Найти в Дзене
За гранью скорости

Восемьдесят лошадей? Слабо! Как в СССР рождались монстры с моторами от МиГов и Яков

Оглавление

Представьте себе обычный «Запорожец» — тот самый, с воздушным охлаждением и характерным тарахтением. А теперь встройте в это представление оглушительный рев авиационного двигателя. Нет, это не сценарий для пародийного фильма. Это было реальностью в СССР. Пока партия говорила о плановой экономике, советские Кулибины в гаражах и при НИИ творили настоящий технический андеграунд.

Не мотоцикл, не самолет… А что?

В 60-80-е годы в СССР существовала целая субкультура инженеров и просто сумасшедших энтузиастов, которые буквально жили идеей создания суперавтомобиля. Заводы давали им «добро» на эксперименты — главное, чтобы это не мешало плановой работе.

И они экспериментировали. За основу брали то, что было под рукой: кузов от старого «Москвича» или «Волги», а иногда и от того же «Запорожца». А вот сердцем становилось нечто экзотическое: авиационные поршневые двигатели от списанных истребителей Як или учебных самолетов. Мощность таких моторов исчислялась сотнями лошадиных сил, а звук издавали — оглушительный.

-2

ХАДИ-9 — не единственный. Звезды советского автопрома, которые вы не увидите в музее

Конечно, самым известным проектом был ХАДИ-9 с реактивным двигателем от МиГа. Но были и другие, не менее безумные:

  • Москвич-408-турбо: На него попробовали установить газотурбинный двигатель. Звук был сравним со взлетающим истребителем, а динамика — запредельной. Но управлять таким автомобилем было практически невозможно.
Москвич-408-Турбо.
Москвич-408-Турбо.
  • ЗИЛ-4102: Это был уже официальный, но не менее смелый эксперимент. Правительственный лимузин с футуристичным дизайном, который так испугал консервативное руководство страны, что проект свернули, а прототипы чуть не уничтожили.
ЗИЛ-4102.
ЗИЛ-4102.

Объединяло их одно: все они рождались не по указке сверху, а благодаря личной страсти инженеров, желавших доказать, что и в СССР могут создать нечто выдающееся.

Почему эти проекты канули в Лету?

Причин было несколько, и все они — классические для советской системы:

  • Безопасность (вернее, ее полное отсутствие). Авиационный двигатель на легковом шасси — это непредсказуемо. Тормоза, подвеска, управляемость — ничто не было рассчитано на такие нагрузки.
  • Топливный аппетит. Если штатный «Москвич» потреблял 10 литров на 100 км, то его «прокачанная» версия могла легко сжечь 50-70 литров. В условиях дефицита это было непозволительной роскошью.
  • Идеология. Гоночный автомобиль — символ капиталистического соревнования. В СССР приоритетом был общественный транспорт, а не личные рекорды.

Что осталось за кадром?

Большинство этих автомобилей были разобраны, отправлены на переплавку или просто сгнили в забытых ангарах. Но легенды о них живы до сих пор. Это история не о железе, а о людях, чей инженерный гений прорывался сквозь все препоны системы.

А вы как думаете, если бы не советская бюрократия, могли бы мы сегодня ездить на уникальных автомобилях «русского прорыва»? Или это было изначально обречено? Ждем ваши мнения и истории в комментариях!

Любите автомобильные байки и истории о забытых проектах? Подписывайтесь на канал, у нас их еще очень много!