Найти в Дзене
Лесной романтик.

Приветнинский Карьер (бывш. Платформа 72 км) (История Большой Приморки)

Появилась, скорее всего, в послевоенное время, одновременно с началом эксплуатации в её окрестностях песчаного карьера. По крайней мере, уже в расписании движения пригородных поездов 1954 года указано, что "П. № 704 имеет одноминутную остановку в карьере Приветненское". А вот на финской карте 1930-х г.г. в этом месте никакого остановочного пункта не обозначено. Небольшой посёлок рядом с платформой 72 км так и называется - Приветнинский Карьер. Железнодорожный подъездной путь к карьеру начинался на отметке 71 км 9 пк, где отчётливо видна уходящая в лес насыпь. Пост примыкания был организован чуть ближе к Приветненскому (71 км 7 пк) - именно тут насыпь существующей ж.д. линии становится расширенной. Место обустройства примыкания было выбрано неслучайно. Здесь в 1930-е г.г. финнами был построен небольшой боковой путь, вероятно, в военных целях. Советские железнодорожники использовали оставшуюся от этого пути насыпь для укладки стрелочных переводов поста примыкания. Примерно тогда же в пригородных расписаниях название остановочного пункта "Платформа 72 км (карьер)" изменилось на просто "Платформа 72 км".

Платформа 72 км. Вид со стороны Приветненского
Платформа 72 км. Вид со стороны Приветненского

В дальнейшем, точка примыкания карьерной ветки по технологическим соображениям дважды передвигалась ближе к станции Приветненское. Сначала - на отметку 70 км 10пк / 71 км 1 пк, это произошло приблизительно в 1952-м году или чуть позднее, что подтверждается исправлением, внесённым в схемплан станции Приветненское от 1 августа 1952 года, прилагаемый к Технико-распорядительному акту (ТРА) этой станции.

Платформа 72 км. Вид со стороны Местерьярви
Платформа 72 км. Вид со стороны Местерьярви

Платформа 72 км. Вид в сторону Местерьярви
Платформа 72 км. Вид в сторону Местерьярви

Затем, предположительно в 1960-е г.г. точка примыкания была перенесена на 70 км 5 пк, наподалёку от места, где в начале 1990-х г.г. появился новый остановочный пункт "Платформа 70 км". Документальных подтверждений существованию этой точки примыкания пока найти не удалось, но имеется ряд фотографий, сделанных на местности, которые не оставляют сомнений в наличии такой точки (см. описание "Форт Ино").

Фрагмент финской карты 1932 г. Боковой путь на 71 километре
Фрагмент финской карты 1932 г. Боковой путь на 71 километре

Долгое время на 72 километре была самая обычная посадочная платформа - слой песка, ограниченый со стороны ж.д. пути барьером из деревянных шпал. В 2011 году она была отремонтирована с укладкой тротуарной плитки. Для удобств пассажиров, ожидающих поезда, здесь есть только деревянная скамейка.

24 октября 2024 года приказом ОАО РЖД №74 наименование остановочного пункта 72 километр было изменено на «Приветнинский Карьер», согласно названию посёлка, находящегося рядом с пассажирской платформой.

В публикации используется материалы с сайта:

Зеленогорск СПб: История и современность

Продолжение следует ...

Озера
3391 интересуется