Привет, меня зовут Настя и в этом году я поступила на бюджет продюсерского факультета ВГИКа. Я выбрала эту профессию, потому что она сочетает в себе все: и режиссуру, и сценарное мастерство, и организацию и многое, многое другое. Продюсер - человек, который делает проект от начала до конца, и он имеет полное право считать себя полноценным автором фильма. Сегодня я постараюсь рассказать, что ждет ребят, которые собираются связать свою жизнь с первым киновузом страны - со ВГИКом, а по совместительству с одной из самых сложных и интересных профессий в кино, профессией продюсер.
Эта статья поможет будущим абитуриентам продюсерского факультета ВГИКа понять, как проходят вступительные испытания для продюсеров и как к ним подготовиться. Также я поделюсь своим личным опытом поступления и постараюсь снять с Вас розовые очки.
Вступительные на продюсера проходят в три этапа.
Этап первый. Творческое испытание.
Первый тур у продюсеров это творческое испытание, оно же анализ фильма. Каждый год абитуриентам заранее дается актуальный список фильмов, обязательных для просмотра. Обычно в список входят самые известные и знаковые картины, каждый фильм выбран не случайно, и, как сказал заведующий продюсерской кафедрой Виталий Игнатьевич Сидоренко,: «О каждом фильме вам есть что сказать, о каждом фильме нам, комиссии, хочется послушать».
В анализ фильма входят 12 пунктов:
- Вид
- Жанр
- Идея
- Тема
- Логлайн
- Целевая аудитория
- Социальная значимость
- Стилистические особенности
- Предложения о рекламе при повторном прокате
- Коммерческий потенциал (первичный, повторный)
- Судьба создателей
- Просветительская деятельность для молодежи
Вам достается случайный фильм и его требуется подробно разобрать по этим пунктам, ссылаясь на самые разные данные о фильме и о его создателях. Одним из самых трудных пунктов для абитуриентов является третий - идея. Чаще всего именно от формулировки абитуриентом этого пункта зависят его баллы за первый тур, поскольку именно он отражает ваше понимание картины. Идея - это то, что хотел сказать режиссер этой картины, зачем он ее снял. Когда я была абитуриенткой, я старалась формулировать идею по схеме «Герой (кто он) — его цель (идеальная развязка) — конфликт (препятствие героя)». Но не воспринимайте эту схему буквально. Идею нужно придумать по принципу коротко, звучно, глубинно. При анализе стоит задавать себе вопросы «Что лежит на поверхности, а что в глубине? Почему именно этот фильм был включен в список? Что в его сюжете уникально?», таким образом вы, рано или поздно, придете к той самой звучной метафоре, которая наилучшим образом, безусловно на ваш взгляд, отражает замысел авторов. Обычно анализ фильма занимает 1-2 страницы формата А4.
Как проходит этот тур:
Первый тур проводится 2 дня. За день-два до экзамена на сайте ВГИКа в разделе продюсерского факультета появятся явочные листы (документ, где написан ваш день и время экзамена). Вы приходите к назначенному времени во ВГИК, поднимаетесь на 9 этаж. Скорее всего у вас экзамен будет проходить в 907 аудитории. Сам тур билетный - вы проходите в аудиторию, тяните билет, на билете 2 фильма НА ВЫБОР, вы называете председателю комиссии, Виталию Игнатьевичу Сидоренко, номер своего билета и выбранный фильм. Если по какой-то причине Вы приходите в ужас от фильмов в билете, у вас есть шанс один раз перетянуть билет. После того, как вы выбрали фильм для анализа, вам дается черновик для анализа и 10-20 минут для подготовки, вовремя которой вы сидите за одной из парт в аудитории и на черновике пишите анализ вашего фильма, ну, или просто рисуете.
Важно! Автобиография.
Неслучайно я пишу этот пункт сразу после первого тура. Дело в том, что до второго тура каждый абитуриент сдает во ВГИК папку с резюме, автобиографией и всем, что хочет показать комиссии.
Резюме - это официально оформленная бумага, которая содержит в себе информацию о вашем образовании, месте жительстве и тд.
Автобиография - это эссе в свободной форме, которое, по сути, должно объяснить комиссии почему вы выбрали именно продюсирование. Не стоит писать в ней о том, как у вас прошло детство, какой Вы замечательный и ответственный человек - нужно описаниями ваших действий показать, что вы осознанно выбрали эту профессию и понимаете, что от вас там ждут. Мой совет: не пишите много, нужно кратко и по делу. Пишите про собственный опыт, который так или иначе отражает вас, как самопровозглашенных продюсеров. Если у вас есть опыт в кино - напишите про это, опыт организации собственных проектов - пишите про это, если даже вы просто когда-то были активистом и старостой класса - напишите про это. Например, я в автобиографии, помимо всего прочего, написала про то, что когда-то похудела на 46 кг, связав это со своей целеустремленностью и ответственностью. Думаю, суть ясна.
