Капиталистический романтизм (Капром) - российский архитектурный стиль, или стиль нулевых, постсоветский постмодернизм, в Москве - Лужковский стиль.
Уникальный почерк российской постсоветской архитектуры, про которую я писал несколько лет назад, ознакомиться с этим можете в моей первой статье по ссылке ниже:
Напомню, что я убеждённый любитель капрома, и считаю данный стиль в архитектуре яркой и последней вспышкой творчества и идентичности в архитектуре, после которой последовала мода на плоский дизайн, неистовую упрощенность, минимализм в худшем его проявлении, хайтек, и, грубо говоря, безликие стеклянные коробки бизнес-центров и других значимых зданий в наших городах.
В целом, в наших кругах (в кругах дизайнеров и особенно архитекторов), кем я являюсь по образованию, капром считается оплотом дурновкусия и всего самого плохого. Будто это китчевый стиль не основан на историческом времени, часто сделан не качественно и наиграно. А уже те, кто любит этот капром - это колхозники.
Что ж, я пойду против этого мнения, и постараюсь донести свой постулат: что капром это - яркая и последняя вспышка творчества и идентичности в архитектуре, и к тому же достаточно интересная вещь.
Для тех, кому лень вникать в подробности и читать первую статью, расскажу с точки зрения стереотипов, что такое капром. Это в основном стиль нулевых, современные здания, жилые комплексы, которые заимствуют архитектурный стиль ампир. Можно наблюдать во внешней архитектуре башни, колонны, обилие декора, и уход в историзм.
Для примера: Жилой комплекс (2007) на первом фото в стиле, который определенно считается капромом. Вы видим арки, балконы, и отсылку к зданиям из старого красного кирпича, на первых этажах. В благоустройстве дворов (ландшафтный дизайн) аллеи, садовые зоны, и прочее.
Я стараюсь объяснить языком, который поймут многие. Надеюсь у меня получилось. Тут явные черты архитектуры "ампира".
На фото справа, современный комплекс (2023) что называется современным стилем, прямые линии, минимализм, никаких садов и аллей в ландшафтном дизайне, но все что нужно должно быть - площадка, школа, сад. Такой дизайн считается более экономичным и утилитарным. К нему близок модерн, хайтек.
Начну опровержения противников этого стиля: Стиль не основан на историческом времени, часто сделан некачественно и наиграно.
Хочу привести пример с русским стилем в архитектуре, который по сути не является русским и называется иногда "псевдорусским"
Не зря архитектурный стиль называется "псевдорусским" мы видим отсылку к старинным московским теремам, куполам, а по сути для своего времени это современное здание с историзмом в архитектуре.
А всё потому что настоящая, старинная русская архитектура выглядит иначе:
А на примере Ярославского вокзала, где мы видим здания из красного кирпича и белого камня, старинные своды, деревянное зодчество?
Их нет.
За прошествием времени, мы забываем, что тот же Ярославский вокзал выглядел бы как современный капром. Здание огромной территории, лишь частично напоминает старинный русский стиль архитектуры, разве это не фальшиво? В чем обвиняют капром.
Забыл, точно. Когда прошло сто лет с постройки как минимум, это больше не считается фальшивым, безвкусным и китчевым стилем.
Понимаете к чему я веду, верно?
Не факт, что сегодняшний капром таким не будет.
Все эти современные здания с башнями, этот "ненавистный" торговый центр "наутилус" в Москве или дом-яйцо, будут восприниматься совсем по другому. Также как сейчас Ярославский вокзал, построенный давно, выдающимися архитекторами.
И не факт, что они были выдающимися на момент 1905 года. Современники всегда видят мир иначе. И строителя эйфелевой башни не видели таковым, ни поэта Пушкина, не видели великим поэтом в будущем. И капром не видят на сегодняшний день приемлемым стилем архитектуры.
Капром - это современное ответвление ампира, получившее популярность в России в 2000-2010 годах, как продолжение настоящего ампира, в стиле которого построены, например, сталинские высотки.
Забавно то, что русский ампир в Москве называют - сталинской архитектурой, а младшего брата ампира, капром - лужковской архитектурой.
Но влияние на Москву капром сделал не сильное, все таки это исторический город, где кроме этого сохранялась в большом количестве и сталинская архитектура, и дореволюционная. А вот некоторые города, которые сегодня выбились буквально "из грязи в князи" и сегодня являются четвертым туристическим центром после Москвы, Петербурга, Краснодарского края. Казань - полностью капромный город.
Если вспомнить Казань 1980 года, это абсолютно серый безликий город с вкраплениями исторический застройки. С 1990 года, в городе стали восстанавливать старые здание и строить новые:
Казань сегодня - это настоящая столица капрома. Доминантные здания и дворцы, построенные в нулевых в центре города определяют его панораму, и смотрятся вполне не плохо, с чем согласятся миллионы туристов посетившие город.
К сожалению, времена излишества нулевых уже прошли, капром был последней каплей, теперь никто не стремиться выделиться и создать объект архитектуры, безликие коробки и девелоперы в попытке занять и продать больше площадей правят миром. Ушли в прошлое подражание старинным образам, имитацией ампира и величественной архитектурой, многие уже в 2025 это давно поняли и больше не говорят, и не пишут злых статей в сторону капрома, ибо поняли что такого больше не будет.