Найти в Дзене

Пожиратель миров ставит ультиматум семье: жертвуй сыном или умри – Обзор фильма "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" 2025г

Оглавление

Вы устали от современной супергероики? От бесконечных, запутанных мультивселенных, от обязательных кроссоверов, от десятков камео и фильмов, которые перед просмотром требуют от вас прочитать трёхтомную энциклопедию и сдать экзамен? Если ваш ответ "да", то у меня для вас новость, от которой на душе станет тепло, как от старой виниловой пластинки. "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" — это долгожданный, освежающий глоток свежего, чистого, почти винтажного воздуха в душной комнате современных блокбастеров.

Режиссёр Мэтт Шекман, который уже гениально игрался с эпохами и телевизионными форматами в своей "ВандаВижн", снова делает хитрый финт ушами. Он берёт первую, главную и самую важную семью Marvel и отправляет нас не в очередное будущее, а в славное прошлое. В альтернативные, ретрофутуристические 1960-е. Мир, где ещё не изобрели нейлон и мобильные телефоны, машины блестят хромом, как зеркало, ракеты выглядят так, будто сошли с плакатов НАСА, а супергерои — это не всемогущие боги, а обычные, земные люди, которые ссорятся за завтраком, думают, как платить ипотеку, и воспитывают детей.

Это не экшен-блокбастер в привычном для нас смысле. Это, в первую очередь, тёплая, ламповая, уютная семейная драма, которая просто по счастливой случайности притворяется супергеройским фильмом. С лёгким, добрым юмором, который не пытается быть "молодёжным" и "актуальным", а напоминает старые добрые ситкомы. С драмой, которая строится не на очередном спасении вселенной от фиолетового титана, а на том, как, чёрт возьми, сохранить свою семью, когда на твоего ещё не рождённого ребёнка открыл охоту гигантский космический мужик, который завтракает целыми планетами.

Ретро-кошмар в пастельных тонах

1964 год, альтернативная Земля. И здесь Фантастическая четвёрка — это не просто команда супергероев. Это национальные герои, это иконы, это рок-звёзды. Они уже четыре года как получили свои удивительные силы после того неудачного полёта в космос. Рид Ричардс (в исполнении Педро Паскаля, который идеально вписался в образ уставшего, но гениального бати) — самый умный мужик на планете, чьи изобретения уже принесли мир во всём мире и технологический прогресс. Его жена Сью Сторм (Ванесса Кирби) — не просто Женщина-невидимка, а глава их благотворительного фонда. Бен Гримм, он же Существо, — всеми любимый здоровяк. А Джонни Сторм, Человек-факел, — главный плейбой, бунтарь и краш всех девчонок Америки.

-2

И вот на очередной пафосной пресс-конференции Рид и Сью объявляют главную новость: они ждут ребёнка. Весь мир буквально сходит с ума. Но эту пасторальную идиллию нарушает незваный гость из далёкого космоса.

-3

Серебряный Сёрфер. Только это не тот Норрин Радд, к которому мы привыкли. В этой вселенной вестником Галактуса стала женщина — Шалла-Бал. Она прилетает в Нью-Йорк, вся такая блестящая, холодная и отстранённая, и со спокойствием автоответчика сообщает: "Ребята, готовьтесь. За мной летит мой босс, Галактус. Он очень голоден, а ваша планета выглядит довольно аппетитно".

-4

Четвёрка, естественно, решает не сидеть сложа руки. Они садятся в свой ретро-футуристичный космический корабль, похожий на кадиллак с крыльями, и летят в космос, чтобы "поговорить" с этим Галактусом. Бен ворчит, что это "очередная семейная поездка, которая точно плохо кончится", Джонни в восторге от предстоящей драки, а беременная Сью просто тяжело вздыхает, как любая мать, которую муж тащит в отпуск, не спросив.

-5

И вот тут-то и происходит главный и самый гениальный поворот сюжета. Они находят Галактуса — гигантскую, почти божественную, космическую сущность. И тот, вместо того чтобы просто сожрать Землю, как закуску, чувствует... ребёнка Сью. Он понимает, что в её утробе сидит не просто младенец, а настоящий энергетический джекпот омега-уровня. Будущий Франклин Ричардс, мутант, способный создавать и уничтожать вселенные одним щелчком своих крошечных пальцев. И Галактус предлагает сделку, от которой стынет кровь: "Отдайте мне пацана на обед, и я оставлю вашу жалкую планету в покое".

-6

Команда, конечно же, в ярости посылает его куда подальше. Начинается хаос, отчаянный побег, во время которого на свет, прямо в космосе, и появляется маленький Франклин. Вернувшись на Землю, они сталкиваются с новой, ещё более страшной проблемой: весь мир теперь знает о сделке, и напуганные, паникующие люди выходят на улицы с плакатами: "Отдайте ребёнка, спасите нас!".

