Появилась, скорее всего, в послевоенное время, одновременно с началом эксплуатации в её окрестностях песчаного карьера. По крайней мере, уже в расписании движения пригородных поездов 1954 года указано, что "П. № 704 имеет одноминутную остановку в карьере Приветненское". А вот на финской карте 1930-х г.г. в этом месте никакого остановочного пункта не обозначено. Небольшой посёлок рядом с платформой 72 км так и называется - Приветнинский Карьер. Железнодорожный подъездной путь к карьеру начинался на отметке 71 км 9 пк, где отчётливо видна уходящая в лес насыпь. Пост примыкания был организован чуть ближе к Приветненскому (71 км 7 пк) - именно тут насыпь существующей ж.д. линии становится расширенной. Место обустройства примыкания было выбрано неслучайно. Здесь в 1930-е г.г. финнами был построен небольшой боковой путь, вероятно, в военных целях. Советские железнодорожники использовали оставшуюся от этого пути насыпь для укладки стрелочных переводов поста примыкания. Примерно тогда же в пригородных расписаниях название остановочного пункта "Платформа 72 км (карьер)" изменилось на просто "Платформа 72 км".
В дальнейшем, точка примыкания карьерной ветки по технологическим соображениям дважды передвигалась ближе к станции Приветненское. Сначала - на отметку 70 км 10пк / 71 км 1 пк, это произошло приблизительно в 1952-м году или чуть позднее, что подтверждается исправлением, внесённым в схемплан станции Приветненское от 1 августа 1952 года, прилагаемый к Технико-распорядительному акту (ТРА) этой станции.
Затем, предположительно в 1960-е г.г. точка примыкания была перенесена на 70 км 5 пк, наподалёку от места, где в начале 1990-х г.г. появился новый остановочный пункт "Платформа 70 км". Документальных подтверждений существованию этой точки примыкания пока найти не удалось, но имеется ряд фотографий, сделанных на местности, которые не оставляют сомнений в наличии такой точки (см. описание "Форт Ино").
Долгое время на 72 километре была самая обычная посадочная платформа - слой песка, ограниченый со стороны ж.д. пути барьером из деревянных шпал. В 2011 году она была отремонтирована с укладкой тротуарной плитки. Для удобств пассажиров, ожидающих поезда, здесь есть только деревянная скамейка.
24 октября 2024 года приказом ОАО РЖД №74 наименование остановочного пункта 72 километр было изменено на «Приветнинский Карьер», согласно названию посёлка, находящегося рядом с пассажирской платформой.
В публикации используется материалы с сайта:
Продолжение следует ...