Найти в Дзене
MindLab 2.0

Вопрос, который меняет всё. Сократовский диалог в жизни

Эта методика родилась не в кабинете психолога, а на солнечных улицах Афин две с половиной тысячи лет назад. Философ Сократ, вместо того чтобы поучать своих учеников, задавал им вопросы. Он верил, что истинное знание уже живёт внутри каждого человека, его нужно только помочь «родить». Этот метод «рождения истины» — майевтика — был диалогом, где честный вопрос за честным вопросом помогал человеку самому прийти к ясности, увидеть противоречия в своих убеждениях. Спустя время этот принцип лёг в основу когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Её основатель, Аарон Бек, понял: ключ к эмоциональному состоянию — не сами события, а автоматические мысли о них. И лучшим инструментом для их исследования снова оказалось искусство задавать правильные вопросы. Так философский диалог возродился как терапевтический инструмент. Теперь это не спор с софистами, а тихий диалог с самим собой. Не исправлять, а понимать. В современной терапии Сократовы вопросы— это не допрос, а совместное исследование. Терапев

Эта методика родилась не в кабинете психолога, а на солнечных улицах Афин две с половиной тысячи лет назад. Философ Сократ, вместо того чтобы поучать своих учеников, задавал им вопросы. Он верил, что истинное знание уже живёт внутри каждого человека, его нужно только помочь «родить». Этот метод «рождения истины» — майевтика — был диалогом, где честный вопрос за честным вопросом помогал человеку самому прийти к ясности, увидеть противоречия в своих убеждениях. Спустя время этот принцип лёг в основу когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Её основатель, Аарон Бек, понял: ключ к эмоциональному состоянию — не сами события, а автоматические мысли о них. И лучшим инструментом для их исследования снова оказалось искусство задавать правильные вопросы. Так философский диалог возродился как терапевтический инструмент. Теперь это не спор с софистами, а тихий диалог с самим собой.

Не исправлять, а понимать.

В современной терапии Сократовы вопросы— это не допрос, а совместное исследование. Терапевт не ведёт к готовому ответу, а с искренним любопытством помогает вам самостоятельно сформулировать новое, более адаптивное понимание проблемы. Это мягкое направление внимания на те аспекты, которые оставались в тени. Вместо того чтобы рубить сорняки негативных мыслей, мы осторожно выкапываем их с корнем. И смотрим: а что это вообще было?

Зачем задавать вопросы самому себе?

Это путешествие внутрь себя служит нескольким целям:

· Развиваем осознанность. Вопросы перемещают фокус с абстрактного переживания («Я чувствую себя ужасно») на конкретные мысли.

· Проверяем реальность. Исследование доказательств «за» и «против» мысли позволяет увидеть, насколько она основана на фактах, а не на чувствах.

· Находим альтернативы. Вопрос «А как еще можно посмотреть на это?» расширяет узкий, зачастую катастрофичный, взгляд.

· Учимся состраданию. Простой вопрос «Что бы я посоветовал другу?» помогает проявить к себе ту же доброту, которую мы легко даём другим.

Суть в том, чтобы честно пройти путь вопроса. Это и есть терапия.

  • Практика. Диалог с собой.

Возьмите тревожную мысль. И просто пройдитесь по этим пунктам. Без спешки.

1. Что случилось? Опишите ситуацию без оценок. Только факты.

2. Какая мысль пришла? Что вы себе сказали?

3. На что это похоже? (Обвинение, катастрофизация?)

4. Что подтверждает эту мысль? (Аргументы «за»).

5. Что говорит против? (Аргументы «против»).

6. Как еще можно это увидеть?

7. Что самое страшное может случиться? И как я с этим справлюсь?

8. Что самое лучшее может произойти?

9. Что произойдет скорее всего?

10. Что будет, если я продолжу верить этой мысли?

11. Что изменится, если я посмотрю иначе?

12. Что бы я сказал другу на моем месте?

13. Что будет полезно сделать прямо сейчас? (Хотя бы маленький шаг).