-7

И вот финал. Четвёрка использует Франклина как приманку. Галактус прилетает. И тут Сью, мать года, совершает немыслимое: она создаёт вокруг Галактуса гигантское силовое поле и из последних сил толкает этого космического гиганта в портал, погибая при этом сама. Казалось бы, всё, трагедия, конец. Но тут новорождённый Франклин, этот маленький бог в пелёнках, открывает свои глазки, и... силой мысли воскрешает свою маму. Это первый, робкий намёк на то, с какой невероятной и пугающей мощью им всем предстоит иметь дело в будущем. А Сёрферша, в ужасе от содеянного, в последний момент жертвует собой, чтобы окончательно закрыть портал за Галактусом. Земля спасена, семья снова в сборе, а в сцене после титров нам, конечно же, показывают зелёный плащ и металлическую маску. Куда же без Доктора Дума.

Ретро-ракета, которая взлетела, но не долетела до звёзд

Чтобы по-настоящему понять этот фильм, нужно сначала понять, в какой глубокой, тёмной и полной отчаяния яме сейчас находится студия Marvel. А ситуация, скажем прямо, аховая. После грандиозного и душераздирающего финала "Мстителей" великая, непобедимая машина Marvel начала чихать, кашлять, терять детали на ходу и разваливаться. Контракты с главными звёздами закончились, Роберт Дауни-младший ушёл, оставив в киновселенной дыру размером с его эго, а четвёртая и пятая фазы, за редкими и приятными исключениями, скатились в болото сценарной некомпетентности, фанатского разочарования и кассовых провалов.

-8

И вот на плечи "Фантастической четвёрки" Мэтта Шекмана легла титаническая, почти невыполнимая задача: не просто открыть шестую фазу, а, по сути, перезагрузить всю франшизу. Стать тем самым спасательным кругом, который вытащит Marvel со дна и докажет всему миру, что пациент скорее жив, чем мёртв. Получилось ли?

-9

И, знаете, во многом — да, получилось. Фильм стартует с места в карьер, и это его главное и самое умное достоинство. Никаких вам занудных, получасовых предысторий о том, как четверо смелых астронавтов облучились в космосе. Шекман и Ко понимают: мы всё это уже видели, читали в комиксах, знаем наизусть. Они бросают нас сразу в гущу событий, в их уже устоявшийся, живой мир в альтернативных 60-х, и это решение — гениальное. Оно позволяет фильму не тратить драгоценное время на разгон, а сразу бить по всем своим козырям.

-10

И бьёт он в первую очередь визуалом. Да, студия явно нервничала и тряслась над каждым центом, но 200 миллионов долларов потрачены не зря. Космос выглядит завораживающе. Ретрофутуристический Нью-Йорк, залитый неоном и хромом, — это чистое эстетическое удовольствие. А Галактус... о, этот Галактус! Это первый по-настоящему ВНУШИТЕЛЬНЫЙ, по-настоящему страшный и по-настоящему космический большой босс со времён Таноса. Голос, от которого по спине бежит холодок, его вселенское, божественное равнодушие к судьбе планет — это работает на сто процентов. И, конечно, актёры. Marvel сыграла осторожно, наняв звёзд первой величины, и не прогадала. Педро Паскаль — идеальный Рид Ричардс, уставший гений-трудоголик, который пытается быть и лучшим учёным, и лучшим мужем, и лучшим отцом одновременно, и везде немного не успевает. Ванесса Кирби — это стальной, несгибаемый стержень этой семьи, её совесть и её силовой щит. Джозеф Куинн и Эбон Мосс-Бахрак отлично отыгрывают сложную химию, которые постоянно пререкаются и подкалывают друг друга, но без раздумий готовы умереть друг за друга. Они — живые, они — настоящие. И ты им веришь.

-11

Но... и вот тут начинается большое и жирное "но". При всех своих неоспоримых достоинствах, фильм постоянно спотыкается о собственные амбиции и старые марвеловские грабли. Во-первых, сами персонажи и их силы. Давайте будем честны: на фоне бога-громовержца, зелёного монстра-крушителя и парня в летающей хай-тек броне, растягивающийся мужик и ходячий булыжник выглядят... ну, пресновато. Сценаристы это прекрасно понимают и отчаянно пытаются дать им глубины через их "гражданскую" жизнь: Сью — политик и общественный деятель, Бен — популярная телезвезда. Идея крутая! Но времени на то, чтобы это как следует раскрыть, в двухчасовом фильме катастрофически не хватает. Всё это подано какими-то урывками, штрихами, намёками.

-12

Во-вторых, юмор. Видно, как Marvel отчаянно пытается повторить оглушительный успех "Стражей Галактики" и заставляет Фантастическую Четвёрку вести себя так же: хамить, дерзить, постоянно отпускать саркастичные шуточки. Но это не работает! Четвёрка — это не банда космических раздолбаев и бывших преступников. Это семья, это учёные, это, по сути, "отличники" и ботаны мира Marvel. И когда они пытаются вести себя "по-плохому", это выглядит фальшиво и очень неловко, как будто школьный учитель по физике вдруг решил зачитать перед всем классом рэп, чтобы быть "на одной волне с молодёжью".

-13

Так что же мы имеем в итоге? "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" — это крепкий, уверенный, визуально безупречный и отлично сыгранный фильм. Это, без сомнения, лучшая экранизация Четвёрки из всех, что мы видели. И да, он успешно выполнил свою главную задачу — он громко и чётко заявил, что Marvel ещё жива и способна снимать хорошее, цельное кино. Но это не шедевр. Это скорее очень качественная и очень дорогая "работа над ошибками".

Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!