Представьте на минуту раннее утро города. Еще не во всех квартирах хозяйки сварили свой утренний кофе, водители троллейбусов и автобусов только готовятся выйти на маршрут, а школьники еще видят сладкие сны, которые совсем скоро оборвутся материнскими «Просыпайся,соня!».
В это время, в самом начале нового дня, во дворах спящих домов уже можно услышать звуки летней метлы или зимних лопат для расчистки снега. Главный «по тарелочкам», вернее, по двору или городским улицам уже на ногах и наводит на своем участке чистоту и порядок. Есть такая детская загадка об этой профессии, прочитав которую, можно догадаться, о ком идет речь.
«Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе,
Все дорожки подметет
И песком посыпет лед».
Уверены, вы догадались, о ком пойдет речь сегодня.
Дворник — профессия, пожалуй, одна из самых заметных. Если «хозяин двора» не выполнит своих обязательств, жители увидят это сразу же по заваленным осенней листвой или снегом тротуарам, неубранным окуркам у подъездов, брошенным некультурными жильцами или засохшему в жару кустарнику во дворе, вовремя не политому дворником.
Официально профессия «дворник» ведет свое начало с середины XVII века, а точнее с 1669 года, когда отец будущего императора Петра Великого, царь Алексей Михайлович Романов в Соборное уложение добавляет «Наказ о градском благочинии». Видимо государю опостылело видеть «неумытое» лицо столицы с проблесками чистоты только у домов состоятельных горожан, где за порядком следили дворянские или купеческие холопы. Посему царь предписал: «Иметь на каждом дворе дворника, ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела, и на улицах тоже».
Первых дворников «приквартировали» к городским противопожарным службам. И на то были основания: главный по двору отвечал не только за чистоту, но и за предупреждение или сообщение о чрезвычайных происшествиях на подшефной территории, главным из которых в деревянной столице был пожар. Сообщая о ЧП дворник бил в «тревожный» колокол, а уже в XIX веке использовал свисток. Два коротких свистка — призыв о помощи, длинный же оповещал об убегающем преступнике.
Наказывать же нерадивых горожан за «свинство» на улицах взялся сын Алексея Михайловича. Во времена правления Петра I им был издан указ «О соблюдении чистоты и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Петру Алексеевичу принадлежит и инициатива раннего начала рабочего дня дворников: «всякий сор сметать рано утром». При Екатерине II к обязанностям работников лопаты и метлы прибавился новый и важный статус: теперь дворники приравнивались к младшим чинам полиции. В их обязанности входили не только содержание в чистоте дворов и улиц, уборка черных лестниц (подсобная внутренняя лестница, выходящая во двор дома —прим. автора), разноска дров, мелкие поручения владельцев квартир, но и пристальное внимание за соблюдением правопорядка на улицах, а также охрана домов. Такой своеобразный прообраз современного ЧОПа.
Горожане дворников уважали и побаивались, а в городах при обустройстве и строительстве домов обязательно закладывали «дворницкие»: пусть не «хоромы», но служебный угол с табличкой «Дворник», чтобы все знали, к кому на месте со своими хозяйственными вопросами можно обратиться. Серьезным бонусом для дворников уже советского времени стала возможность получить служебное жилье на время работы. А в столице пошли дальше: такое жилье спустя определённое количество отработанных лет в должности главного по чистоте, можно было выкупить не по коммерческим, а по государственным расценкам или вообще получить бесплатно за выслугу лет. С таким-то бонусом штатные единицы дворников в столичных ЖЭКах были расписаны и всегда заняты. Попробуй пробейся на освободившуюся вакансию— только «по звонку» или с серьезными рекомендациями.
В Рязани еще можно увидеть на старых домах потертые от времени таблички советской эпохи, отмечающие дома или дворы образцового содержания, где порядок поддерживался дворниками с особым усердием. Квартиру, конечно, за такие заслуги не давали, но к небольшой зарплате «хранителей чистоты» бонус в виде премии или тринадцатой зарплаты полагался. А город в советские и особенно «чумаковские» времена был чистым, ухоженным и очень зеленым.
Были в истории Рязани и не просто дворники, а дворники творческие. Как тут не вспомнить Сергея Аркадьевича Юдинцева, помогавшего своей супруге убирать двор №16-в по улице Интернациональной в микрорайоне Канищево. Жильцы до сих пор вспоминают, как Юдинцев колол лед или косил траву под русские народные песни.
Сегодня зона ответственности дворников не изменилась: дворы и городские улицы по-прежнему убирают люди, все чаще заменяя традиционные рабочие инструменты в виде метлы и лопаты на эффективных роботизированных или механических помощников. А управляющие компании, в штат которых входят «смотрящие за чистотой» — это большой, сложный и многофункциональный комплекс жилищно-коммунального хозяйства.
Некогда главный отличительный атрибут профессиональной униформы — фартук и картуз— современные дворники давно поменяли на фирменную униформу или жилетки, а дореволюционный функционал ушел в историю вместе с эпохой обогрева дровами. Но осталось одно неизменное требование к результату работы самой заметной профессии — чистота и опрятность дворов и улиц. Однако как не вспомнить здесь Антона Павловича Чехова, однажды сказавшего фразу, ставшую афоризмом вне времени: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Фото взяты из открытых источников