27 сентября празднуется праздник, который называется Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Удивительный праздник, не похожий на другие.
Но, во-первых, из двенадцати главных праздников, это единственный праздник, который постный. Мы в этот день и празднуем, и в то же время постимся.
Этот праздник удивителен тем, что он единственный отстоит от других событий на целых три столетия. Если у нас остальные праздники, начиная с Рождества Божьей Матери и продолжающейся череды праздников Господа Иисуса Христа, Преображение и Успение Божией Матери, они все относятся к одному периоду, то Воздвижение впервые празднуется в 335 году, почти через три столетия.
Что же это за праздник? Что мы празднуем в этот день? Всё дело вот в чём. Когда распяли Господа нашего Иисуса Христа, мы знаем из Евангелия, что это было на Голгофе, лобном месте. Распяли Его с двумя разбойниками, и знаем, что погребли Его. Здесь же недалеко был Гроб Господень. Но куда затем делось само это место и куда исчезли кресты?
Ведь в семидесятом году по Рождестве Христовом Иерусалим был уничтожен как город, сровнен с землёй. А в начале II века при императоре Адриане, вот на том месте, где был погребён Господь, был насыпан большой холм. И выстроен храм-капище Венере, языческой богини. И там же стояла статуя Зевса.
Два столетия на этом священном месте совершались идольские жертвоприношения. Вот Господь долготерпеливый: так Он сам терпел на кресте, и два столетия терпел поругание на священном месте над самим крестом, видя, что происходит на этом святом месте, на котором Он сам пострадал.
И вот во время царствования императора Константина, равноапостольного, который первый прекратил гонения на христиан, начиная с Миланского эдикта 313 года, он в 326 году пожелал найти крест Господень. Не только он, но и его святая мать, царица Елена, уже престарелая, с горячим желанием искала, чтобы найти крест, на котором был распят Господь.
Как это сделать? Прошло три века, город был снесён, разрушен, перестроен. Город был полон идольских капищ. Где искать?
Когда отправилась царица Елена с письмами к епископу Макарию Иерусалимскому, первым делом она приказала снести все идольские капища в Иерусалиме. После долгих поисков её труды изначально ничем не увенчались, потому что было неизвестно, где искать.
Тогда ей сказали, что есть старый еврей по имени Иуда, который может знать место, где находится крест Господень. Действительно, когда его спросили, он указал, что вот под храмом Венеры и находится то место, где должен быть крест Господень. Место раскопали. И вскоре было найдено целых три креста: гвозди и табличка, которую Пилат установил на кресте Христовом. Табличка была отдельно. И какой из крестов истинный? Где тот, на котором был распят Господь, а не те два, которые были орудием казни разбойников?
Чтобы определить это, воспользовались случаем. Вот мимо шла похоронная процессия и несли усопшего. На него стали возлагать кресты. Когда возложили первые два, усопший остался в покое, а когда возложили третий крест, он воскрес.
И вот, собственно говоря, именно поэтому крест называет животворящим, потому что оживил этого мёртвого человека. И не только это одно. Потом тяжелобольную женщину, которую осенили этим крестом, который теперь уже ясно, что это именно тот крест Господень, сам Господь через него открыл чудодейственную силу, и эта женщина исцелилась.
Произошло ещё одно чудо. Тот самый старый еврей, который за деньги указал местонахождение Христа, уверовал в Господа Иисуса Христа и принял крещение с именем Кириак. В дальнейшем он стал очень благочестивым человеком и епископом Иерусалимским. Он уже значительно позже, в правлении императора Юлиана Отступника, был убит. Мы его знаем как священномученика Кириака, епископа Иерусалимского. Это тот самый Иуда, который открыл, где крест.
А крест, когда был найден, конечно, привлёк всё население, весь народ, чтобы увидеть его. Но увидеть не удавалось из-за большого количества людей. Тогда просили поднять, воздвигнуть крест повыше. И вот сам епископ Иерусалимский Макарий высоко поднимал крест, и с ним другие служители, а народ взывал: «Господи, помилуй». Вот, собственно, от этого и происходит название «Воздвижение креста Господня».
Хотя сам праздник установился несколько позже. Спустя девять лет, в 335 году, на этом месте был построен императором Константином вместительный храм, внутри которого оказались и Голгофа, и Гроб Господень. Он был освящён 13 сентября.
А на следующий день, 14 сентября 335 года, он был выбран как день для празднования Воздвижения креста Господнего. Вот 14 сентября по старому стилю — это как раз наш современный праздник 27 сентября плюс 13 дней. В этот день, с одной стороны, мы приходим поклониться Христу Господнему, на котором Господь пострадал за нас и даровал нам вечную жизнь.
Мы приходим накануне. Кто хочет действительно в этом принять участие, то есть 26 числа вечером, служится богослужение, на котором совершается чин Воздвижения креста Господня. Это бывает один раз в году. А на следующий день, совершается божественная литургия. Этот день у нас постный.
Почему радость? Вроде крест обрели, но мы помним, каковы были страдания Господа на кресте. Поэтому в празднование креста Господня мы всегда проводим день воздержания. Мы в этот день постимся, чтобы быть вместе с Господом, вместе с Ним сострадать, потому что кто вместе с Ним страдает, тот вместе с Ним и прославится.
Мы очень уповаем на милость Господню, что Тот, который пострадал за нас, непременно подаст нам всё необходимое для нашего спасения. Всех поздравляю с наступающим праздником Воздвижения Креста Господня. Пусть божественное благословение будет со всеми нами!
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё: