Найти в Дзене
Фактум

Почему охрана лагеря боялась подходить? Документы Соловков раскрыли загадку «чёрного монаха»

В 1939 году соловецкий послушник клянётся: каждую ночь в монастырском саду он видел фигуру в чёрном, исчезающую в стене. Спустя 80 лет в архивах РГАДА нашли документ, который может перевернуть всё, что мы знали о “чёрном монахе”. История начинается в конце XIX века, когда в монастырских хрониках за 1897 год зафиксировано странное исчезновение молодого послушника. Он вышел в сад после вечерней молитвы и не вернулся. На следующее утро в снегу нашли только следы, уходящие в сторону стены, и... всё. Никаких следов побега, борьбы или нападения. Уже тогда старцы монастыря заговорили о некоем «чёрном брате», которого якобы видели бродящим среди келий. Слухи поползли быстро — и чем дальше от фактов, тем гуще становилась мистика. Десятки лет истории о чёрной фигуре, скользящей в сумерках между келиями, передавались из уст в уста. Местные рыбаки отказывались ночевать рядом с монастырём, а приезжие странники писали об этом в письмах домой: мол, Соловки не такие уж и тихие, как кажется на первый в
Оглавление

В 1939 году соловецкий послушник клянётся: каждую ночь в монастырском саду он видел фигуру в чёрном, исчезающую в стене. Спустя 80 лет в архивах РГАДА нашли документ, который может перевернуть всё, что мы знали о “чёрном монахе”.

Что за “чёрный монах” и откуда пошла легенда?

История начинается в конце XIX века, когда в монастырских хрониках за 1897 год зафиксировано странное исчезновение молодого послушника. Он вышел в сад после вечерней молитвы и не вернулся. На следующее утро в снегу нашли только следы, уходящие в сторону стены, и... всё. Никаких следов побега, борьбы или нападения. Уже тогда старцы монастыря заговорили о некоем «чёрном брате», которого якобы видели бродящим среди келий.

Слухи поползли быстро — и чем дальше от фактов, тем гуще становилась мистика. Десятки лет истории о чёрной фигуре, скользящей в сумерках между келиями, передавались из уст в уста. Местные рыбаки отказывались ночевать рядом с монастырём, а приезжие странники писали об этом в письмах домой: мол, Соловки не такие уж и тихие, как кажется на первый взгляд.

Что говорят документы: находки историка А. Бурова

Историк Артём Буров, исследуя архивы РГАДА, наткнулся на серию документов времён, когда Соловецкий монастырь был превращён в лагерь особого назначения. Охранные рапорты 1927–1939 годов не предназначались для посторонних глаз, но именно в них — ключ к разгадке.

В нескольких донесениях охраны лагеря упоминается «анонимная фигура в чёрной одежде, не реагирующая на команды и исчезающая вне зоны видимости». Особенно интересен доклад от 18 октября 1937 года, где дежурный докладывает о «неподконтрольном перемещении субъекта в монашеском одеянии» с исчезновением у стены трапезной. Ни один из охранников не решился преследовать фигуру — как указано в рапорте, «из-за сильного психоэмоционального напряжения караула».

Документы — настоящие. Буров проверил подлинность почерков, подписей и дат. Всё сходится. Но кто же был этот “чёрный монах”, и почему охрана, вооружённая и подготовленная, предпочитала не вмешиваться?

-2

Кто мог быть этим “монахом”: 3 гипотезы

1. Призрак узника-мученика. Соловки знали много смертей, и не все были спокойными. Одна из версий — это дух монаха, расстрелянного за укрывательство икон или попытку побега. Он не ушёл, потому что был привязан к святыням, оставленным в стенах монастыря.

2. Сбежавший заключённый. Под покровом ночи, в рясе и капюшоне, легче всего было укрыться от патруля. Возможно, “чёрный монах” — это кодовое обозначение беглеца, которого так и не нашли. Или нашли, но не сообщили — чтобы не поднимать панику.

3. Последний хранитель. Самая романтическая версия — один из бывших монахов не покинул стены даже после превращения монастыря в лагерь. Он прятался днём, а ночью выходил, чтобы молиться и охранять уцелевшие реликвии. Ни охрана, ни заключённые не смели трогать его.

Что считают учёные и как это объясняет психология?

Психологи называют это “монастырской суггестией” — когда в условиях замкнутого пространства, усиленной религиозности и страха появляются устойчивые образы. Человек в чёрной рясе — архетип, запечатлённый в коллективном бессознательном.

Историк Александр Прокопенко поясняет: «Заключённые жили в условиях изоляции, страха и постоянной угрозы. В таких условиях психика выталкивает образы, чтобы справиться с напряжением. “Чёрный монах” — не исключение. Это мог быть кто угодно, но коллективное восприятие делало его призраком».

Но остаётся вопрос: почему описания совпадают с разницей в десятки лет? Фигура, одежда, поведение — всё один в один.

Но почему же “монах” исчез после 1940-х?

Последнее упоминание зафиксировано в январе 1941 года. Один из заключённых писал в дневнике (позднее найденном в музейных фондах), что видел “чёрного монаха” около библиотеки. Он не испугался — наоборот, посчитал это добрым знаком. А затем — тишина.

После начала войны, эвакуации части лагеря и смены руководства, упоминания прекращаются. То ли исчез страх, то ли исчез тот, кто его подпитывал. Легенда ушла, как пришла — в тумане северных ночей.

Кто, по-вашему, был «чёрный монах» — призрак, человек или миф, выросший на страхах заключённых?

Если вам интересны такие истории, загадки прошлого и реальные факты из архивов — подпишитесь на канал, чтобы не потерять подобные материалы.