Найти в Дзене

Дипломная работа: "Эффективность реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России".

Оглавление

Дипломная работа посвящена комплексному исследованию эффективности реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена стратегической важностью развития внутреннего и въездного туризма в современных геополитических и экономических условиях, а также необходимостью оценки результатов масштабных государственных инициатив, в частности национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В дипломной работе систематизированы теоретические основы и проанализирована нормативно-правовая база государственной поддержки, включая ключевые федеральные законы и стратегические документы, а также изучен зарубежный опыт.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства

1.1. Понятие, сущность и виды государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства

1.2. Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки в сфере туризма и гостеприимства в Российской Федерации

1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки индустрии туризма и его применимость в российских условиях.

Глава 2. Анализ и оценка эффективности реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России

2.1. Современное состояние и тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства в России

2.2. Оценка эффективности реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства"

2.3. Проблемы и барьеры в реализации государственной поддержки туристской индустрии

Глава 3. Разработка предложений по повышению эффективности государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России

3.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения государственной поддержки туризма

3.2. Разработка и внедрение инновационных механизмов и инструментов государственной поддержки

3.3. Приоритетные направления государственной поддержки для обеспечения устойчивого развития туризма и гостеприимства

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования дипломной работы обусловлена возрастающей ролью индустрии туризма и гостеприимства в социально-экономическом развитии Российской Федерации, что требует формирования и реализации эффективной системы государственной поддержки, способной обеспечить устойчивый рост и конкурентоспособность отрасли на внутреннем и мировом рынках. В современных условиях, характеризующихся динамичными изменениями геополитической обстановки и трансформацией глобальных туристических потоков, внутренний и въездной туризм приобретают стратегическое значение для диверсификации экономики, стимулирования развития регионов, создания новых рабочих мест и сохранения культурно-исторического наследия страны. Государство, осознавая мультипликативный эффект от развития туризма, инициировало реализацию масштабных национальных проектов и программ, направленных на комплексную поддержку отрасли, однако вопросы оценки реальной эффективности этих мер, выявления системных проблем и барьеров, а также определения перспективных направлений совершенствования механизмов поддержки сохраняют свою высокую значимость и требуют глубокого научного осмысления.

Новизна данного исследования заключается в комплексном анализе эффективности реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России в контексте реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". В работе предпринята попытка систематизировать существующие проблемы и барьеры, препятствующие достижению поставленных целей, и на основе этого разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, внедрению инновационных механизмов поддержки и определению приоритетных направлений государственной политики в данной сфере. Новизна также проявляется в использовании актуальных статистических данных и анализе конкретных примеров реализации проектов, что позволяет дать объективную оценку текущей ситуации.

Объектом исследования выступает система государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации мер государственной поддержки, направленных на развитие индустрии туризма и гостеприимства, а также оценка их эффективности.

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  • раскрыть понятие, сущность и виды государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства;
  • проанализировать нормативно-правовое регулирование государственной поддержки в сфере туризма и гостеприимства в Российской Федерации;
  • изучить зарубежный опыт государственной поддержки индустрии туризма и оценить его применимость в российских условиях;
  • провести анализ современного состояния и тенденций развития индустрии туризма и гостеприимства в России;
  • осуществить оценку эффективности реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства";
  • выявить проблемы и барьеры в реализации государственной поддержки туристской индустрии;
  • разработать предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения государственной поддержки туризма;
  • предложить инновационные механизмы и инструменты государственной поддержки;
  • определить приоритетные направления государственной поддержки для обеспечения устойчивого развития туризма и гостеприимства.

Теоретической базой исследования послужили труды ведущих российских ученых в области экономики, государственного управления и туризма. В частности, при написании работы были использованы научные работы таких авторов, как А.Ю. Александрова, В.И. Азара, Е.Л. Драчева, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Г.А. Карпова, Ю.А. Христов. Их исследования посвящены вопросам государственного регулирования туристской деятельности, формированию и реализации государственной политики в сфере туризма, а также оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие страны и ее регионов.

Методы исследования. В работе применялся комплекс общенаучных и специальных методов исследования, включая системный подход, сравнительный анализ, статистический анализ, метод экспертных оценок, а также анализ нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических представлений о сущности и механизмах государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства, систематизации проблем и барьеров, препятствующих ее эффективной реализации, а также в научном обосновании приоритетных направлений совершенствования государственной политики в данной сфере.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные в ней предложения и рекомендации могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти при корректировке и совершенствовании программ и проектов, направленных на поддержку индустрии туризма и гостеприимства, а также в деятельности субъектов туристской индустрии при взаимодействии с государственными структурами.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства. Во второй главе проводится анализ и оценка эффективности реализации государственной поддержки туризма в России. В третьей главе разрабатываются предложения по повышению эффективности государственной поддержки отрасли. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства

1.1. Понятие, сущность и виды государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства

В современной экономической парадигме индустрия туризма и гостеприимства рассматривается не только как самостоятельный высокодоходный сектор, но и как мощный катализатор социально-экономического развития территорий, обладающий значительным мультипликативным эффектом, который проявляется в стимулировании смежных отраслей, создании новых рабочих мест и увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Сложная, межотраслевая природа туристского рынка, его высокая чувствительность к внешним факторам, а также необходимость создания и поддержания дорогостоящей обеспечивающей инфраструктуры объективно обусловливают необходимость активного участия государства в процессах его регулирования и стимулирования. Таким образом, государственная поддержка выступает в качестве ключевого инструмента реализации национальной туристической политики, направленной на раскрытие и эффективное использование туристско-рекреационного потенциала страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом туристическом рынке.

Для всестороннего анализа сущности государственной поддержки необходимо предварительно определить категориальный аппарат, в частности, разграничить понятия «индустрия туризма» и «индустрия гостеприимства». В трудах ведущего отечественного специалиста В.А. Квартальнова индустрия туризма трактуется как сложный межотраслевой комплекс, объединяющий предприятия и организации различных секторов экономики, основной целью которых является производство и реализация товаров и услуг для удовлетворения спроса туристов. Индустрия гостеприимства, в свою очередь, представляет собой более узкое понятие, являясь стержневым элементом туристской индустрии и охватывая в первую очередь сектор размещения и питания, деятельность которого напрямую формирует качество пребывания туриста и его впечатления от дестинации. Как отмечает И.В. Зорин, именно синергетический эффект от скоординированного развития этих двух составляющих формирует целостный и конкурентоспособный туристский продукт, что делает их единым объектом государственной политики.

Под государственной поддержкой индустрии туризма и гостеприимства следует понимать целостную систему мер экономического, организационного, информационного и нормативно-правового характера, целенаправленно реализуемую органами государственной власти федерального и регионального уровней для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инвестиционной активности и обеспечения устойчивого развития отрасли. Сущность данной поддержки заключается не столько в прямом финансировании отдельных субъектов рынка, сколько в формировании стратегических векторов развития, устранении системных барьеров, снижении инвестиционных рисков и выполнении тех функций, которые не могут быть эффективно реализованы рыночными механизмами в силу их природы. По мнению Г.А. Карповой, государственная поддержка призвана корректировать «провалы рынка», такие как проблема производства общественных благ (например, благоустройство пляжей, парков, набережных) и асимметрия информации, а также обеспечивать реализацию долгосрочных инфраструктурных проектов, не представляющих коммерческого интереса для частных инвесторов в краткосрочной перспективе.

В научной литературе и практике государственного управления принято классифицировать меры поддержки по различным основаниям, однако наиболее распространенным является их деление на виды в зависимости от характера воздействия. Финансовые меры поддержки, являющиеся наиболее востребованными со стороны бизнеса, можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое финансирование включает в себя предоставление субсидий на возмещение части затрат (например, на строительство или реконструкцию гостиниц, создание кемпингов), выделение грантов на реализацию инновационных проектов и социальных инициатив в сфере туризма, а также бюджетные инвестиции в создание объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ. Косвенные финансовые меры направлены на снижение фискальной нагрузки и повышение доступности кредитных ресурсов; к ним относятся введение специальных налоговых режимов, таких как нулевая ставка НДС для гостиниц, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, а также субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов в туристической сфере.

Не менее значимую роль играют нефинансовые виды государственной поддержки, создающие фундамент для долгосрочного и стабильного развития отрасли. Организационная поддержка проявляется в формировании и реализации документов стратегического планирования, таких как национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в деятельности специализированных институтов развития (например, АО «Корпорация Туризм.РФ»), а также в координации взаимодействия между бизнесом, властью и обществом. Информационно-маркетинговая поддержка нацелена на формирование и продвижение положительного имиджа России как привлекательной туристской дестинации на внутреннем и международном рынках, что включает создание национальных туристических порталов, организацию выставок и роуд-шоу, а также проведение масштабных рекламных кампаний. Ключевым элементом всей системы является нормативно-правовая поддержка, которая заключается в разработке и совершенствовании законодательной базы, регламентирующей туристскую деятельность, как это предусмотрено Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также в гармонизации стандартов качества и безопасности предоставляемых услуг с международными нормами.

1.2. Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки в сфере туризма и гостеприимства в Российской Федерации

Эффективность и системность государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства напрямую детерминированы качеством и проработанностью нормативно-правовой базы, которая формирует институциональную среду и устанавливает формальные «правила игры» для всех участников рынка: органов власти, предпринимательского сообщества и потребителей туристских услуг. В Российской Федерации за последние десятилетия сформировалась многоуровневая система правового регулирования туристской деятельности, прошедшая сложный путь от фрагментарных нормативных актов до комплексного программно-целевого подхода, который нашел свое концентрированное выражение в реализации национального проекта. Фундаментальным документом, заложившим основы правоотношений в данной сфере, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон, несмотря на многочисленные поправки и изменения, внесенные в него за время его существования, по-прежнему определяет ключевые понятия, такие как «туризм», «туристский продукт», «туроператорская и турагентская деятельность», а также закрепляет основополагающие принципы государственной политики, направленной на поддержку и развитие туризма, защиту прав и законных интересов туристов.

Однако рамочный характер федерального закона и динамичное развитие самой отрасли потребовали разработки документов стратегического планирования, которые бы определяли долгосрочные цели, задачи и приоритеты государственной политики. Ключевым документом такого уровня стала «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р. Этот стратегический документ ознаменовал собой переход к новой модели управления развитием туризма, основанной на создании конкурентоспособного туристского продукта и комплексном развитии туристских территорий. Стратегия установила амбициозные целевые показатели, в том числе увеличение вклада туристской индустрии в валовой внутренний продукт страны, рост экспорта туристских услуг и значительное увеличение количества внутренних туристических поездок, что потребовало создания адекватных механизмов ее реализации. Как отмечают многие исследователи, в частности Е.Л. Драчева, именно отсутствие действенных инструментов реализации ранее принимаемых стратегий являлось их слабым местом, что и обусловило необходимость разработки нового проектного подхода.

Логическим продолжением и главным инструментом реализации положений Стратегии-2035 стал национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», запущенный в 2021 году. Этот проект представляет собой комплекс взаимосвязанных федеральных проектов, направленных на решение ключевых системных проблем отрасли: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности и качества туристского продукта» и «Совершенствование управления в сфере туризма». Нормативно-правовое обеспечение национального проекта осуществляется через принятие целого ряда постановлений Правительства Российской Федерации, которые регламентируют порядок и условия предоставления конкретных мер поддержки. Например, Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2021 года № 141 были утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов по созданию и (или) реконструкции объектов туристской индустрии, что стало мощным стимулом для строительства крупных гостиничных комплексов.

Глава 2. Анализ и оценка эффективности реализации государственной поддержки индустрии туризма и гостеприимства в России

2.1. Современное состояние и тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства в России

Современный этап развития индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации характеризуется глубокой структурной трансформацией, обусловленной воздействием целого комплекса макроэкономических и геополитических факторов, которые кардинально изменили векторы туристических потоков и актуализировали вопросы форсированного развития внутренней туристской инфраструктуры. Период после 2020 года стал для отрасли временем беспрецедентных вызовов, связанных с пандемией COVID-19, и последующего мощного стимула к переориентации на внутренний рынок вследствие введения внешних санкционных ограничений, что привело к практически полному обнулению выездного туризма в страны Европы и Северной Америки. В этих условиях внутренний туризм стал не просто альтернативой, а доминирующим сегментом рынка, демонстрирующим устойчивую положительную динамику. Так, по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), а в последствии Министерства экономического развития РФ, количество туристических поездок по стране, составлявшее в допандемийном 2019 году около 65 миллионов, после некоторого спада в 2020 году, уже к 2023 году достигло отметки в 78 миллионов, а по итогам 2024 года прогнозируется дальнейший рост до 90 миллионов поездок, что свидетельствует о колоссальном незадействованном ранее потенциале внутреннего спроса.

Несмотря на положительную динамику количественных показателей, состояние материально-технической базы и обеспечивающей инфраструктуры отрасли остается неоднородным и во многом не соответствует возросшему спросу и современным требованиям к качеству туристских услуг. На начало 2024 года совокупный номерной фонд в классифицированных средствах размещения в России составлял немногим более 1,1 миллиона номеров, при этом наблюдается острый дефицит качественных современных отелей среднего ценового сегмента (3-4 звезды), особенно в регионах, ставших новыми точками притяжения туристов, таких как Дальний Восток, Русский Север или Кавказ. Существующие объекты размещения зачастую характеризуются высокой степенью морального и физического износа, что подтверждается исследованиями, проводимыми под руководством Ю.А. Христова, который отмечает, что значительная часть советского санаторно-курортного фонда требует коренной реконструкции. В то же время наблюдается активный рост в сегменте некапитальных средств размещения, в частности глэмпингов, что отражает глобальный тренд на экологический и уединенный отдых, однако данный сегмент пока не способен удовлетворить массовый спрос и часто сталкивается с проблемами отсутствия необходимой инженерной инфраструктуры — дорог, электросетей и систем водоснабжения.

Инвестиционная привлекательность отрасли, несмотря на декларируемую государственную поддержку, остается сложной темой, поскольку туризм является капиталоемкой сферой с длительными сроками окупаемости проектов, что в условиях высокой ключевой ставки Центрального Банка и общей экономической неопределенности сдерживает приток частных инвестиций. По данным аналитических агентств, объем инвестиций в основной капитал в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в 2023 году составил около 500 миллиардов рублей, что, хотя и превышает показатели предыдущих лет, является недостаточным для решения системных инфраструктурных проблем в масштабах всей страны. Вместе с тем, наметились и позитивные тенденции, связанные с появлением крупных якорных инвесторов и реализацией комплексных проектов развития территорий, таких как создание всесезонных курортов «Архыз» на Кавказе или «Манжерок» на Алтае, которые осуществляются при активном участии государственных корпораций развития, в частности АО «Корпорация Туризм.РФ». Эти проекты демонстрируют переход от точечного строительства отдельных объектов к кластерному подходу, предполагающему создание полноценной туристской среды с единой концепцией и набором разнообразных услуг, что является одним из ключевых трендов современного этапа развития отрасли.

Таблица 1 – Анализ современного состояния и тенденций развития индустрии туризма и гостеприимства в России

Таблица 1 – Анализ современного состояния и тенденций развития индустрии туризма и гостеприимства в России
Таблица 1 – Анализ современного состояния и тенденций развития индустрии туризма и гостеприимства в России
-3