Делимся идеей для прогулки в Петербурге. Если вы ищете маршрут, который откроет вам душу Северной столицы через её классические архитектурные ансамбли, этот вариант для вас.
Маршрут для самостоятельной прогулки в Telegram-боте проекта «Архитектура в деталях».
Начинаем на Васильевском острове. Можно доехать станции метро «Василеостровская», затем идем по 6-й линии до Большой Невы к Академии художеств.
1. Академия художеств
Адрес: Университетская набережная, 17
Координаты: 59.937023, 30.290809
Легендарная «альма-матер» русских гениев — Академия художеств! Представьте: это монументальное здание построили еще при Екатерине II для академии, которую основала ее предшественница, Елизавета Петровна. И знаете что? Вот уже больше 250 лет здесь живут и учатся будущие Репины и Брюлловы! По сути, это самый крутой и непрерывно работающий художественный вуз страны.
Архитектура тут — настоящий детектив! Здание — звезда раннего классицизма, но с секретом: в его ДНК еще сохранились черты пышного барокко. Например, за строгим портиком спрятана изящная круглая ротонда — такой архитектурный «привет» от уходящей эпохи.
Размеры поражают: из исторических зданий Петербурга больше только Зимний дворец! А внутри — фишка, которую обожают архитекторы всего мира: гигантский круглый двор диаметром 52 метра.
И вот пикантная деталь истории. На куполе красуется богиня Минерва, но в ее чертах угадывается лицо Екатерины II. Почему? Императрица, мягко говоря, недолюбливала Елизавету и, придя к власти, решила сделать вид, что именно ОНА основала Академию. Вот такой монарший ребрендинг! 😉
Что думаете? Интересно было бы заглянуть внутрь этого храма искусств? — Можно зайти внутрь через дверь и оказаться в ротонде, через которую виден двор. Или подняться по великолепной лестнице на второй этаж и посетить музей Академии художеств: там слепки от антиков до барокко, архитектурные модели зданий, произведения знаменитых выпускников академии и копии шедевров мировой живописи.
2. Академия наук
Адрес: Университетская набережная, 5
Координаты: 59.940857, 30.302923
Эталонный пример архитектурного перфекционизма от итальянца Джакомо Кваренги. В этом здании с 1789 года кипели научные страсти и... случился даже один архитектурный скандал! 😄
Строительством руководила княгиня Дашкова — подруга Екатерины II и директор Академии. Эта дама была настолько уверена в своем вкусе, что решила поправить самого Кваренги! Требовала венецианские окна — это такие трехарочные окна. Кваренги в ярости хлопнул дверью! В итоге компромисс нашли: одно-единственное «дамское» окно появилось... в личном кабинете княгини. Современные академики в шутку зовут эту комнату «будуаром Менделеева» — там сейчас его скульптурный портрет!
Фасад Академии наук— это математика в камне! Восемь колонн с закрученными волютами (такие завитки вверху колонны) — это ионический ордер, эталон гармонии. Окна здесь идеальных пропорций — два квадрата — как в учебнике! Ничего лишнего, чистая эстетика.
Это здание стало архитектурным мемом XIX века! Схему «портик + фронтон» потом копировали по всей России — от губернских присутственных мест до дворянских усадеб. Можно сказать, Кваренги создал главный архитектурный шаблон империи!
Бонус: Найдите на цоколе табличку с отметкой наводнения 1924 года — это как исторический «уровень сложности» петербургской жизни!
P. S. Кваренги, кстати, подписывался «Тень Палладио», подчеркивая свою приверженность классикам. Скромненько, но со вкусом! 😉
3-4. Здание Биржи и Стрелка Васильевского острова
Адрес: Биржевая площадь, 1
Координаты: 59.943965, 30.305888
Встречайте архитектурного тяжеловеса и главную доминанту Стрелки Васильского острова — здание Биржи!
