Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 1004. Измайлово. 13-я Парковая улица

6 октября 2025 года/

Во время прогулки по 13-й Парковой улице можно вспомнить и про встроенные в жилые дома кинотеатры, и про всеобщее увлечение разведением голубей, и про очень своеобразные «хрущёвки» серии КПД-4570, и про Измайловский аэродром, на который приземлялись американские истребители «Аэрокобра».

По первоначальной планировке 13-я Парковая начиналась почти от Измайловского лесопарка, в посёлке Минтяжстроя, который спроектировали в 1948-1949 годах архитекторы Мигран Лисициан и Георгий Малян, но к началу девяностых все постройки оказались снесены с уничтожением стартового отрезка улицы. Лишь ретроснимки сохранили этот утраченный городской ландшафт.

Смотрите старые фотографии на сайте pastvu. Жилые дома посёлка Минтяжстроя. 1949 год:

1949 Жилые дома в Измайлове

На фотографии запечатлено начало 13-й Парковой улицы в сторону Первомайской.

Снос старых домов на Нижней Первомайской улице. 1991 год:

1991 Снос старых домов на Нижней Первомайской улице

Возвращаемся в нынешнюю реальность на перекрёсток с Первомайской улицей. Придёт время, когда и эти дома начнут сносить, поэтому зафиксируем на память уходящую натуру во всех деталях.

-2

Первомайская улица, 109 - жилой дом Главгорстроя СССР (1953, архитектор Георгий Чалтыкьян). До постройки дома на этом углу с 1937 по 1951 год находилось разворотное трамвайное кольцо «Посёлок НКПС», упразднённое в связи с продлением линии до 16-й Парковой улицы.

-3
-4
-5

13-я Парковая улица, 4 - жилой дом Главгорстроя СССР с детским садом (1954). Парадный подъезд оформлен лепными медальонами с изображениями зверушек и птичек.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Средняя Первомайская улица, 44с1 - котельная (1954)

-17

Средняя Первомайская улица, 36с3 - голубятня

Разведение голубей - давнее московское занятие, которым увлекались и простолюдины, и знатные особы, к примеру, граф Алексей Орлов, командир эскадры в Чесменском сражении и фаворит императрицы Екатерины II. Во все века привязанность голубей к родному дому использовалась для доставки писем голубиной почтой, в том числе во время военных конфликтов. В СССР после выхода в 1929 году приказа Реввоенсовета «О принятии на вооружение системы голубиной связи» всячески пропагандировалось разведение пернатых почтальонов, а к Фестивалю молодёжи и студентов в 1957 году в Москву завезли 30 000 голубей - с подачи художника Пабло Пикассо белый голубь стал считаться символом мира и размещался на фестивальной эмблеме. В те времена в столице в каждом дворе могло быть по несколько голубятен, своеобразных мест встречи местных жителей для неформального общения. Современная молодёжь внезапно вытащила из дедушкиного чулана вроде бы навсегда забытые самокаты, может быть, увлечение голубями тоже ещё вернётся в Москву, а пока голубятни сохраняются лишь на окраинах.

-18

Средняя Первомайская улица, 19 - жилой дом (1950, архитектор Даниил Фридман) пребывал в запустении, однако избежал сноса и был реконструирован в 2023-2024 годах. Изначально первый этаж занимали продовольственный магазин № 40 Райпищеторга Сталинского района и почтовое отделение. Дом входил в ансамбль из трёх домов Первого главного управления при Совете министров СССР (на ретрофото ниже).

Квартал Первого главного управления при Совете министров СССР. 1950 год:

1950 Зимняя фантазия. Измайлово
-19
-20

Средняя Первомайская улица, 21 - жилой дом с отдельными и коммунальным квартирами и библиотекой имени Бориса Лавренёва (1952). Башенка на крыше предусмотрена для воздушного наблюдения, оповещения и связи на случай военных действий в московском небе. Входную группу библиотеки украшает лепной картуш с книжкой и факелом, освещающим путь к знаниям, а подъезды расположены со стороны двора.

-21
-22
-23
-24

Средняя Первомайская улица, 23 - жилой дом (1952) до второго этажа отделан рустом, балконы имеют элегантные кованые ограждения, в подъездах предусмотрены круглые окна-иллюминаторы, даже арка и дворовые фасады не лишены некоторого изыска.

-25
-26
-27
-28
-29

Измайловский бульвар, 60 - жилой дом с детским кинотеатром «Весна» (1957). Хотя кинотеатр обозначается как детский, местные старожилы вспоминают и вполне взрослые фильмы, которые в нём показывали, например, «Викинги» и «Спартак».

-30
-31

Планировка встраиваемых кинотеатров была разработана в 1948-1949 годах: конструкция жилого здания соответствовала типовым решениям, изменения вносились лишь в конструкцию перекрытий первого этажа с обеспечением эффективной звукоизоляции. Существовали два типа кинотеатров - двухзальные на 249 зрительских мест в каждом зале и однозальные на 328 мест.

-32

Иллюстрация: «Городское хозяйство Москвы», 1949 № 3

«Весна» строилась как однозальный кинотеатр, который по плану занимает первый этаж двух жилых секций и подвал. В зрительном зале вдоль бокового прохода были установлены 24 ряда кресел по 13-14 в каждом ряду. Для обеспечения нормальной видимости со всех мест в задней части зала предусмотрен небольшой подъём. Помимо фойе на первом этаже, в подвальном помещении располагалось ещё одно фойе с эстрадой - в нём перед сеансом могли выступать артисты. Киноаппаратная находилась над вестибюлем и имела отдельный вход со двора.

Билеты на сеансы стоили 10 копеек, а во время учебного года практиковались коллективные посещения кинотеатра школьниками, здесь работал киноклуб «Звёздочка». С 1988 года первый этаж занимает Московский детский театр теней, который основан художницей Екатериной Зонненштраль в 1934 году как студия при Московском музее детской книги. Спектакли пользовались успехом в школах и пионерских лагерях и Мосгороно взял театр на свой бюджет. Технологии показа спектаклей с тех пор поменялись, а в репертуаре по-прежнему лучшая и нестареющая сказочная классика от Пушкина до Андерсена.

-33
-34

Между Измайловским и Сиреневым бульварами раскинулись кварталы военпроектовских пятиэтажек, которые вряд ли где-то ещё встречаются в столице. По словам старожилов, квартал построен в 1960-1964 годах для военнослужащих Измайловского аэродрома и их семей по чехословацкому проекту. На самом деле, это общесоюзная серия КПД-4570, спроектированная 1-м Центральным военпроектом Министерства обороны СССР для военных городков, в том числе для строительства в Восточной Европе - в Чехословакии. Аэродром к тому времени уже был выведен в Подмосковье, однако его сотрудникам действительно выдали ордера на квартиры в измайловских новостройках, даже в ведомственный детский сад принимали только детей, чьи родители имели отношение к ВМФ (аэродром подчинялся Военно-Морскому флоту).

-35
-36

На 13-й Парковой улице представлены как оригинальная версия КПД-4570, так и модификации. От большинства московских пятиэтажек эта редкая серия отличается узкими торцами с одним рядом окон, маленькими балконами, тремя квартирами на лестничной клетке и оригинальным остеклением - форточка здесь расположена между окнами и закрывается дощечками. По мнению жильцов, планировка квартир своеобразная, но вполне уютная.

-37
-38

Здесь уместно вспомнить страницы истории Измайловского аэродрома, точная дата основания которого скрыта в анналах, - его часто путают со Щёлковским аэродромом НИИ ВВС, с которого Валерий Чкалов сотоварищи в 1937 году отправился в знаменитый беспосадочный перелёт из Москвы в канадский Ванкувер через Северный полюс. Краеведы из журнала «Мой район» не исключают, что Измайловский аэродром мог быть построен до войны, однако в архивах Управления аэродромного строительства обнаружены документы по созданию «ОЛП строительства 1700» - отдельного лагерного пункта при объекте 1700, под которым подразумевался аэродром. По этому отчёту летом 1943 года на сооружении взлётно-посадочной полосы работали свыше 500 гулаговских заключённых, преимущественно женщин, однако дата не стыкуется со сведениями о создании в Измайлово авиационно-технической базы в 1942 году.

