в‏ частности,‏ «древлянский» город‏ Малин на‏ р. Тетерев)‏ не‏ могут служить‏ доказательством славянского происхождения имени Мал.‏ Все эти‏ антропонимы‏ и топонимы возникли гораздо позже сер. Х в.‏ и, по‏ всей‏ видимости, не‏ без влияния «славянства» князя Мала‏ в «Повести‏ временных‏ лет».

Слово‏ «мал» часто‏ употребляется в русском‏ языке в‏ качестве‏ краткого прилагательного:‏ «мал золотник, да дорог», «мал,‏ да удал»‏ и‏ т.‏ д., но его превращение‏ в личное‏ имя невозможно,‏ потому‏ что‏ это противоречит нормам‏ словообразования в славянской‏ ономастике. Невысокий‏ человек‏ в любом‏ славянском языке‏ назывался бы Малой, Малый, Малюта,‏ Малёк,‏ Малец,‏ Малыш, Малк(о)‏ — ср.‏ соответствующие топонимы:‏ например,‏ сельцо Малотин‏ (недалеко от Пирятина) называлось позже‏ Малютинцы. Кстати,‏ именование‏ «древлянского», то есть, в контексте «Повести временных лет»,‏ восточнославянского князя‏ Малом‏ удивило самого‏ же летописца, который во избежание‏ двусмысленности почел‏ необходимым‏ пояснить,‏ что речь‏ идет об имени:‏ «бе бо‏ ему‏ имя Мал,‏ князю деревьску»*. Характерно, что это‏ пояснение в‏ тексте‏ летописи‏ сопровождает вторичное упоминание имени‏ Мал как‏ несклоняемого слова:‏ «да‏ поиди‏ за князь наш‏ за Мал» (первый‏ раз Мал‏ теряет‏ падежное окончание‏ в речи‏ торжествующих древлян: «се князя убихом‏ рускаго!‏ поимем‏ жену его‏ Вольгу за‏ князь свои‏ Мал»).‏ Здесь мы,‏ кажется, имеем свидетельство того факта,‏ что в‏ оригинале‏ сказания имя Мал присутствовало в несклоняемой форме. Не‏ менее знаменательно,‏ что‏ у него‏ нет уменьшительной формы — невероятный‏ случай для‏ славянского‏ имени‏ (Петровский Н.А.‏ Словарь русских личных‏ имен. М.,‏ 1996.‏ С. 185).‏ Все эти обстоятельства полностью исключают‏ славянскую этимологию‏ имени‏ Мал‏ в смысле «невысокий», «низкорослый»,‏ «маленький» человек.

*Польский‏ историк XV‏ в.‏ Ян‏ Длугош вообще избавился‏ от этого неудобного‏ и сомнительного‏ имени,‏ превратив Мала‏ в Мискиню,‏ то есть, собственно, в Низкыню‏ —‏ «низкорослого‏ человека», по-белорусски‏ (Поппэ А.В.‏ Родословная Мстиши‏ Свенельдича‏ // Летописи‏ и хроники. Сборник статей. 1973.‏ М., 1974.‏ С.‏ 71 и след.). Мал поименован Низкыней также в‏ Густынской летописи‏ и‏ у другого‏ средневекового польского историка М. Стрыйковского.

Неславянское‏ происхождение имени‏ Мал,‏ достаточно‏ очевидное с‏ историко-филологической точки зрения,‏ пока что‏ привлекло‏ внимание немногих‏ исследователей.

С.В. Алексеев посчитал, что мы‏ имеем дело‏ не‏ с‏ личным именем, а с‏ родовым титулом:‏ князь Мал‏ —‏ «малый‏ князь», то есть‏ не «великий князь»‏ (Алексеев С.В.‏ Комментарий‏ // Начальная‏ летопись. М.,‏ 1999. С. 117). Действительно, в‏ сказаниях‏ о‏ древлянской дани‏ и Ольгиной‏ мести наблюдается‏ любопытная‏ словесная игра.‏ К обыгрыванию имени «Мал» летописец‏ возвращается постоянно.‏ Наиболее‏ яркий пример — слова Ольги, обращенные к жителям‏ осажденного Искоростеня,‏ в‏ котором княжил‏ Мал: «Она же рече им:‏ “ныне у‏ вас‏ несть‏ меду, ни‏ скоры, но мало‏ у вас‏ прошю;‏ дадите ми‏ от двора по 3 голуби‏ да по‏ 3‏ воробьи:‏ аз бо не хощу‏ тяжьки дани‏ взложити, якоже‏ и‏ муж‏ мой, сего прошю‏ у вас мало,‏ вы бо‏ есте‏ изнемогли в‏ осаде, да‏ сего у вас прошю мало”».‏ Настойчиво‏ повторяемый‏ каламбур звучит‏ угрожающе, предвосхищая‏ задуманную кару‏ главному‏ виновнику смерти‏ Игоря и его подданным. Иногда‏ имя Мал‏ незримо‏ присутствует в тексте — в противопоставлении Ольге, великой‏ княгине. Явно‏ издевательский‏ оттенок имеет‏ Ольгино приглашение обреченным послам малого‏ князя: «зовет‏ вы‏ [вас]‏ Ольга на‏ честь велику», или‏ ее же‏ фраза‏ из послания‏ к древлянам: «да в велице‏ чти [чести]‏ приду‏ за‏ ваш князь», — где‏ так и‏ просится добавление:‏ «Мал».‏ Однако,‏ очевидно, что подразумеваемое‏ в этих местах‏ «малокняжеское» достоинство‏ «древлянского»‏ князя —‏ это насмешка,‏ а не его действительный титул.

Н.А.‏ Петровский‏ попытался‏ вывести имя‏ Мал из‏ латинского malus‏ —‏ «злой», «дурной»‏ (Петровский Н.А. Словарь русских личных‏ имен. М.,‏ 1996.‏ С. 185). Этимология явно неудачная, так как «княжеские»‏ личные имена‏ никогда‏ не несли‏ в себе «дурного» и «злого»‏ смысла, а,‏ напротив,‏ характеризовали‏ их владельцев‏ как «благих», «благочестивых»,‏ «боголюбивых», «богоданных»,‏ «святых»,‏ «добрых», «великих»‏ и т. д. Она неприемлема‏ и в‏ том‏ случае,‏ если рассматривать имя собственное‏ Мал как‏ прозвище, ибо‏ сами‏ «древляне»‏ не только не‏ знали за своими‏ князьями никакого‏ лиха‏ и дурна,‏ но питали‏ к ним искреннюю любовь, будучи‏ убеждены‏ в‏ благодетельности их‏ правления для‏ Деревьской земли:‏ «наши‏ князи добри‏ суть, ибо роспасли суть Деревьскую‏ землю».

Заманчиво на‏ первый‏ взгляд выглядит гипотеза А.Л. Никитина, предположившего, что «речь‏ идет о‏ представителе‏ остготской династии‏ Амалов…» (Никитин А.Л. Основания русской‏ истории. М.,‏ 2000.‏ С.‏ 212). В‏ самом деле: Амал/Мал‏ — созвучие‏ подкупающее.‏ Загвоздка, однако,‏ в том, что готскими «древлянами»‏ были везеготы-тервинги,‏ «лесные‏ люди»,‏ и возглавляли их короли‏ из династии‏ Балтов, а‏ не‏ Амалов.‏ Конечно, нельзя исключить,‏ что после гуннского‏ нашествия уцелевшие‏ в‏ Крыму везеготы‏ могли слиться‏ с остатками остроготов и подчиниться‏ власти‏ их‏ королей. Но‏ ввиду того,‏ что исторических‏ свидетельств‏ о правлении‏ в Крыму Х в. законных‏ представителей рода‏ Амалов‏ не имеется, то и решить этот вопрос можно‏ только гадательно.‏ Короли‏ из рода‏ Амалов упоминаются в источниках как‏ правители остроготов,‏ ушедших‏ в‏ IV в.‏ из Причерноморья на‏ запад и‏ столетие‏ спустя обосновавшихся‏ в Италии. После того как‏ в 552‏ –‏ 555‏ гг. византийский полководец Нарсес‏ уничтожил Итальянское‏ королевство остроготов,‏ об‏ Амалах‏ более ничего не‏ известно. Сомнительно, чтобы‏ в Крыму‏ еще‏ добрых четыреста‏ лет сохранялась‏ какая-то ветвь этой династии.

Со своей‏ стороны‏ замечу,‏ что в‏ немецком языке‏ слово mal‏ имеет‏ общее значение‏ «отметина, знак», или, по отношению‏ к человеку,‏ «родимое‏ пятно», «шрам», «рубец». Таким образом, готское имя собственное‏ Мал, будучи‏ прозвищем,‏ могло означать‏ что-то вроде Меченый. Хождение его‏ в русском‏ языке‏ в‏ качестве личного‏ имени засвидетельствовано только‏ в одном‏ случае,‏ — когда‏ Мал является усеченным производным от‏ древнееврейского имени‏ Малахий/Малафей,‏ включенного‏ и в христианские святцы‏ (Петровский Н.А.‏ Словарь русских‏ личных‏ имен.‏ С. 185; Тихонов‏ А.Н., Бояринова Л.З.,‏ Рыжкова А.Г.‏ Словарь‏ русских личных‏ имен. М.,‏ 1995. С. 232).

Впрочем, возможен и‏ другой‏ вариант‏ — происхождение‏ усеченной формы‏ Мал от‏ Малелеил.‏ Бытование последнего‏ имени среди готов весьма вероятно,‏ ибо Малелеил,‏ библейский‏ персонаж, сын Каинана (Бытие, 5: 12), с конца‏ IX в.‏ традиционно‏ включался в‏ родословную прародителя скандинавов Одина (Пчелов‏ Е.В. Генеалогия‏ древнерусских‏ князей.‏ С. 90).‏ И, поскольку крымские‏ готы были‏ христианами,‏ крестное имя‏ одного из их князей —‏ Малахий или‏ Малелеил‏ —‏ могло быть передано в‏ древнерусском сказании‏ в усеченной‏ форме‏ Мал.‏ Христианство «древлян» косвенно‏ подтверждается упоминанием «гроба»‏ Игоря, над‏ которым‏ Ольга «повеле‏ трызну творити».‏ Будь «древляне» славянами-язычниками, труп Игоря‏ был‏ бы‏ сожжен и‏ Ольга не‏ смогла бы‏ его‏ похоронить, ископав‏ для его останков «могилу велику».‏ Но готы-христиане‏ должны‏ были предать тело убитого ими князя земле.

Готы в «Слове о полку Игореве»

Еще одно‏ косвенное свидетельство‏ причастности‏ крымских готов‏ к смерти Игоря встречаем в‏ «Слове о‏ полку‏ Игореве»,‏ где говорится,‏ что разгром в‏ 1185 г.‏ половцами‏ дружины Игоря‏ Святославича вызвал бурную радость среди‏ готского населения‏ Крыма:‏ «Се‏ бо готския красныя девы‏ вспеша на‏ брезе [запели‏ на‏ берегу]‏ синему морю, звоня‏ рускым златом, поют‏ время бусово‏ [древнее,‏ стародавнее]…». Возникает‏ законный вопрос:‏ с чего это готские девушки‏ вспомнили‏ предания‏ («песни») о‏ стародавних временах?‏ Очевидно, пленение‏ половцами‏ русского князя‏ по имени Игорь вызвало у‏ готов историческую‏ ассоциацию,‏ живо напомнив им об их собственной победе над‏ русами в‏ середине‏ X в.,‏ когда в руках у них‏ очутился другой,‏ «старый»‏ Игорь.

Эпизод‏ с «готскими‏ девами» дает основание‏ утверждать, что,‏ наряду‏ с древнерусским‏ сказанием о древлянской дани, в‏ раннем Средневековье‏ существовал‏ посвященный‏ той же теме древнеготский‏ эпос, откуда,‏ возможно, Лев‏ Диакон‏ и‏ почерпнул сведения о‏ походе Игоря «на‏ германцев». Победа‏ над‏ Игорем, несомненно,‏ должна была‏ надолго запомниться готам. Неординарность этого‏ события‏ —‏ взятия в‏ плен и‏ казни «великого‏ князя‏ русского» —‏ подчеркнута в летописи восторженным восклицанием‏ ошалевших от‏ неожиданной‏ удачи «древлян»: «се князя убихом рускаго!» — и‏ внезапно открывшимися‏ перед‏ ними грандиозными‏ перспективами: «поимем жену его [Игоря]‏ Вольгу за‏ князь‏ свои‏ Мал и‏ Святослава, и створим‏ ему, якоже‏ хощем».‏ Тут кстати‏ заметить, что, по летописной версии‏ «обрусения» восточнославянских‏ племен,‏ днепровским‏ древлянам к этому времени‏ уже полагалось‏ «прозваться русью»,‏ наряду‏ с‏ другими славянскими племенами,‏ вошедшими в державу‏ «Рюриковичей». Однако‏ люди,‏ считающие себя‏ русскими, не‏ могли сказать: «се князя убихом‏ рускаго»‏ (Ловмяньский‏ Х. Русь‏ и норманны.‏ М., 1985.‏ С.‏ 194). Значит,‏ убившие Игоря «древляне» не считали‏ свою племенную‏ территорию‏ составной частью Русской земли, что выглядит вполне естественным‏ для готских‏ жителей‏ Тавриды.

Бытование в‏ крымской Готии предания о поимке‏ и казни‏ Игоря‏ тем‏ более вероятно,‏ что в готском‏ (и, шире,‏ германском)‏ фольклоре сохранились‏ отрывки из эпического цикла —‏ вероятно, некогда‏ довольно‏ обширного‏ — о вековом противостоянии‏ готов и‏ русов. Начало‏ этому‏ противоборству‏ положила измена князя‏ «росомонов» (людей народа‏ «рос»), благодаря‏ которой‏ гунны покончили‏ с державой‏ остроготов в Северном Причерноморье —‏ эта‏ история‏ изложена Иорданом,‏ видимо, по‏ «древним песням»‏ готов,‏ упоминаемым им‏ в другом месте. Из готских‏ песен «неверное‏ племя‏ росомонов» перекочевало в героический эпос германцев. Средневековая сага‏ о Тидреке‏ Бернском‏ (остроготском короле‏ Теодорихе Амале) дает ему в‏ противники «русского»‏ короля‏ Вальдемара/Владимира.‏ Истории Теодорих‏ известен как убийца‏ правителя Италии‏ руга‏ (руса) Одоакра.‏ Свидетельство непримиримой вражды ругов и‏ готов сохранило‏ Житие‏ святого‏ Северина (V в.). Древнерусская‏ письменная традиция‏ также усвоила‏ неприязненное‏ отношение‏ к готам и‏ «злому королю Дедрику‏ [Теодориху]». «Слово‏ о‏ полку Игореве»,‏ как мы‏ видели, рисует готов врагами Русской‏ земли,‏ злорадствующими‏ над ее‏ несчастьями.

Ожесточенное противоборство‏ готов и‏ русов,‏ глубоко врезавшееся‏ в память обоих народов, позволяет‏ объяснить, почему‏ Игорь‏ был казнен столь жестоким способом. Ранее было показано,‏ что обычай‏ казни‏ посредством разрывания‏ тела на части имеет широкую‏ географию распространения,‏ не‏ включающую,‏ впрочем, область‏ расселения восточных славян.‏ Нет надобности‏ приписывать‏ его популярность‏ влиянию какого-то одного народа. Для‏ нашей темы‏ достаточно‏ того‏ факта, что этот обычай‏ отмечен на‏ Балтике и‏ в‏ Северном‏ Причерноморье, — стало‏ быть, можно с‏ уверенностью предполагать‏ его‏ присутствие в‏ репрессивной практике‏ готов, населявших оба эти региона.‏ В‏ самом‏ деле, Иордан‏ пишет, что‏ в отместку‏ за‏ измену князя‏ «росомонов» остроготский король Эрманарих велел‏ разорвать на‏ части‏ его супругу Сунильду, привязав ее к хвостам диких‏ коней. Логично‏ думать,‏ что «древляне»/тервинги‏ использовали в подобных случаях согнутые‏ деревья. Сравнив‏ известие‏ Иордана‏ с сообщением‏ Плутарха о казни‏ при помощи‏ согнутых‏ деревьев Бесса,‏ убившего Дария III, а также‏ со средневековой‏ практикой‏ четвертования,‏ мы вправе заключить, что‏ расчленение тела‏ было не‏ только‏ устрашающей,‏ но и позорящей‏ преступника расправой, которой‏ наиболее часто‏ подвергали‏ разбойников и‏ изменников.

Росомоны/русы, в‏ решающий час предавшие готов, навсегда‏ остались‏ для‏ них «вероломным‏ племенем», заклятыми‏ врагами, заслуживающими‏ позорной‏ смерти. Давний‏ счет готов к князьям «от‏ рода русского»‏ предопределил‏ «жалкую судьбу» князя Игоря, который к тому же‏ запятнал себя‏ откровенным‏ разбоем. «Мужа‏ твоего убихом, бяше бо мужтвой аки‏ волк‏ восхищая‏ и грабя»,‏ — без обиняков‏ заявили «древлянские»‏ послыОльге. В‏ казни Игоря историческое возмездие сочеталось‏ с сиюминутным‏ торжеством‏ справедливости‏ — благодатная тема для‏ героической народной‏ поэзии.

Задонатить автору за честный труд

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-3

«Суворов — от победы к победе».

-4

«Названный Лжедмитрием».

-5

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от