Ваш корабль застрял в многометровых льдах где-то у берегов Сибири. Температура −40, продукты на исходе, команда болеет цингой. Впереди — бесконечная белая пустыня, позади — тысячи километров назад к дому. Многие экипажи так и оставались в арктических льдах навсегда. Те немногие, кому удавалось пройти весь маршрут, тратили на это годы с вынужденными зимовками. Но это все в прошлом.
Сегодня тот же путь мощные атомные ледоколы проходят за месяц, ведя за собой караваны торговых судов. Корабли длиной под 400 метров спокойно ломают трехметровые льды, словно едут по асфальту.
На форуме World Atomic Week эксперты обсуждали еще более фантастическую перспективу — каким станет Северный морской путь через 500 лет, и понадобится ли он вообще, когда человечество распрощается с нефтью и газом.
Пять столетий в поисках прохода
Все началось не с героических мореплавателей, а с обычного дипломата. В 1525 году посланник царя Василия III по имени Дмитрий Герасимов заговорил о немыслимом. Он предложил добраться до Китая через северные моря. Многим это казалось чистым безумием. Кто в здравом уме станет плыть через ледяную пустыню? Но именно от этой даты принято отсчитывать "возраст" Северного Морского Пути.
Однако уже в 1550-х в Москве снарядили первую экспедицию для поиска морской дороги в Поднебесную. А спустя столетие казак Семен Дежнев сделал невозможное. Он обогнул Чукотку и доказал, что Азию от Америки отделяет пролив. Сейчас этот пролив называется «Берингов». Да, Витус Беринг тут был позже Дежнева, но об открытии нашего казака мир узнал лишь через 80 лет, потому что все документы тихо пылились в якутских архивах.
Подлинную научную основу под идею Севморпути заложил Михаил Ломоносов. В 1763 году великий ученый создал труд "Краткое описание разных путешествий по северным морям", который стал первым серьезным обоснованием того, зачем России этот маршрут. Ломоносов даже сделал классификацию арктических льдов, выделив "ледяное сало" (мелкие рыхлые льдины), ледяные поля и айсберги.
Покорить весь путь целиком удалось шведу Эрику Норденшельду в 1878-1879 годах на барке "Вега". Но его экспедиция растянулась на два года с зимовкой. Рекорд побили лишь в 1932 году советские моряки на ледоколе "Александр Сибиряков" — они "домчались" от Архангельска до Тихого океана за 65 дней без передышки.
Этот момент стал поворотным. 17 декабря 1932 года в СССР учредили Главное управление Северного морского пути. Стартовало строительство арктических портов — Игарки, Диксона, Певека. И атомных ледоколов.
Что творится сегодня
Нынешний Северный морской путь — это 5600 километров водной магистрали от Карских Ворот до бухты Провидения. Он вдвое короче маршрутов через Суэцкий или Панамский каналы и дарит грузовладельцам экономию в 15-20 дней.
По словам специального представителя "Росатома" по арктическим вопросам Владимира Панова, только за летне-осеннюю навигацию 2025 года (а она еще не закончилась) международные перевозки выросли на 56%. Прошло 14 рейсов с 276 тысячами тонн (176 тысяч за весь предыдущий год).
Сейчас у нас 8 атомных ледоколов (и да, у России единственный атомный ледокольный флот в мире). Четыре новейших судна проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия» (последний введен в эксплуатацию в декабре 2024 года). Они самые мощные в мире, длинна 173 метра, мощность 60 мегаватт, они способны ломать лед толщиной до 3 метров. Реакторы РИТМ-200 позволяют им работать без дозаправки 5-7 лет. А ведь есть еще также ледоколы предыдущих поколений — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», которые тоже прекрасно выполняют все задачи.
Только в 2024 году эти атомные гиганты совершили 976 проводок грузовых судов через арктические льды. Сейчас в разработке находятся еще четыре атомных ледокола: «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» и грандиозный проект «Россия» мощностью 120 мегаватт и длиной 209 метров.
И если раньше ледоколы "работали" только зимой. То в последние три года они выполняют проводки круглогодично. Все для безопасности и стабильности.
Севморпуть связывает речные системы, охватывающие 70% российской территории. Для 29 регионов страны он остается основным способом доставки грузов — единственной альтернативой служат дорогостоящие авиаперевозки. По сути, это артерия, которая питает российский Север.
Заглядывая в завтра: трансарктический коридор
К 2050 году Северный морской путь превратится в сегмент грандиозного трансарктического коридора — национальной транспортной магистрали, которая свяжет не только морские, но и железнодорожные пути, речные артерии.
Речь идет о комплексном развитии всех северных территорий России. В планах строительство судов ледового класса, развитие портовой инфраструктуры, объединение железных дорог и рек в единую логистическую паутину.
Китайские компании уже планируют создать порт в бухте Провидения. Как замечает эксперт Михаил Баженов, если в 2022 году контейнерные перевозки между Китаем и Россией по СМП были нулевыми, то в 2024-м состоялось уже 14 судозаходов с 20 тысячами контейнеров.
Но что ждет нас через 500 лет, когда эра ископаемого топлива завершится? Участники форума убеждены: транспортная инфраструктура и логистика останутся навечно, независимо от энергетических революций. Арктика по-прежнему будет кратчайшей дорогой между континентами.
Правда, приоритеты изменятся. Если пять веков назад СМП искали ради пушнины, затем ради нефти и газа, то в будущем центральное место займут технологии и люди. Трансарктический коридор должен стать пригодным для жизни, с трепетным отношением к коренным народам.
Северный морской путь прошел эволюцию от авантюры отчаянных мореходов до стратегической артерии XXI века. И кажется, его главная история только разворачивается.