Найти в Дзене
1С:Урок

Выполнение домашнего задания – развитие ответственности у ребенка-школьника или пустая трата вечернего времени?

Каждый вечер в тысячах домов в России повторяется один и тот же сценарий: ребенок угрюмо копается в тетрадках, мама нервно проверяет сообщения в чате, папа недоумевает: «И зачем столько заданий?»

Как учитель, я и сама часто задаюсь вопросом: действительно ли домашняя работа воспитывает ответственность у ребенка или просто крадет у него детство?

Почему домашние задания до сих пор существуют как обязательная часть обучения?

Кратко о том, как было раньше (исторический контекст).

Обязательным элементом обучения домашние задания стали еще в XVI веке.

Великие педагоги спорили об их ценности. Лев Толстой считал, что они «портят вечер ученика», а Константин Ушинский видел в них пользу только при специальной подготовке ребенка.

Современные исследования тоже противоречивы: одни показывают, что домашние задания не улучшают результаты контрольных работ, другие ссылаются, например, на опыт Франции, который свидетельствует, что отмена домашних заданий снижает уровень знаний.

Но ключевой вопрос – не в наличии таких заданий, а в их качестве и цели. Когда пятиклассник три часа, не думая, переписывает упражнения из учебника – это пустая трата времени, а когда второклассник выращивает фасоль на подоконнике и ведет дневник наблюдений – это урок ответственности и познания мира.

Взвесим аргументы «за».

Попытаемся ответить на вопрос: «Как домашнее задание формирует ответственность?»

1. Младший школьник изначально действует под давлением взрослых (мама проверит!). Постепенно, через систематическое выполнение задач, у него включается внутренняя регуляция. Так, ребенок может сам вспомнить, что завтра контрольная работа, и может сам повторить правила.

Исследования подтверждают: такие дети к 4-му классу чаще проявляют интернальную направленность, т. е. они берут ответственность на себя, а не винят внешние обстоятельства.

Такие случаи можно определить как переход от внешнего контроля к самоконтролю.

2. Можно составить план с учетом времени и сложности домашнего задания, например, сложные задания нужно выполнить в субботу утром, а не в воскресенье вечером; подумать и принять конкретные решения, например, выбрать тему для доклада, рассчитать время на задачи; помочь завести дневник достижений и провести самоанализ, например, подумать над тем, что получилось лучше всего.

Такие действия являются полезной тренировкой жизненно важных навыков.

3. Кормление питомца, полив цветов, помощь в планировании семейного бюджета – такие задания из рекомендаций психологов способствуют воспитанию личностных качеств: обязательности, доброты и заботы об окружающих. Все это можно определить как подготовку к реальной жизни.

Полезно рассмотреть и аргументы «против» домашних заданий. Попытаемся дать ответ на вопрос, когда домашнее задание становится токсичным.

1. Домашние задания – это перегрузка и стресс. СанПиН строго нормирует время на выполнение домашних заданий: 1,5 часа – в третьем классе, 2 часа – в пятом. Но если учителя не координируют задания, то ребенок может получить 4 – 5 часов домашней работы. Результат: тревожность, неврозы, отвращение к учебе.

2. Задания типа «Спиши текст», «Подчеркни орфограммы» выполняются формально, без следования чёткому алгоритму; они не способствуют развитию интереса, а напротив – подавляют его. Более того, подобные упражнения порождают лишь иллюзию продуктивной учебной деятельности, поэтому обычно ученик выполняет такие домашние задания машинально, не осознавая смысла и цели работы, что делает обучение неэффективным. Следовательно, можно констатировать подмену целей обучения.

3. Типичный пример смещения ответственности: «Мама, ты сделала мою презентацию?» Если взрослые постоянно сидят рядом детьми и выполняют домашние задания, то дети привыкают, что контроль – не их зона. Здесь наблюдается родительское гипервовлечение в выполнение домашних заданий своих детей.

Рассмотрим «золотую середину», т.е. принципы осмысленных домашних заданий.

Принцип № 1. Учёт возрастных особенностей и возможностей.

– 1 – 2 классы: ежедневные занятия длительностью 20 – 30 минут плюс несложные бытовые поручения.

– 3 – 4 классы: 1 час занятий ежедневно плюс небольшие творческие проекты.

– Средняя и старшая школы: помнить, что у школьников много разных предметов и учителей, поэтому избегать перегрузки однообразными заданиями одного предмета.

Принцип № 2. Выбор и творчество.

Предлагаю ученикам на выбор дополнительные задания не ради дополнительной оценки, а ради самовыражения и проявления ответственного подхода: написать доклад по теме; выполнить проект по желанию; сочинить стихотворение по рассказу из учебника; поупражняться в интерактивном онлайн-тренажёре или изучить аудиолекцию на образовательном портале «1С:Урок»: «1С:Урок» - Библиотека интерактивных материалов.

Принцип № 3. Домашние задания для закрепления знаний.

Задача домашней работы – обеспечить повторение и закрепление пройденного материала, поскольку без регулярных повторений информация быстро забывается (эффект кривой забывания, открытый Германом Эббингаузером). Домашние задания помогают преодолеть эту проблему, позволяя ребенку осознанно повторить и углубить полученные знания.

Таким образом, выполнение заданий дома должно помогать усваивать и повторять изученное, а не служить наказанием или лишней нагрузкой.

Домашнее задание – это как нож: может навредить, а может спасти, оно развивает ответственность, когда:

– соответствует возрасту и интересам;

– имеет четкую цель («зачем?»);

– дает ребенку пространство для самостоятельности;

– подкрепляется цифровыми ресурсами (например, материалами Библиотеки «1С: Урок» для интерактивных экспериментов).

И если сегодня ребенок не справился с домашним заданием, но честно пытался его выполнить, то это тоже урок ответственности, которая рождается не только в успехах, но и в умении признать: «Я пока не справился, но попробую снова».

P.S. Родителям на заметку!

Если вечер с уроками превращается в битву – лучше остановитесь и напишите учителю: «Мы не успели. Давайте обсудим, как помочь ребенку». Часто это намного полезнее, чем испорченные отношения, слезы ребенка. Только не злоупотребляйте этим, используйте в исключительных случаях.

---

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов.