Найти в Дзене
Инвестиции - просто!

Как Li-ion технологии делают жизнь комфортнее и доступнее

Современный стиль жизни меняет мегаполисы. Нам нужен тихий и чистый транспорт, свет без миганий, зарядка у дома, лифты и связь — даже когда сеть скачет напряжения. Сердце этих изменений литий-ионные (Li-ion) решения: от умных остановок и домашних накопителей до электробусов и квартальных систем хранения энергии (СХЭ). Сейчас вы узнаете, что уже запускается, какие проекты подписаны и почему батарейки — это про качество жизни, а не только про железо. На выставке World Atomic Week на одной из конференций посвященных элетроавтяомобилям и Li-ion аккумуляторам я отметил главные тезисы: Инфраструктура делается под ключ на "Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе" (СВАРЗ). Установка тяговых аккумуляторов на электробусы КАМАЗ, монтаж салона и электрооборудования, тесты в камерах на сопротивление транспорта дождю. Здесь же выпускаются зарядные станции, которые работают в любую погоду и дистанционно мониторятся. За это время запас хода вырос с 40–50 км до 90 км, ёмкость батарей — с 70
Оглавление

Современный стиль жизни меняет мегаполисы. Нам нужен тихий и чистый транспорт, свет без миганий, зарядка у дома, лифты и связь — даже когда сеть скачет напряжения.

Сердце этих изменений литий-ионные (Li-ion) решения: от умных остановок и домашних накопителей до электробусов и квартальных систем хранения энергии (СХЭ).

Сейчас вы узнаете, что уже запускается, какие проекты подписаны и почему батарейки — это про качество жизни, а не только про железо.

Электробус — будущее, которое уже здесь

Электробус
Электробус

На выставке World Atomic Week на одной из конференций посвященных элетроавтяомобилям и Li-ion аккумуляторам я отметил главные тезисы:

  • В парке «Мосгортранса» уже >2 500 электробусов. 35% всего подвижного состава — на электротяге.
  • >220 маршрутов, 12 площадок обслуживания.
  • Эффект с 2018 г. по 2024 г. (нарастающим итогом): –928 т загрязняющих веществ и –189 тыс. т CO₂-экв., к концу 2024 года парк — около 2 300 электробусов.
Развитие сетиэлектробусных маршрутов (источник: форум World Atomic Week)
Развитие сетиэлектробусных маршрутов (источник: форум World Atomic Week)

Инфраструктура делается под ключ на "Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе" (СВАРЗ). Установка тяговых аккумуляторов на электробусы КАМАЗ, монтаж салона и электрооборудования, тесты в камерах на сопротивление транспорта дождю. Здесь же выпускаются зарядные станции, которые работают в любую погоду и дистанционно мониторятся.

Что дальше

  • Локализация тяговых АКБ в Москве — старт выпуска 5 000 батарей для городских электробусов на заводе Росатома в Красной Пахре.
  • Сеть зарядки имеет уже >400 станций, планируется установка 200 ультрабыстрых в год, модернизация действующих площадок и строительство новых парков.
  • Обновление подвижного состава волнами: 2022 — улучшенная комплектация, 2024 — новый дизайн, с 2025 — электробусы нового поколения.

Эволюция за 7 лет

7 лет московским электробусам (источник: форум World Atomic Week)
7 лет московским электробусам (источник: форум World Atomic Week)

За это время запас хода вырос с 40–50 км до 90 км, ёмкость батарей — с 70 кВт·ч до 200 кВт·ч. Появились электроотопители, сенсорные кнопки дверей, адаптивное освещение. Двери при открытии не съедают полезное место, на 15% шире накопительная площадка, на 18% крупнее маршрутный указатель.

Собственное производство аккумуляторов в РФ

Первую гигафабрику  батарей построят под Калининградом
Первую гигафабрику батарей построят под Калининградом

«Росатом» через сотрудничество ТВЭЛ/RENERA строит гигафабрику ячеек и СХЭ в Калининградской области: старт ввода — декабрь 2025, базовая мощность ≥3 ГВт·ч/год с потенциалом расширения до 12 ГВт·ч при росте спроса.

Параллельно формируется второй завод, которых будет находиться в Москве — под сборку и сервис городских решений.

Подписание совместной дорожной карты между ТВЭЛ (компания, входящая в состав Топливного дивизиона госкорпорации «Росатом») и RENERA (интегратор госкорпорации «Росатом» по направлению систем накопления энергии) произошло на World Atomic Week.

Подписание дорожной карты на World Atomic Week
Подписание дорожной карты на World Atomic Week

Позиция «Росатома» : быть производителем сложных компонентов (ячейки, модули, силовая электроника, системы управления, СХЭ), а не автопроизводителем — поставлять решения всем игрокам.

Где ещё пригодятся батареи

Шеринг-экономика уже монетизирует накопители: самокат-сервисы, сети проката пауэрбанков, частные и корпоративные зарядки «у дома/в офисе».

На сессиях приводили примеры вроде Whoosh и «БериЗаряд!» — спрос на удобную «энергию по подписке» растёт и встраивается в привычную городскую инфраструктуру.

Также Li-ion технологии могут использоваться в таких сферах:

  • Городская надёжность — СХЭ сглаживают пики и просадки напряжения, это светофоры, лифты, клиники и ТЦ работают ровно, можно забирать ночной тариф и экономить.
  • Морские задачи — разрабатывают аккумуляторы под режимы ледокольного флота.
  • Бесперебойники — решения для объектов, где критична стабильность (дальний север, медицина, промышленность).

Выводы

Всё это про тишину и чистый воздух во дворе, стабильный свет и лифты даже при скачках сети, зарядку рядом и предсказуемые платежи благодаря ночной подзарядке и дневной отдаче из накопителей. А ещё — про быстрый ремонт и сервис, потому что батареи делаются в России.

-6

Город будущего — не про железо ради железа. Это про удобную жизнь людей, где батарейки становятся новым стандартом качества: тише, чище, надёжнее и ближе к дому.

Самые актуальные новости прямо сейчас:

Если статья была полезной — подпишись на блог. Здесь я делюсь своими честными мыслями, свежими новостями и идеями для инвестиций.