Представляю вашему вниманию обзор сборки модели вертолёта Ми-4 от китайской фирмы Trumpeter в масштабе 1/48.
Прототип
В качестве прототипа был выбран вертолёт Ми-4, который в 2018 году восстановили до лётного состояния на Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ. Изначально вертолёту присвоили регистрационный номер СССР-48973. Позже, в 2024 году, борт был приобретен авиакомпанией ЮТэйр. Вертолёту нанесли современную цветовую схему авиакомпании и присвоили опознавательный знак СССР-29052, который ранее принадлежал другому Ми-4, эксплуатировавшемуся в Тюменском управлении Гражданской авиации.
Используемые дополнения
Для сборки модели были использованы следующие материалы и дополнения:
- Набор фототравления от Eduard.
- Набор 3D-декалей от Eduard.
- Смоляные колёса с эффектом нагрузки от ЭВМ.
- Проволока различного диаметра и припой.
Сборка интерьера
Сборка началась с кабины пилотов, транспортного отсека и двигателя.
Кабина пилотов:
- Пластиковые педали, отлитые вместе с полом, были срезаны и заменены на детали из набора фототравления. На педали были добавлены ремешки.
2. С центральной консоли и приборных панелей был удален рельеф для последующего нанесения 3D-декалей от Eduard.
3. Снизу к полу была приклеена плата фототравления из набора Eduard.
4. На приборную панель сверху был установлен козырёк из фототравления.
5. Перегородка, отделяющая кабину от грузового отсека, была дополнена накладками из фототравления.
6. На внутренние стенки бортов было приклеено металлическое обрамление иллюминаторов, а также добавлены ящики из набора Eduard и проводка по правому борту.
7. Из фототравления и плёнки из набора Eduard были собраны солнцезащитные козырьки.
Двигатель и фюзеляж:
- Решётки капотов двигателя, отлитые в пластике, были вырезаны и заменены на ажурные детали из фототравления.
2. Двигатель был собран согласно инструкции без доработок, так как он практически не виден в собранной модели. Выхлопные патрубки в наборе Trumpeter уже имели рассверленные отверстия.
3. На дверь транспортного отсека были добавлены ручки из фототравления.
Окраска интерьера
Все детали интерьера и двигатель были загрунтованы чёрной грунтовкой Ammo MIG One Shot. В качестве основного цвета интерьера использовалась светло-серая краска AK Real Color RC252 Light Ghost Grey. Двигатель окрашен цветом RC020 Aluminium от Real Color, а его вентилятор — зелёным. Кресла пилотов были окрашены краской RC071 6RP чёрная, а приборные доски и ручки управления — в чёрный цвет. После нанесения глянцевого лака была сделана темная смывка от MIG Production. После нанесения сатинового лака были приклеены 3D-декали на приборные панели. Качество этих декалей немного уступает продукции Quinta Studio, однако технология их применения аналогична. На кресла пилотов были установлены цветные привязные ремни из набора фототравления.
Сборка фюзеляжа и экстерьера
После завершения работ с интерьером, кабина пилотов и двигатель были вклеены в одну из половинок фюзеляжа. Установка потолка грузового отсека потребовала некоторых усилий из-за его наклонного положения. При соединении половин фюзеляжа потребовалось значительное усилие для их стягивания, однако в целом стыкуемость была неплохой. Для предотвращения опрокидывания модели на хвост в носовой отсек было добавлено свинцовое грузило. Хотя инструкция рекомендует 10 г, было использовано немного меньше, чего оказалось достаточно для устойчивости модели. Места для груза в носовой части достаточно много. На основные стойки шасси и хвостовой редуктор была добавлена проводка из тонкой проволоки и припоя. Были собраны несущий и рулевой винты с использованием деталей из набора фототравления от Eduard. На фюзеляже были установлены антенны из фототравления.
Окраска и маркировка
Грунтовка: Фюзеляж и винты были загрунтованы белой грунтовкой Ammo MIG One Shot. Этот цвет был выбран для облегчения нанесения последующих слоев белой краски на верхнюю часть фюзеляжа.
Основные цвета: Верхняя часть фюзеляжа окрашена белой матовой краской Real Colors RC004. Нижняя часть была окрашена жёлтой краской RC007 от Real Colors после маскировки. Затем с помощью масок были нанесены чёрные элементы краской RC001.
Винты и шасси: Лопасти окрашены в нейтрально-серый цвет H53 от Gunze, передние кромки — в выцветший серый RC021 от Real Colors, а законцовки — в красно-белый. Втулки винтов окрашены в стальной цвет H18 от Gunze. Покрышки колёс окрашены цветом H77 Tire Black от Gunze, а диски — белым.
Декали и везеринг: Мелкие детали на фюзеляже были окрашены кистью. После нанесения глянцевого лака была сделана смывка. Декали (регистрационный номер, эмблемы «Аэрофлота» и флаг СССР) были взяты из личных запасов, так как наборные декали от Trumpeter были сочтены скудными. Подходящую надпись «Аэрофлот» на створки найти не удалось. После нанесения сатинового лака на лопасти были нанесены масляные точки.
Финальная сборка: Были приклеены все оставшиеся детали, и натянута антенна сверху фюзеляжа. С помощью пигментов была нанесена копоть на выхлопные патрубки и пыль на колеса, что и завершило сборку модели.
Итоги
Модель Ми-4 от Trumpeter является хорошей основой для сборки. К её достоинствам можно отнести хорошую стыкуемость деталей и наличие внутренней клепки. Однако деталировка модели несколько упрощена: решётки отлиты вместе с пластиком, а фототравление в комплекте отсутствует. Эти недостатки можно исправить с помощью афтермаркета.
Наборные декали для приборной доски рекомендуется заменить на 3D-декали. Пластиковые колёса из набора не имеют эффекта нагрузки и отличаются невысоким качеством, поэтому их стоит заменить на смоляные аналоги.
В целом, модель точно передаёт узнаваемые очертания вертолёта Ми-4. Выбор прототипа был неслучаен — это единственный Ми-4 в России, который на данный момент поддерживается в лётном состоянии. Несмотря на это, его полёты маловероятны из-за сложностей с допуском.
Работа над моделью принесла удовольствие, а яркая ливрея делает её заметной на полке. Модель рекомендуется к приобретению и сборке.