Достоверно известно, что дислоцированный на Измайловском аэродроме 65-й отдельный Краснознамённый транспортный авиаполк ВВС ВМФ во время Великой Отечественной войны выполнял задачи по обслуживанию и перегонке боевых самолётов. Пилоты военно-морской авиации забирали советские самолёты на авиазаводах в тылу и перебрасывали с Дальнего Востока американские «Аэрокобры», «Каталины», «Кингкобры» и «Дугласы», полученные СССР от США по ленд-лизу. Из Москвы самолёты отправлялись дальше на фронт к местам боевых действий.

-39

Истребитель «Кингкобра» в Музее Великой Отечественной войны

Благодаря умелой маскировке ни одна немецкая бомба не упала на территорию аэродрома. Лётчики также выполняли задания по транспортировке грузов и пассажиров (но Сталин не отсюда отправился на Тегеранскую конференцию, это фейк). А вот уведённый из-под носа американцев секретный Boeing B-29 Superfortress действительно прописался в Измайлово, был тщательно изучен и стал прототипом для советского бомбардировщика Ту-4. Перед посадкой на короткую полосу бомбардировщику пришлось покружить над районом, чтобы выработать остатки горючего.

Б-29 «Суперкрепость» на Измайловском аэродроме. 1945-1946 гг.:

1945—1946 В-29 на Измайловском аэродроме

Вертолёт Ка-10 на Измайловском аэродроме. 1949 год:

1949 Вертолёт Ка-10 на Измайловском аэродроме

По сохранившимся старым фотографиям можно предположить, что аэродром занимал обширный участок между нынешними Измайловским бульваром и Щёлковским шоссе от 5-й до 16-й Парковой улицы. Километровая грунтовая взлётно-посадочная полоса пролегала по оси северо-запад - юго-восток между Измайловским и Сиреневым бульварами. Исследователи предлагают и другие варианты покрытия ВВП - стальные американские пластины с перфорацией (что вряд ли - в СССР их стали использовать лишь с 1944 года) либо красный кирпич на ребро, выложенный «ёлочкой», как паркет. В послевоенные годы аэродром использовался не часто, в Измайлово садились и взлетали военные транспортники, проводились испытания вертолётов, говорят, даже «кукурузники» сельхозавиации, разбрасывавшие химикаты на колхозные подмосковные поля, здесь базировалась. В 1959 году был решён вопрос о выводе Измайловского аэродрома и передаче земли под массовое жилищное строительство.

Строительство пятиэтажек на аэродроме. 1962 год:

1962 Северное Измайлово 51-52 кварталы

Панорама Измайловского аэродрома после застройки. 1965 год:

1965 Панорама 15-й Парковой. Вид к Сиреневому бульвару

Взлётно-посадочная полоса проходила дворами за ближними пятиэтажками.

-40

13-я Парковая, 24 - жилой дом (1966) широко распространённой в Измайлово типовой серии серии II-18

-41

13-я Парковая улица, 28А - паркинг (2014) построен на месте снесённой пятиэтажки (которая попала в кадр на ретроснимке ниже).

13-я Парковая, 28. 1964 год:

1964 Северное Измайлово, между 13-й и 15-й Парковыми. Фото №1

Территория Измайловского аэродрома была плотно застроена целыми кварталами таких «хрущёвок».

-42

На 13-й Парковой обнаружены порталы в ад.

-43
-44

Улица завершается на перекрёстке со Щёлковским шоссе, до 1960 года известным как Стромынское.

-45

Используемая литература: «Городское хозяйство Москвы», 1949 № 3

Фотографии: Евгений Чесноков

-46

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-47

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-48

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-49

#городнапамять #москва #история #архитектура #измайлово #сталинки