Найти в Дзене
CYBERSPORT.RU

Все студии и все игры после Disco Elysium — кто и как занимается производством «духовной наследницы» хита

Disco Elysium была слишком большой и влиятельной игрой, чтобы остаться единственной в своём роде. В последнее время в сети всё чаще стала появляться разрозненная информация о духовных и стилистических наследницах этой RPG. Давайте соберём все крупицы воедино и разберёмся, что это за игры, каких стоит ждать, а какие, скорее всего, останутся лишь в фанатских мечтах. Чтобы понять количество разномастных студий, под эгидой коих анонсируются игры от авторов Disco Elysium, стоит вспомнить ключевой момент, из-за которого и произошла волна производства наследников. Изначально было эстонское объединение под названием ZA/UM, которое состояло непосредственно из идейного вдохновителя игры Роберта Курвица и его ближайших единомышленников. Именно они начиная с 2005 года занимались разработкой той самой игры, которую мы можем сейчас видеть у себя на мониторах. В 2016-м команда Курвица получила первое финансирование и стала независимой студией с офисом в Лондоне. В 2019-м Disco Elysium наконец поступи
Оглавление

Disco Elysium была слишком большой и влиятельной игрой, чтобы остаться единственной в своём роде. В последнее время в сети всё чаще стала появляться разрозненная информация о духовных и стилистических наследницах этой RPG. Давайте соберём все крупицы воедино и разберёмся, что это за игры, каких стоит ждать, а какие, скорее всего, останутся лишь в фанатских мечтах.

Конфликт в ZA/UM

Чтобы понять количество разномастных студий, под эгидой коих анонсируются игры от авторов Disco Elysium, стоит вспомнить ключевой момент, из-за которого и произошла волна производства наследников. Изначально было эстонское объединение под названием ZA/UM, которое состояло непосредственно из идейного вдохновителя игры Роберта Курвица и его ближайших единомышленников. Именно они начиная с 2005 года занимались разработкой той самой игры, которую мы можем сейчас видеть у себя на мониторах. В 2016-м команда Курвица получила первое финансирование и стала независимой студией с офисом в Лондоне. В 2019-м Disco Elysium наконец поступила в продажу. Посыпались награды, деньги, к авторам пришла узнаваемость.

Однако счастье от реализованного проекта было недолгим. В конце 2021 года ключевые творческие деятели: Курвиц, художник и арт-директор Александр Ростов и сценаристка Хелен Хиндпере — покидают ZA/UM, делая акцент на том, что это не их собственное решение. Позже выясняется, что они уличили Ильмара Компуса (CEO, инвестор) в мошеннической схеме: им был куплен контрольный пакет акций без привлечения стороннего капитала. Компус «захватил» студию, используя её же деньги. Курвица и его коллег инвестор оставил не у дел, уволив из ZA/UM. Последовали судебные тяжбы, разбирательства и, как следствие, внутренняя реструктуризация студии с учётом потерянных кадров: немногие из прежней команды захотели остаться и продолжать работу под управлением таких лидеров.

В результате бывшими сотрудниками ZA/UM было основано несколько новых студий, каждая из которых в данный момент пытается продолжить то, что однажды удалось Disco Elysium. Так появились Longdue, Dark Math Games, Summer Eternal, Red Info, и, конечно же, осталась ZA/UM.

Студия: ZA/UM.

Игра: PROJECT [C4] или Zero Parades.

Официальный арт к игре Zero Parades   📷
Официальный арт к игре Zero Parades 📷

Кто перешёл в команду после работы над Disco Elysium: Джастин Кинан (писатель и нарративный дизайнер), Каспар «Каспаров» Тамсалу (арт-лид), Тынис Хаавел (продюсер), Эдуардо Рубио (аниматор), Антон Вилл (арт-директор), Сийм «Космос» Синамяэ (эпизодический автор).

Дата релиза: 2026 год.

Скриншот из трейлера игры Zero Parades   📷
Скриншот из трейлера игры Zero Parades 📷

Довольно очевидно, что ZA/UM первой из многих сумела выдать нечто похожее на игру, да ещё и в наиболее близком к релизу состоянии. Причин у такого первенства большое множество. Во-первых, гораздо большее количество ресурсов, чем у остальных создателей Disco Elysium. В команде ZA/UM остался как минимум Тынис Хаавел — исполнительный продюсер Disco Elysium. Благодаря ему и той финансовой схеме, которую они провернули с Ильмаром Компусом, контрольный пакет акций и некоторая часть интеллектуальных прав остались внутри компании. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы поддержать оставшихся сотрудников (в числе которых, например, Эдуардо Рубио и Джастин Кинан), а также нанять новых на недостающие позиции. Во-вторых, по сравнению с корпоративной культурой, которую продвигали Курвиц и команда, производство стало более структурированным, контролируемым, ориентированным на результат. Меньше творчества, но и меньше распыления. Ведь если раньше у руля стоял Роберт Курвиц, который начинал с создания скорее культурной группировки, чем студии разработки, то теперь управление компанией перенял человек-бизнесмен, знакомый с индустрией массовых ААА-продуктов, — Эдвард Томашевски (президент ZA/UM с ноября 2022 года).

Скриншот из трейлера игры Zero Parades   📷
Скриншот из трейлера игры Zero Parades 📷

На данный момент известно не то чтобы много, но уже достаточно, чтобы сформировать некоторое мнение об игре. Итак, главный герой теперь героиня — шпионка Хершел Уилк, чьё касание превращает всё в пепел. Она измотана и, возможно, проклята. Пять лет назад Хершел привела свою команду к краху, и с тех пор былые ошибки не дают ей покоя. Теперь протагонистка получила таинственное задание, а вместе с ним — шанс доказать, что для неё не всё кончено. В общем, сюжетно это нечто будто вдохновлённое сериалом «Медленные лошади», в котором бывшие члены разведки стараются восстановить своё доброе имя.

Скриншот из трейлера игры Zero Parades   📷
Скриншот из трейлера игры Zero Parades 📷

Судя по трейлеру, игра стилистически и технически максимально приближена к Disco Elysium: сохранена изометрия, механика скилл-чеков, художественное воплощение. В дискуссиях о ключевых различиях между Disco Elysium и Zero Parades разработчики акцентируют внимание на особой системе давления, которая влияет на физическое и психологическое состояние главной героини. Можно будет отследить, как выборы игрока влияют на приобретаемые навыки — ходят слухи, что за выборы, противоречащие идеологии персонажа, можно будет получить штраф. Действия могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия, и игроку нужно будет выбирать, что он хочет прокачать, а что — подавить, ради приобретения особых бонусов.

Студия: Dark Math Games.

Игра: Tangerine Antarctic (ранее — XXX Nightshift).

Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic   📷
Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic 📷

Кто перешёл в команду после работы над Disco Elysium: Тимо Альберт (графика, арт-лид), Каур Кендер (исполнительный продюсер и один из инвесторов ZA/UM), Арго Туулик (временно).

Дата релиза: не анонсирована

Dark Math Games — небольшая студия, сформированная Тимо Альбертом — моушен-дизайнером, который работал над Disco Elysium, уже знакомым нам Кауром Кендером (хотя формально он ушёл в отставку, оставив на посту директора своего брата Хейти Кендера). В команде около 20 девелоперов, примерно половина из которых — старая команда ZA/UM.

Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic   📷
Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic 📷

Действие игры разворачивается в 2086 году на горнолыжном курорте в Антарктике. Мы играем за оперативника патруля, расследующего преступление вместе с напарником, «и только от вас зависит, как вы проведёте свои полярные ночи: раскрывая ужасные убийства, разбивая священные сердца или просто убивая время», — гласит описание игры.

Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic   📷
Скриншот из трейлера игры Tangerine Antarctic 📷

Судя по трейлеру, тайтл напоминает Disco Elysium, но под научно-фантастический сеттинг. Однако недавно было принято решение изменить и название, и визуальный стиль игры. Теперь это Tangerine Antarctic (под стать названию отеля, в котором и происходит основное действие), а привычная для Disco Elysium изометрия превратилась в RPG с камерой от третьего лица. При этом разработчики по-прежнему обещают проработанный нелинейный детективный сюжет и необычную ролевую систему. И, конечно же, гораздо больше веселья, чем было в депрессивной истории про Гарри Дюбуа.

Студия: Longdue.

Игра: Hopetown.

Скриншот из трейлера игры Hopetown   📷
Скриншот из трейлера игры Hopetown 📷

Кто перешёл в команду после работы над Disco Elysium: Арго Туулик (временно), ​​Мартин Луига (сценарист, создатель персонажей), Пётр Соболевски (геймплейные механики).

Дата релиза: 2028 год.