Это эталон высокого классицизма в России. Здание в форме древнегреческого храма, окружённое колоннадой (такая композиция называется периптер), стало центром одного из самых открыточных и запоминающихся ансамблей Петербурга.
Интересно, что масштабное благоустройство — намыв земли и облицовка гранитом — происходили одновременно со строительством. Спуститесь к воде — здесь Большая Нева распадается на два рукава и выглядит особенно широкой. А вот и главный бонус для фото: слева — Петропавловская крепость, а справа — Зимний дворец. Все самые известные виды Петербурга собраны в одной рамке! Именно отсюда получаются те самые лучшие кадры ;)
5-6. Главный штаб и Дворцовая площадь
Адрес: Дворцовая площадь, 6-8
Координаты: 59.938703, 30.318006
Это здание зодчий Росси превратил в грандиозную оправу для Дворцовой площади. Является шедевром ампира, основная тема здания — победа над Наполеоном. Чтобы проверить прочность его знаменитой арки, на неё, по легенде, поставили целый полк солдат — вот это тест-драйв!
Всё здесь подчинено идее триумфа. Арку венчает грандиозная колесница Славы, запряжённая шестёркой коней. А фасад украшает коринфский ордер, самый нарядный из всех, с капителями из листьев аканта.
Росси был гением ансамблей. Он не просто построил здание, но создал идеальную гармонию с Зимним дворцом, изогнув фасад и объединив два противоположных по своей эстетике стиля, благодаря пропорциям. Работы Карла Росси определили имперский масштаб и торжественность центра Петербурга.
7. Адмиралтейство
Адрес: Адмиралтейский проезд, 1
Координаты: 59.937301, 30.308123
Это не просто здание, но место, где Россия стала морской державой! На этом месте со времён Петра I строили корабли, а архитектор Захаров превратил скромную верфь в шедевр ампира.
Архитектурная фишка: гениальная башня Захарова — это целая философия в камне! Массивное основание символизирует землю, лёгкая колоннада — человека, а устремлённый ввысь шпиль с корабликом — небо. Получился архитектурный манифест морской славы России!
Кораблик-флюгер, украшающий шпиль, только с земли кажется игрушечным — на самом деле он почти 2 метра в длину и весит более 65 килограмм! По легенде именно так выглядел любимый корабль Петра I «Ингерманланд», который ходил под его личным штандартом.
8. Исаакиевский собор
Адрес: Исаакиевская площадь, 4
Координаты: 59.934091, 30.305529
Главный собора, а заодно и главный долгострой Российской империи — Исаакиевский собор! Его строили 40 лет, и архитектор Монферран так и не дожил до его освящения. Говорят, ему предсказали смерть после завершения проекта — что ж, предсказание сбылось с пугающей точностью!
До этого собора на том же месте стоял другой и настолько невзрачный, что про него даже эпиграмму сочинили: «Вот памятник двум царствиям приличный, низ мраморный, а верх кирпичный». Дело в том, что его начали строить еще при Екатерине Великой по проекту Антонио Ринальди, а «бюджетно» закончили уже при ее сыне Павле I.
Собор был настоящим техническим чудом для своего времени. 48 колонн, окружающих задние высотой с пятиэтажку, являются каменными монолитами. Их устанавливали еще до возведения стен при помощи специальных лесов и подъемных механизмов. Подготовка к установке заняла 10 лет. Зато потом на подъем одной колонны уходило всего 45 минут каждая! Но самая запоминающаяся деталь — на золочение купола ушло около 100 кг золота, при этом десятки рабочих погибли от паров ртути. Эта красота буквально стоила жизней!
Хотите подробнее о зданиях, их строителях и владельцах, но, главное, об архитектуре классицизма? — Переходите в Telegram и проходите самостоятельно маршрут «Архитектура классицизма в Петербурге» с личным гидом — телеграм-ботом.
Больше интересных фактов и идей для прогулок в телеграм-канале проекта «Архитектура в деталях».