Выученная беспомощность - это психологическое состояние, при котором человек, переживший множество трудных ситуаций или неудач, начинает верить в свою беспомощность и бесполезность в собственных действиях. Это состояние обусловлено негативным опытом, который формирует убеждение в том, что невозможно повлиять на ситуацию или изменить свою жизнь.
Даже если ситуация предоставляет благоприятные условия, человек не стремится что – либо менять или же прекращает работать над задачей, при возникновении сложностей.
Ключевые черты выученной беспомощности включают в себя отсутствие уверенности в собственных силах, чрезмерную самокритичность, страх перед неудачей и убеждение в том, что любые попытки изменить ситуацию обречены на провал.
Бывает ли так, что вы отказываетесь от желаемого, потому что не верите в себя или выбираете бездействие из-за страха провалиться ?
Выученной беспомощностью называют потерю человеком мотивации что-либо делать в результате пережитого опыта независимо от результата прилагаемых усилий. -например: Я устраиваюсь на работу, но мне везде отказывают, не объясняя причин.
Если опыт убеждает, что мои действия никак не влияют на события и не приводят к желательным результатам, то это рождает ощущение бессмысленности усилий. Человек, столкнувшийся с неуспехом может справиться с негативными эмоциями и попытаться изменить ситуацию или не справиться и оставить всё, как есть. Это и есть выученная беспомощность: «Я думаю, что кто-нибудь другой на моем месте, может быть, и справился бы, но не я».
Что такое выученная беспомощность и как узнать ее в себе?
Чтобы понять, есть ли она у вас, прочтите утверждения, сформулированные американским психологом, основателем схема-терапии Джеффри Янгом. Отвечайте на них да/иногда/нет.
Я завишу от других людей, как физически, так и психологически.
Мне не хватает здравого смысла, чтобы делать все правильно, я часто не довожу дела до конца.
Я знаю, что на мое мнение полагаться нельзя, я не знаю, что такое норма.
Я не уверен, что смогу справиться со всем, что представляется мне в жизни.
Я уверен, что не смогу добиться успеха.
Я думаю, что большинство людей достигают больших результатов, чем я.
Если вы ответили да, больше чем на 4 вопроса, то, вероятно, вы имеете склонность к выученной беспомощности
Люди, страдающие от выученной беспомощности, часто оценивают себя негативно, видя в себе лишь неспособность к достижению целей.
Ограничение жизненных возможностей: Веря в свою беспомощность, люди часто избегают новых возможностей и вызовов, что приводит к ограничению личностного роста.
Повышение стресса и тревожности: Выученная беспомощность усиливает чувство беспокойства и тревоги, поскольку человек считает, что не может справиться с потенциальными трудностями.
Сложности в межличностных отношениях: Негативное отношение к себе и страх перед неудачей могут влиять на общение и взаимоотношения с окружающими.
Циклическое подтверждение беспомощности: Поскольку люди, страдающие от выученной беспомощности, избегают новых попыток из-за страха провала, они часто подтверждают свою убежденность в том, что они действительно беспомощны.
Важно осознавать выученную беспомощность и разрабатывать стратегии для ее преодоления, так как это может стать ключевым шагом к улучшению психологического состояния и качества жизни.
Обучение через опыт: Выученная беспомощность часто формируется в результате повторяющихся негативных событий, когда человек испытывает неудачи или трудности и начинает ассоциировать свои действия с отрицательными результатами.
Селективное восприятие информации: Люди, страдающие от выученной беспомощности, склонны сосредотачиваться на своих неудачах, игнорируя успешные моменты, что поддерживает убеждение в своей беспомощности.
Отрицательные убеждения: Постепенно формируются убеждения о том, что все попытки изменить ситуацию бессмысленны, что приводит к дальнейшему ограничению попыток.
Роль с детства в формировании этого состояния:
Дети, вырастая в семьях, где часто подчеркивается их беспомощность или критикуется каждая неудача, могут развить выученную беспомощность. Например:
Я всё время учу-учу урок, но учитель больше тройки не ставит.
Я убираю свою комнату, но мама всё равно недовольна.
Я не понимаю, почему мама может мне улыбаться и дарить подарки просто так, а может просто так орать.
Образцы поведения родителей: Наблюдение за тем, как родители справляются (или не справляются) с трудностями, может сформировать представления ребенка о том, насколько успешными могут быть его собственные усилия.
Недостаток поддержки: Отсутствие эмоциональной и психологической поддержки со стороны родителей или близких лиц в ситуациях неудач может подкрепить выученную беспомощность.
. Примеры ситуаций, которые могут усугубить выученную беспомощность:
Постоянные неудачи в определенной области: Например, неудачи в учебе, работе или личных отношениях могут усилить убеждение в беспомощности в этих конкретных областях.
Негативные обратные связи: Критика и негативные комментарии со стороны окружающих, особенно в юности, могут усилить чувство беспомощности.
Избегание новых вызовов: Отказ от новых возможностей из-за страха провала может стать замкнутым кругом, углубляя выученную беспомощность.
В понимании выученной беспомощности ключевым является осознание психологических механизмов, воздействующих на формирование этого состояния, и раскрытие роли детства в этом процессе. Разбор конкретных ситуаций, усугубляющих беспомощность, позволяет лучше понять, как эти факторы могут влиять на психологическое состояние человека.
1: Самопознание и выявление выученных шаблонов мышления:
Разработать осознанность относительно выученных шаблонов мышления, которые могут поддерживать беспомощность, и начать процесс изменения негативных убеждений.
. Подумайте вместе с ребёнком, как добиться успеха в той или иной области. Похвалите за старания. Через несколько дней ещё раз проанализируйте список или картинку, оценив, что ещё вы можете передать ребёнку под контроль.
Предлагайте ребёнку вместо обвинения себя в неудачах, создания из всего катастрофы, искать вместе объяснения и способы изменения ситуации. Обсуждайте, что конкретно ребёнок может сделать сам. Например, очередная полученная двойка — не повод списывать всё на бестолковость и плохую память, а повод сесть и понять, что можно сделать: попросить учителя или одноклассника объяснить тему, попробовать понять, в каком месте нужно приложить усилия и т. д.
Объясняйте разницу между реальными фактами и собственными убеждениями, задавая правильные вопросы. Обсудите, что можно сделать, чтобы превратить неудачу в успех. Тренируйтесь с ребёнком регулярно на любых ситуациях. Своих, чужих, литературных, мультипликационных.
Учите называть эмоции и обсуждайте, как правильно работать с негативом. Человек, который не справляется со своими отрицательными эмоциями, не имеет сил, не в состоянии и следовать конструктивным способам влиять на свое будущее.
Чтобы научиться контролировать хоть что-нибудь, надо позволить пережить ребёнку небольшую неудачу, совершить свою собственную ошибку. Уже после неё стоит задать правильные вопросы, придумать способы исправления и осуществить их. Принцип: бессмысленно ругать ребёнка за ошибку, лучше хвалить за то, что он её исправил.
Спрашивайте ребёнка, чем он хочет заняться в свободное время, как он хочет планировать своё расписание, давайте ему право выбора в любой подходящей ситуации, поддерживайте его выбор.
Ищите в прошлом ситуации, в которых уже получалось повлиять на ход событий, вспоминайте, что ребёнок сделал сам, чтобы повлиять на ситуацию.
И, конечно, на детей влияет пример родителей, которые не сдаются и продолжают действовать, даже если им кажется, что «ребёнка они окончательно испортили или он такой уж уродился, теперь всё равно ничего с ним сделать нельзя».
Периодически оценивайте свой прогресс. Если какие-то цели кажутся слишком легкими, увеличьте сложность. Если слишком трудными, разбейте их на более мелкие.
Не забывайте поощрять себя за каждую достигнутую цель. Это может быть небольшая награда или даже просто словесное похвалу.
Удачи Вам!