Скриншот из трейлера игры Hopetown   📷
Скриншот из трейлера игры Hopetown 📷

Самое интересное в создании данной компании — её учредитель. Это Риаз Мула — текущий председатель совета директоров Longdue и представитель её инвесторов. В 2018 году он был включён в список Forbes Africa 30 Under 30 в категории технологий. Изначально он основатель буткемпов CoGrammar и HyperionDev, именно на эти проекты к нему пришли знакомые нам по Disco Elysium Арго Туулик и Дора Клинджич. Однако долго их сотрудничество не продлилось — Арго уволился, но с определённым скандалом: в его отношении (и в отношении основанной им студии Summer Eternal) вступил в силу судебный запрет на разработку вплоть до 1 апреля 2025 года. Среди других создателей хита ZA/UM на официальном сайте числятся Мартин Луига (сценарист, создатель персонажей) и Пётр Соболевски (геймплейные механики). Остальная часть команды: Павел Блащак, композитор «Ведьмака 3», Лэнвал Браун, голос Мартина из Disco Elysium, Бен Бэббит из Kentucky Route Zero, выступающий как соавтор. Деньги на проект собираются на краудфандинговых платформах Kickstarter (сбор закрыт) и IndieGoGo.

Скриншот из трейлера игры Hopetown   📷
Скриншот из трейлера игры Hopetown 📷

Что же это будет за игра? Официальное описание на сайте Longdue гласит: «Это изометрическая CRPG с насыщенным сюжетом, глубокими, разветвлёнными диалогами, проработанными персонажами и непредсказуемым миром. <...> Действие игры разворачивается в шахтёрском городке, балансирующем на грани краха и возрождения. Вы играете за журналиста-изгоя — хаотичного, склонного к саморазрушению провокатора, который раскрывает скрытые истины, разоблачает хрупкие системы и разрушает мир…»

Обещают нечто под названием «психогеографическая CRPG», главная изюминка которой в том, что окружение будет способно изменяться в зависимости от выборов игрока.

Студия: Summer Eternal.

Игра: отсутствует.

Логотип студии Summer Eternal   📷
Логотип студии Summer Eternal 📷

Кто перешёл в команду после работы над Disco Elysium: Арго Туулик, Мартин Луига (временно), Дора Клинджич (сценарист), Ольга Москвина (писатель), Анастасия Иванова (бывший старший концепт-художник в ZA/UM), Майкл Освелл (бывший графический дизайнер в ZA/UM).

Дата релиза: отсутствует.

Бывший сценарист Disco Elysium Арго Туулик анонсировал собственную студию Summer Eternal, подтвердив, что она тоже работает над RPG. Summer Eternal — это пока скорее собрание обозлившихся на систему людей, чем компания по производству видеоигр. Её кооперативная структура разрабатывается в партнёрстве с Институтом экономической демократии в Словении, главным принципом выводится, что «каждый работник — член совета директоров», что в общем и целом представляет собой горизонтальное экономическое устройство структуры. Однако пока всё это существует лишь в виде манифеста: Summer Eternal Ltd, зарегистрированная в Лондоне, принадлежит Арго Туулику, и он в ней единоличный директор и владелец 100% акций.

Логотип студии Summer Eternal   📷
Логотип студии Summer Eternal 📷

Так как Туулик находился под судебным запретом до 1 апреля 2025 года и не мог ничего делать до этой даты (тот самый конфликт с Longdue), можно сказать, что Summer Eternal начала активную деятельность практически пару месяцев назад. Так что ожидать релиза пока не приходится, но новостей — вполне себе.

Студия: Red Info.

Игра: «Коринфяне».

Кто перешёл в команду после работы над Disco Elysium: Роберт Курвиц (автор), Александр Ростов (художник), Хелен Хиндпере (ключевой автор), Мартин Луйга (временно, перешёл в Longdue).

Дата релиза: отсутствует.

Скриншот из игры Disco Elysium   📷
Скриншот из игры Disco Elysium 📷

В марте 2025 года стало известно, что Курвиц вместе с Хелен Хиндпере и Александром Ростовым основал студию Red Info. Учитывая ситуацию, в которой оказался Курвиц после скандала с СЕО ZA/UM (которому вместе с контрольным пакетом акций перешли и интеллектуальные права), ему ничего не оставалось, кроме как продолжать судиться и начинать работу над совершенно новым проектом. На данный момент Red Info представляет собой наиболее аутентичный набор создателей Disco Elysium. Совместно с этой троицей пакетом акций владеет NetEase (китайский инвестор).

Официально неизвестно, ведёт ли Red Info разработку какой-либо игры. Пока информация исходит лишь из слухов — официально никто из деятелей студии не давал интервью.

(с) Cybersport.ru - киберспорт и игры, новости, турниры, расписание матчей, рейтинги команд и игроков

VK: https://cybersportru.vk.ru

TG: https://t.me/csru_official