Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

11 мятежников/11 no Zokugun (2024 г.) японское историческое кино, в котором не только прекрасно и жестоко дерутся на мечах, но и ...

Японская история, с её периодами, эпохами и сложновыговариваемыми названиями каждой из них для большинства людей на планете – потёмки. Тем не менее, хоть чуть о прошлом страны восходящего солнца мы всё-таки знаем. Например, война Босин, в период 1868-1869 годов, когда в Японии происходили схожие по смыслу освобождения от прежних традиций и законов события, что и в Российской Империи в 1861 году, и в США в 1865 году. Тогда победила власть и сила Императора Мэйдзи, который развернул страну в сторону условного Запада, снял все запреты на заимствования всего рационального нового и так начался рассвет Японии. События данного произведения происходят в самый разгар кровопролитной гражданской междоусобицы летом 1868 года. Нескольких преступников, совершивших тяжкие преступления, было решено отправить на защиту небольшой крепости, охраняющей мост над глубокой пропастью. Это задумал хитроумный Мизагучи Такуми, вассал, решивший обмануть своих соратников и переметнуться на более сильную сторону. П
Кадр из фильма "11 мятежников".
Кадр из фильма "11 мятежников".

Японская история, с её периодами, эпохами и сложновыговариваемыми названиями каждой из них для большинства людей на планете – потёмки. Тем не менее, хоть чуть о прошлом страны восходящего солнца мы всё-таки знаем. Например, война Босин, в период 1868-1869 годов, когда в Японии происходили схожие по смыслу освобождения от прежних традиций и законов события, что и в Российской Империи в 1861 году, и в США в 1865 году. Тогда победила власть и сила Императора Мэйдзи, который развернул страну в сторону условного Запада, снял все запреты на заимствования всего рационального нового и так начался рассвет Японии.

События данного произведения происходят в самый разгар кровопролитной гражданской междоусобицы летом 1868 года. Нескольких преступников, совершивших тяжкие преступления, было решено отправить на защиту небольшой крепости, охраняющей мост над глубокой пропастью. Это задумал хитроумный Мизагучи Такуми, вассал, решивший обмануть своих соратников и переметнуться на более сильную сторону. Полдюжине самураев приказано сопровождать опасных душегубов. Расположившись в заброшенном сооружении, охрана и заключённые не могли найти общего языка, и часто дело грозило обернуться казнью кого-то из бандитов. Однако неспокойное положение продолжалось ровно до тех пор, пока дозорные не заметили наступающий отряд Северной коалиции. Тогда-то и пришлось враждующим сплотиться и принять бой.

Кадр из фильма "11 мятежников".
Кадр из фильма "11 мятежников".

Поджанр Дзидайгэки – Тямбара, кино достаточно незамысловатого свойства. В нём особенно ценны бои на мечах. Достаточно лишь банального конфликта, тут же разворачивается яркое и жестокое зрелище по владению самурайским мечом. Однако, встречаются такие исключения, в которых историческое осмысление произошедшего может перевесить всякую хореографию самураев. В данном случае авторы, взяв за литист сценарий шестидесятилетней давности, создают на экране как красочные смертоубийства, с характерным смахиванием крови с мечей и отсеканием голов, и одновременно с этим вещают исторические факты, в которых и предательство, и отвага, и трусость, и любовь сплелись в тугой узел, разрубить который в состоянии только жертвенность нескольких героев картины.

К тому, что в ленте отражены действительные события смутного времени, когда закостенелая власть сёгуната тормозила развитие государства, в ней прекрасно отражены настроения всех слоёв, от студента-медика, прозванного русофилом, до главарей кланов, способных отрубать головы только ради демонстрации своих ложных намерений. Внимательный зритель усмотрит за всеми ужимками, начертаниями на белых флагах и периодически озвучиваемой хронологией столько содержательной информации, что волей-неволей потянется к энциклопедии и начнёт разбирать, хоть маленько, где тут правда, а где фантазия сценаристов начинает хлестать через край. И, наконец, выяснив, что именно клан Сибата совершил с союзниками, по-новому взглянет на происходящее в фильме.

Развитие сюжета, достаточно динамично, невзирая на массивный хронометраж. Он увлекает публику, будь это противостояние челяди и потомственных воинов или же атака Северного альянса на, как им казалось, правительственные войска. Здесь интрига сохраняется всюду. В рядах мятежников, в отношении господина и его дочери, во время собрания глав различных кланов. Это на самом деле интересно внимать, тем более, если представить, что в эти годы происходило во всем мире. Кажется, дух революционно-освободительных настроений захватил всех и подверг реформации многие государства мира. В данном случае через всё то же полномасштабное предательство, пусть приверженцев старых порядков, тем не менее родных и близких по духу людей.

Кадр из фильма "11 мятежников".
Кадр из фильма "11 мятежников".

11 мятежников это не просто бесконечное красивое размахивание катаной, ловкое обращение с которым захватывает дух при всяком его обнажении. Это интерпретация определённого периода, когда Япония разом смахнула с себя плесень загнивания и обновилась во всех смыслах государственного лексикона. В нём умещаются многие мотивы, характерные для кинематографа тех краёв, однако зрителям во всём мире они станут понятны. Поиски социальной справедливости посредством кинотеатральных постановок пользуются спросом во все времена. С шекспировскими страстями и азиатской хитростью, когда готов рубить шеи под проливным дождём пока тебя не остановят товарищи по лагерю. И в картине есть главное – сцена, подобно финальной проходке из легендарного Профессионала с Бельмондо, вдохновляет и напоминает о всех личных подвигах в громадных баталиях. Их мы будем помнить всегда. Данное произведение тоже, правда, пересматривать вряд-ли.