Лётчики Кашко и Крестюк. Гудаута.
Начался новый 1989 год, на улице зима, но стоят тёплые дни, положительная температура. Хорошо, что нет снега, значит он не растает и не будет январской сырости, когда обувь не успевает просыхать.
У меня вышел срок ВЛК (Врачебно Лётная Комиссия), надо ехать в Тбилиси, едем поездом вместе с Саней Изюмским, ему тоже нужна ВЛК. Комиссию проходим в военном госпитале, он недалеко от вокзала. Всегда здесь процедура прохождения врачей простая и однообразная – врач, не глядя на тебя берёт медицинскую книжку и молча переписывает прошлогоднюю запись. Так же молча и не глядя отдаёт книжку. Этих врачей можно было понять, их главным занятием было определение годности к службе призывников. И это «занятие» было в Тбилиси очень прибыльным, а тут какие-то лётчики путаются под ногами.
Прохождение всей комиссии занимает, наверное, один час. Можно ехать домой. Сегодня вечером в сторону Гудауты один поезд Тбилиси – Москва и он в Гудауте не делает остановки, придётся ехать до Гагры и потом возвращаться электричкой.
Неспешным поездом доезжаем до Сухуми, долгая стоянка, Саня вышел из вагона подышать на ночной перрон. Возвращается и говорит, что договорился с машинистом электровоза, тот тормознёт нам в Гудауте. Ну, дела, мне не особо и верится.
Через час поезд, весело постукивая колёсами, лихо проезжает гудаутский вокзал. На мой вопрос Саня отвечает, что поезд тормознёт возле нашего авиагородка. Так и произошло, километра через два поезд замедлил ход. Почти остановился прямо у нашего авиагородка, мы спрыгнули на медленном ходу из вагона и через пять минут уже были дома.
С чистой совестью продолжаю проводить время в Дежурном Звене, лётный состав полка осваивает разные виды лётной подготовки. Мне удалось полетать только на двух лётных сменах, выполнил проверочный полёт на Су-27УБ ночью в минимуме и пару перехватов на потолке и на малой высоте, которые продлевали мои «сроки» для Дежурного Звена. Таким образом за две лётные смены в январе налетал я всего пять часов.
Продолжаю «усиленно» дежурить, то есть количество Боевых Дежурств за месяц доходит до двадцати – двадцати пяти, бывает и больше. Складывается так, что в полку есть группа подготовленных лётчиков, которые в основном несут Боевое Дежурство, чтобы молодой лётный состав проходил подготовку на класс. Командиры и начальники «заняты» своими делами, дежурят в месяц обычно не больше трёх раз.
Таким образом, за февраль, как и в январе, «выпустили» меня на две лётные смены, где выполнил я четыре полёта, из них два полёта на «облёт», один на облёт самолёта после регламентных работ и один полёт на облёт СТО (Свето Технического Обеспечения), а два полезных «на себя» полёта в минимуме. Налетал за месяц аж три часа!
После февраля дали мне, наконец, полетать, но и дежурить продолжаю, правда не так «часто». Снова «взялись» в эскадрилье за групповую слётанность, сначала летаем парой на малых и средних высотах. Полёты парой на Су-27, как и на любом типе, это интересные и полезные для лётчика полёты. Но на Су-27 полёты парой всё-таки отличаются, во-первых, обзор из кабины замечательный, ведомому хорошо держать ведущего в обзоре, отличная приёмистость двигателей и очень эффективный тормозной щиток позволяют ведомому довольно легко выдерживать место в строю. При перехватах парой совсем не сложно менять строй в момент атаки – переходить из пеленга во фронт пары и затем обратно.
Эффективность тормозного щитка выше всех похвал, при необходимости нажимаешь кнопку выпуска и «огромный» тормозной щиток без замедления «вырастает» у тебя «за спиной». Тормозиться самолёт чуть ли не мгновенно, долго кнопку держать и не надо.
Летаем парой в стратосфере, это выше 12000 метров. На таких высотах обычно не просто выдерживать строй пары из-за «инертности» рулей, и недостаточного запаса тяги двигателей. Но возможности Су-27 просто «ломают» эти понятия, - на отклонения рулей самолёт реагирует так же, как и на средних высотах. И возможности двигателей обеспечивают быстроту маневрирования. Даже перестроение из одного пеленга в другой не представляет проблемы. А ведь здесь надо отстать от ведущего, увеличить принижение, перейти из одного пеленга в другой, и снова восстановить высоту, догнать ведущего и занять своё место. Всё это Су-27 проделывает «лёгко»!
Выполняем и перехваты в стратосфере, а это совсем непростой вид полёта. Перестроение при атаке воздушной цели из пеленга пары во фронт, а после «пуска» перестроение обратно в условиях разряженной атмосферы для любого самолёта сложно из-за «медленности» этого процесса, но не для Су-27. Всё маневрирование происходит в достаточном темпе, без особой инертности.
Отрабатываем и посадку парой. Очень уж интересный это «манёвр». Заход на полосу происходит в плотном порядке пары. Выпуск шасси и флаперонов строго по команде ведущего и одновременно с ним. Ведущий выдерживает параметры глиссады снижения и скорость, ведомый выдерживает своё место в строю по ведущему, некогда ему следить за глиссадой и скоростью, он как «копия» ведущего. Ведущий заходит на «свою» сторону полосы, ведомому «достаётся» другая сторона полосы. Ведомый выполняет выравнивание вслед за ведущим, держа его всё время в обзоре. Касание, опускается нос, тормозной парашют первым выпускает ведомый, только потом ведущий, чтобы не догнать ведущего. Пробег выполняет каждый по своей стороне, ведомый «отпускает» ведущего и сруливает с полосы вслед за ним.
Ещё в самом конце марта довелось мне сделать вылет из Дежурного Звена, «проболтался» в режиме «дежурство в воздухе» больше двух часов. Таким образом выполнил я за месяц «целых» восемь полётов и сделал отличный налёт более десяти часов.
Лётчики на отдыхе - Барановский, Ахмеров, Комаров, Горшков
А ещё наш замполит Гена Горшков организовал с лётным составом эскадрильи «вылазку» на природу с семьями. На улице тепло, зелень кругом, недалеко негромко шумит море. Расслабляется личный состав на природе в компании с шашлыком и разными напитками.
После полётов парой в эскадрилье плотно приступаем к полётам звеном. Непросто в полковой плановой таблице «выкроить» четыре самолёта, но оно того стоит. Отрабатываем технику пилотирования звеном, сбор пар, перестроения, роспуск звена. Принципы пилотирования всё те же, что и при полётах в паре, но всё усложняется, так как все действия должны быть согласованы одновременно у четырёх самолётов. Приходится потеть и ошибаться нежелательно. Вначале эти полёты выполняем на средних высотах, когда ведомые выдерживают принижение относительно ведущего, а потом переходим на малые высоты, где ведомые уже выдерживают превышение, что бывает не часто, а потому и непривычно. Из соображений безопасности на малых высотах, то есть ниже тысячи метров, при полётах строем ведомые выдерживают уже не принижение, а превышение
Перестройка всё шире шагает по стране, всё чаще приходят сообщения о разных волнениях в национальных республиках. Вот и у нас стали происходить разные «интересные» события. В марте в селе Лыхны, что недалеко от Гудауты, проводили абхазы митинг, на котором говорили о выходе из состава Грузии и «восстановлении» Абхазии, как союзной республики, какой она была когда-то. Со временем, уже в первых числах апреля в ответ на это выступление абхазов, в Тбилиси грузины организуют митинг против выхода Абхазии. Этот митинг разрастается, появляются уже и другие лозунги против «коммунистического режима» и «русского империализма».
А девятого апреля приходит известие, что в Тбилиси на центральной площади по приказу командующего Закавказским военным округом генерала Родионова войсками был жёстко разогнан этот митинг. Для этого применялся слезоточивый газ и дубинки. Впервые, как рассказывают, при разгоне толпы применялись солдатами сапёрные лопатки. Были жертвы и даже два десятка погибших. По телевидению такие «подробности», конечно не звучат. Такие вот совсем непростые происходят события вокруг нас и рядом с нами.
После этих «тбилисских» событий было «усилено» Дежурное Звено, в расположении гарнизона введены патрули. Обстановка, мягко говоря, напряжённая. Тем не менее продолжаем летать по «плану Боевой подготовки», продолжает лётный состав «совершенствовать лётное мастерство», как принято говорить в таких случаях.
Наступил месяц май, по телевидению первомайские праздники по всей «советской стране», но в Тбилиси все праздничные мероприятия отменены. У нас тоже этакий напряжённый режим в гарнизоне.
На берегу моря с Хижнюками и Загрудными
Но всё спокойно, вокруг почти лето, некоторые уже купаются в море. Выбираемся семейством в воскресенье на море, светит яркое солнце, жарко, но на море небольшой шторм. Остаётся только загорать и жарить шашлыки.
29.09.2026 – Севастополь.