В советскую эпоху практически в каждой гостиной можно было увидеть один и тот же элемент «декора»: телевизор, накрытый накидкой — вязаной, кружевной или просто тканевой. Притом кто-то накрывал экран полностью, а кто-то частично. Для современного человека эта традиция может показаться странной, однако за ней стоял целый комплекс практических и социальных причин, которые были хорошо понятны каждому советскому человеку.
Практичная защита дорогой техники
В первую очередь, накидка на телевизоре выполняла сугубо утилитарную функцию. Телевизор в СССР был не просто развлечением, а настоящей гордостью семьи, дорогостоящим и дефицитным приобретением, которое берегли как зеницу ока.
Одной из главных практических причин была защита от пыли. Корпуса советских телевизоров, таких как «Рекорд» или «Горизонт», имели много вентиляционных отверстий на задней панели и сверху. Пыль, проникая внутрь, могла оседать на электронных компонентах: лампах, платах, конденсаторах — и приводить к перегреву и последующей поломке устройства. Регулярная чистка внутренностей телевизора была нетривиальной задачей, поэтому проще было предотвратить попадание пыли, накрывая аппарат тканью в то время, когда им не пользовались.
Также существовало мнение, что если экран не будет запыленным, то уменьшится так называемый озоновый запах, хотя к пыли это не имеет никакого отношения.
Существовало и широко распространенное убеждение, что кинескоп нужно беречь от солнечных лучей. Считалось, что прямые лучи солнца, попадая на экран, приводят к выгоранию люминофора — специального состава, который наносился на внутреннюю поверхность стекла и светился под воздействием электронного луча. Выгорание люминофора проявлялось в виде устойчивых теней или пятен на изображении, что ухудшало качество картинки. Инструкции по эксплуатации некоторых моделей телевизоров действительно рекомендовали устанавливать их в затемненном месте, что было не всегда возможно в малогабаритных квартирах. Накрывание телевизора тканью становилось простым бытовым решением этой проблемы.
Кроме того, ткань защищала дорогой лакированный или пластиковый корпус от царапин и сколов. Зачастую поверхность телевизора использовалась как полка для демонстрации других ценных вещей: статуэток, вазочек, часов или иных декоративных элементов. Чтобы уберечь «лобик» аппарата от царапин, его и застилали тканью.
Символ домашнего уюта и социальный маркер
Практическая функция была лишь одной стороной явления. Накрытый телевизор был мощным символом домашнего уюта, порядка и достатка, который создавался и поддерживался советской женщиной-хозяйкой.
В условиях тотального дефицита и унификации быта, когда мебель в квартирах была одинаковой, а интерьеры типовыми, именно такие мелкие детали позволяли персонализировать пространство, сделать его теплым и «своим». Кружевная накидка, часто связанная или вышитая своими руками, мгновенно смягчала необычный на то время облик телевизора, вписывая его в домашнюю атмосферу. Она была элементом «обстановки», таким же, как ажурные подзоры на кроватях или подобные украшения на спинках диванов и комодах.
Этот предмет также был демонстрацией мастерства и вкуса хозяйки. Изысканная, аккуратно выполненная накидка ручной работы показывала гостям, что в доме живет умелица, которая следит за чистотой и уютом. За этим стояла целая эстетика: ткань нужно было выбрать самую красивую, следить, чтобы она всегда была чистой, и аккуратно расположить — сложенной уголком или строго по центру. Таким образом, эта, казалось бы, мелочь становилась важным социальным маркером, говорящим о статусе и благополучии семьи.
Мифы и заблуждения
Любое массовое явление обрастает мифами, и традиция накрывать телевизоры — не исключение. Со временем возникли и стали передаваться из уст в уста различные, порой забавные, объяснения.
Один из самых популярных современных мифов — это следствие «теории заговора». Некоторые полагают, что советские люди закрывали экраны из-за подсознательного или даже осознанного страха перед «всевидящим оком» государства. Телевизор, как главный рупор пропаганды, мог ассоциироваться с инструментом слежки, и ткань якобы символически защищала частную жизнь семьи от посторонних глаз. В реалиях советского времени такое объяснение встречалось крайне редко, но все же имело место быть. Видимо, люди могли полагать что выключенный телевизор каким то образом может подсматривать, а включенный показывать. Но этот миф не был распространенным.
Моя бабушка сшила целый чехол для телевизора в 90-е накрывала ТВ полностью. С ее слов не только от пыли, но и от «бесиков», потому что то, что показывали по телевизору в 90-х для пожилого человека порой было дикостью. Цензуры практически не было и она боялась вообще его включать особенно вечером. Даже выключенный ТВ она считала опасным.
Другое распространенное заблуждение, которое сегодня вызывает улыбку у технических специалистов, — это вера в «магические» свойства ткани. Некоторые искренне считали, что накидка не просто защищает от пыли, но и каким-то образом экранирует телевизор от электромагнитных помех или даже улучшает прием сигнала. Конечно, ажурное кружево физически не могло выполнять такие функции, но это убеждение прекрасно иллюстрирует то почти мистическое отношение, которое сложилось у людей к сложной и не до конца понятной им технике.
Возрождение традиции в современном мире
Интересно, что эта, казалось бы, ушедшая в прошлое традиция недавно получила неожиданное продолжение. В Китае появилась мода на декоративные чехлы и накидки для современных телевизоров и компьютерных мониторов.
Производители предлагают огромный выбор моделей из различных тканей, с кружевными элементами, бантиками и бусинами. Одни накидки закрывают только верхнюю панель, другие — углы, третьи представляют собой полноценные чехлы, которые можно полностью опустить на экран плазмы. Для кого-то это — ностальгический ретро-тренд, способ добавить в интерьер немного тепла и «домашности». Для других — практичное решение, позволяющее защитить глянцевый экран дорогого телевизора от пыли и царапин, особенно в доме, где есть дети или домашние животные.
Таким образом, простая ткань на советском телевизоре была гораздо больше, чем просто куском материи. Она объединяла в себе рациональную заботу о дорогой технике, эстетическое стремление к уюту и тонкий социальный сигнал. Это был немой, но красноречивый символ целой эпохи, в которой бытовые практики тесно переплетались с культурными кодами, понятными каждому.
Поставим лайк всем бабушкам и старым пузатым телевизорам?