В этот день в храмах читают шестидесятое зачало Евангелия от Иоанна, где говорится о страданиях Господа на кресте.
«Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!»
Каким же они увидели Его? Таким каким вывел Его Пилат. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, избитый. Венец из колючек впивался Ему в голову, и в багрянице, как якобы ложный царь. И вот, видя такого, на слова Пилата, который говорит: «Се, человек, подлинный, истинный человек», они кричат: «Распни! Распни его!»
«Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните, ибо я не нахожу в Нем вины».
Он всячески исследовал и увидел, что в нем нет вины, что это человек с большой буквы. Он такого больше не встречал никогда.
«Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Перед ним правитель Иудеи. Он может и отпустить, и распять. Но что он слышит в ответ?
«Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».
На тех самых первосвященниках и книжниках, которые привели Иисуса к Пилату.
«Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый».
Шестой час в Священном Писании — это всегда нужно прибавлять ещё 6 часов, чтобы перевести на наше время. Шестой час — это полдень. Пятница, полдень.
«И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Теперь в храмах повсюду стоят Голгофы с крестом, перед которым мы поклоняемся.
«Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».
На трёх языках: на официальном римском языке, на местном, наречии на еврейском и на языке международного общения, которое тогда было греческим.
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Этот ученик — автор этого Евангелия от Иоанна. Это он, Иоанн Богослов, апостол, был при кресте с Божьей Матерью. И здесь, на кресте, Господь позаботился о Пресвятой Богородице и ей усыновил апостола Иоанна Богослова, который и заботился о ней.
«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду».
Для того чтобы сбылось то, что написано в пророчестве. «В жажде моей напоили меня уксусом». Слова от Бога. И вот, ради того чтобы это исполнилось, да сбудется писание, говорит: «Жажду». Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и, наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий».
Это была и Пасха, и к тому же ещё и суббота, день Божий.
«Просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их».
Человек на кресте мог умирать несколько дней и умирал оттого, что задыхался, вися на собственных руках. Когда руки подняты и под весом тело повисает на них, то грудные мышцы набухают, и человеку невозможно вздохнуть. И вот, глядя на крест, всегда было видно, жив человек или нет. Он опирается на прибитые ноги, приподнимается и вздыхает. Когда вздохнул воздуха, опять повисает. Человек, с перебитыми голенями, повисает на руках и через короткое время задыхался.
«Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним».
А с ним были распяты разбойники, в том числе один из них, тот, который перед смертью покаялся и которому Господь обещал: «Сегодня же будешь со Мною в раю».
«Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили».
Вот эти слова по-церковно-славянски читаются на Проскомидии, когда приготовленный Агнец, который собой символизирует Господа Иисуса Христа, пробивается копием, и тут же в чашу выливается вино, смешанное с водой, которое на литургии станет кровью Христовой. И вот начало этому приготовлению там, на кресте. Копьём пробил рёбра воин Господу. И тотчас истекли кровь и вода.
Как два образа нашего спасения, необходимые для нашего спасения: крещение в воде, ибо «нерождённый от воды и духа не может войти в Царство Небесное», и кровь, которая необходима для причастия. «Ибо не пьющий кровь мою и не идущий плоть мою не имеет счастья со Мною», — сказал Господь наш Иисус Христос.
И вот ученик, который присутствовал при этом, Иоанн Богослов, записал это для нас, чтобы мы, помня о том, какими страданиями и трудами Господь совершил наше спасение, тоже потрудились. В том же направлении и достигли вечных будущих благ, которые Господь приготовил любящим Его.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram «Евангелие на каждый день»👇
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё: