Найти в Дзене
ARTПатруль

Русский итальянец Федор Бруни. Жизнь и творчество

В 1807 году восьмилетний Фиделио Джованни, сын итальянского живописца и реставратора Антонио Бруни, прибывает в Санкт-Петербург. Впоследствии он становится известен как Федор Антонович Бруни, яркий представитель русского классицизма. У мальчика, появившегося на свет в Милане в декабре 1799 года, рано обнаружился талант к рисованию. Первые уроки ему давал отец. В 1818 году, после успешного окончания учебы, юноша не получает академическую стипендию для обучения в Италии, но отправляется туда самостоятельно по настоянию отца. Молодой художник усердно трудится, копируя фрески Рафаэля по заказу Академии, и создает картины на библейские ("Святая Цецилия") и мифологические ("Пробуждение граций") темы. В 1824 году картина "Смерть Камиллы, сестры Горация", написанная в лучших традициях классицизма, приносит ему первую известность и членство в Римской академии художеств. Параллельно он создает превосходные гравюры на сюжеты из "Истории государства российского" Н. М. Карамзина. Через год он жен
Оглавление

В период с XVIII по XIX столетия Российская империя привлекала иностранных художников, архитекторов и скульпторов, которые обогащали отечественное искусство европейскими художественными веяниями. Для многих из них Россия стала вторым домом.

Федор Антонович Бруни
Федор Антонович Бруни

Ранние годы жизни художника

В 1807 году восьмилетний Фиделио Джованни, сын итальянского живописца и реставратора Антонио Бруни, прибывает в Санкт-Петербург. Впоследствии он становится известен как Федор Антонович Бруни, яркий представитель русского классицизма.

У мальчика, появившегося на свет в Милане в декабре 1799 года, рано обнаружился талант к рисованию. Первые уроки ему давал отец.

В десятилетнем возрасте Федор поступает в воспитательное училище при Императорской Академии художеств, а затем переходит в класс исторической живописи.

Творческие достижения юного художника

В 1818 году, после успешного окончания учебы, юноша не получает академическую стипендию для обучения в Италии, но отправляется туда самостоятельно по настоянию отца. Молодой художник усердно трудится, копируя фрески Рафаэля по заказу Академии, и создает картины на библейские ("Святая Цецилия") и мифологические ("Пробуждение граций") темы.

В 1824 году картина "Смерть Камиллы, сестры Горация", написанная в лучших традициях классицизма, приносит ему первую известность и членство в Римской академии художеств. Параллельно он создает превосходные гравюры на сюжеты из "Истории государства российского" Н. М. Карамзина.

«Смерть Камиллы, сестры Горация», Федор Антонович Бруни, 1824
«Смерть Камиллы, сестры Горация», Федор Антонович Бруни, 1824

Лишь спустя десятилетие, в 1828 году, указом императора Николая I молодому художнику назначают стипендию и продлевают его пребывание в Италии на 5 лет. В 1834 году Ф. Бруни удостаивается звания академика.

Семейная жизнь и зрелость

Через год он женится на Анжелике Серни, красивой и хорошо образованной девушке, с которой проживет счастливую и долгую жизнь. Вернувшись с молодой женой в 1836 году в Петербург, Федор Бруни, к тому времени уже профессор, преподает в Академии художеств, много работает над росписью церкви Зимнего дворца. В 1837 году он был в числе трех живописцев, делавших наброски после смерти поэта, и его уникальный рисунок «А. С. Пушкин в гробу» получает широкое признание в России.

Небывалый успех

В 1838 году еще на два с половиной года супруги вновь уезжают в Италию, где мастер плодотворно работает над полотнами на библейские сюжеты («Богоматерь с младенцем, стоящим впереди Нее»). Для Казанского собора художник создает образ «Покров Пресвятой Богородицы». Он дописывает свою самую известную картину «Медный змий», выставленную в 1841 году в Зимнем дворце и получившую высокую оценку и небывалый успех.

«Медный змий», Федор Антонович Бруни, 1841
«Медный змий», Федор Антонович Бруни, 1841

Получив заказ на роспись достраиваемого Исаакиевского собора, Федор Антонович в 1845 году представляет 25 картонов с библейскими сюжетами, двенадцать из которых были выполнены в соборе.

Много сил отдает живописец пополнению коллекции Эрмитажа, так как в 1849 года его назначают хранителем картинной галереи. Заслуги художника были высоко оценены, с 1855 года он становится ректором Академии художеств, которая за время его руководства становится настоящим оплотом классицизма. В 1872 году утверждают его эскизы к росписи Храма Христа Спасителя, но работали по ним уже его ученики.

Федор Антонович Бруни скончался в Петербурге, в 1875 году. Его работы занимают достойное место среди шедевров собраний Государственного Русского музея, Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, какие картины художника знаете вы!