Однако не стоит забывать, что Вы поступаете на творческую профессию, поэтому необычное оформление самой автобиографии только приветствуется. Многие ребята часто добавляют к автобиографии флэшки с доп. информацией о себе , например о проектах, в которых участвовали (даже если это была любительская или школьная работа). Именно на основе Вашей автобиографии проводится третий тур, поэтому я советую Вам внимательно к ней отнестись, а если есть время - понабраться продюсерского опыта.
Этап второй. Профессиональное испытание.
Второй тур не менее трудный, чем первый, поскольку если для первого хотя бы есть утвержденный список фильмов, то для второго есть разве что пожелания счастливых голодных игр. Я, конечно, шучу, но все-таки этот тур гораздо непредсказуемее предыдущего.
Как проводится тур:
Он также билетный и также проводится в два дня. Придя в аудиторию Вы также тяните билет, который, увы, теперь поменять нельзя. На билете будут 2 вопроса, оба обязательно требуют Вашего развернутого ответа. Возникает вполне логичный вопрос: как к нему готовиться? - ответ прост. На этом туре проверяются 3 глобальных темы, в которых каждому уважающему себя продюсеру важно разбираться , и если и плавать, то только как рыба в воде. Это МХК (мировая художественная культура), экономика (в нее также входит политика и общественная жизнь) и киноиндустрия (история кино, выдающиеся фильмы и личности, виды премий и фестивалей, профессии, обязанности). Да, тур действительно трудный, однако, опираясь на собственный опыт, могу с уверенностью сказать: на этом туре комиссия внимательнее смотрит на вашу речь и умение подать информацию, чем на суть ваших ответов, однако, безусловно, спекулировать своей эрудицией и всеми знаниями, что у вас есть, на этом туре обязательно.
Этап третий. Собеседование.
Пожалуй, это самый непредсказуемый и трудный тур. Негласно он является решающим для абитуриента. Например, у меня бы знакомый парень, у которого за предыдущие туры были высочайшие баллы, однако за третий тур ему поставили ниже проходного. Целью этого тура является выявление Вашего общекультурного уровня, поэтому он проводится без билетов и без обозначения тем.
Как проходит тур:
Тур проходит один день. На этот раз абитуриентов пускают не группами по 6 человек, а индивидуально и по списку. Вы приходите в аудиторию с комиссией, где у вас происходит диалог, в ходе которого разбирается содержание Вашей автобиографии, а затем задаются вопросы. Пожалуй, сложным является из-за произвольности вопросов, которые задает комиссия. Почти всегда вопросы не связаны с Вашей автобиографией, однако от ее содержания зависит степень сложности. Чтобы Вам было проще понять, приведу абстрактные пример: кому-то задавали вопросы «история храма на Нерли », «Архитектор Лувра», «Каких современных режиссеров хорроров Вы можете назвать», а кому-то самые простые, например «В честь кого назван ВГИК» (конкретно этих вопросов не было, но степень сложности, думаю, передана). К этому туру сложнее всего подготовиться, поскольку вопросы действительно почти никак не связаны с автобиографией напрямую, поэтому к нему нужно относится в какой-то степени философски.
Заключительные мысли
Не стоит думать, что продюсерские туры - легче легкого, и этот факультет стоит рассматривать этот факультет, как запасной вариант. Наоборот, продюсер - это одна из самых, если не самая самая трудная профессия в кино, и в частности это связана с тем, что хороший продюсер должен знать тонкости каждой профессии в кино: от режиссера-постановщика до механика камеры или костюмера. Поэтому вопросы на турах имеют огромнейший разброс в темах и вопросах. Комиссия должна видеть в Вас человека, который будет одинаково хорошо разбираться в политике, бизнесе и, например, древнегреческих храмах.
А чтобы успешно пройти вступительные испытания важно к ним хорошо подготовиться. Проект "Поступаю в кино" приглашает абитуриентов продюсерского факультета принять участие в групповых подготовительных занятиях. Наборы проходят три раза в год и предлагают комплексную подготовку к поступлению.
Для того чтобы получить актуальную информацию по наборам и быть в курсе главных новостей поступления, подписывайтесь на телеграм канал "Поступаю в кино". Так же заглядывайте в мой личный канал «Shtazy production» где я рассказываю о своем поступлении и обучении во ВГИКе.