Найти в Дзене
Лаврус lavrus.tretyakov.ru

Современники о Борисе Кустодиеве

У Бориса Кустодиева было много друзей. Близкие художника вспоминали о том, какой гостеприимный дом был у Кустодиевых. Друзья, знакомые и коллеги оставили о мастере самые теплые воспоминания, в которых возникает его живой портрет. Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо в жизни видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой невероятной меткостью рисунка и такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей… Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустоди
Оглавление

У Бориса Кустодиева было много друзей. Близкие художника вспоминали о том, какой гостеприимный дом был у Кустодиевых. Друзья, знакомые и коллеги оставили о мастере самые теплые воспоминания, в которых возникает его живой портрет.

Федор Шаляпин, певец


Борис Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1920-1921. Бумага, акварель, гуашь, уголь.
Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1920-1921. Бумага, акварель, гуашь, уголь. Государственная Третьяковская галерея

Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо в жизни видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой невероятной меткостью рисунка и такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей… Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.

Кузьма Петров-Водкин, художник


Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1921. Бумага, графитный карандаш, сепия.
Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1921. Бумага, графитный карандаш, сепия. Государственная Третьяковская галерея

Сам он был каким-то удивительным человеком, во время самой тяжелой болезни стоило заговорить с ним о Тициане, как он буквально оживал, делался точно здоровым и много и увлекательно говорил. Его я считаю верным отпрыском по репинской линии, принявшим западную отшлифовку.

В русской и мировой живописи Борис Михайлович оставит глубокий и яркий след, как несравнимый изобразитель русского быта, вернее, праздничного быта России.

Кирилл Кустодиев, сын художника

Борис Кустодиев. Семейный портрет. 1904. Эскиз картины «Портрет семьи художника» (1904, не сохранилась) Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Семейный портрет. 1904. Эскиз картины «Портрет семьи художника» (1904, не сохранилась) Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея

У него была замечательная зрительная память, всегда меня поражавшая: он помнил, каким был фонарь на том или ином перекрестке, мог точно восстановить все вывески над лавками торговых рядов и даже какого-нибудь витиеватого дракона на конце водосточной трубы в Астрахани… Его картины, выполненные по памяти, получались как отпечаток когда-то виденного.

Приходившие в мастерскую люди говорили: «Борис Михайлович, вы изобразили Кострому, мы все здесь узнаем!» Он смеялся: «Нет, это город выдуманный, собранный из разных мест; хорошо, что он похож на Кострому, значит, правда есть!» — и был очень доволен. К примеру, в «Масленице», принадлежащей Русскому музею, довольно точно изображена Введенская церковь в Ленинграде (позднее снесенная) и еще несколько церквей из других мест, а в целом картина разным людям напоминает разные города, даже улицы подчас называют. Отца всегда это веселило.

Мстислав Добужинский, художник


Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910. Сангина, графитный карандаш, бумага.
Государственная Третьяковская галерея
Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910. Сангина, графитный карандаш, бумага. Государственная Третьяковская галерея

Он лишь как «сквозь щелку» видел то, что происходило в это время кругом. Сидя в своем кресле у окна с видом на синий купол церкви, он мог наблюдать свою улицу и все, что сменялось на ней, день за днем, год за годом — хвосты очередей, манифестации, как растаскивали на топливо последние деревянные дома Петроградской стороны, как ложился снег на крыши и распускалась весной зелень сквера. Его жена — единственная и незаметная сестра милосердия — несла на себе все то, от чего он был избавлен своей болезнью —— все тяготы пайков, анкет и вечных хлопот. Эта невольная изолированность была огромным несчастьем для него как художника — в течение многих лет (и еще до революции) он совершенно был лишен непосредственных внешних впечатлений жизни: ни деревни, ни привлекавшей его всегда русской провинции. Поневоле он должен был питаться только запасом своих прежних воспоминаний и силами своего воображения — и память, фантазия и работоспособность его действительно были беспримерны. Наперекор всему и своей болезни он уходил в свой мир тихой и обильной жизни Поволжья, быта купцов и купчих, которых тогда только смела революция, радостных пейзажей с полями, залитыми солнцем, масленичных гуляний с тройками и березами в инее, гостиных дворов его небывалого русского городка.

Георгий Верейский, художник и публицист

Георгий Верейский. Автопортрет. 1952. Бумага, литография.
Государственная Третьяковская галерея
Георгий Верейский. Автопортрет. 1952. Бумага, литография. Государственная Третьяковская галерея

Борис Михайлович Кустодиев — яркая, своеобразная фигура в нашем искусстве. Его искусству не страшно время; оно имеет свой определенный стиль. Имя Кустодиева прочно вошло в историю русского искусства. Мы говорим о «кустодиевских типах», о «кустодиевской женщине». Волга постоянно заставляет нас вспомнить тот синтез волжской природы, который художник дал во многих своих работах.

Б.М.Кустодиев — один из самых национальных наших художников, проникнутый любовью ко всему характерно русскому, несмотря на широкий диапазон увлечения великими явлениями мирового искусства и на отсутствие у него узкого национализма. «Вы большой, нужный художник… и с русской душой», — говорил ему во время свиданья в 1923 году М.В.Нестеров.

.. Последние годы его жизни были поистине подвигом. Эта жизнь — редкий пример победы творческого горения над немощной плотью, пример того, как искусство, безраздельно владея художников, помогало ему преодолевать тяжелые физические страдания.

ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ НА ЛАВРУСЕ

Лаврус - Арт-среда. Современники о Борисе Кустодиеве //Текст