Что связывает ракетостроителей Третьего рейха, венгерских солдат, беглых крестьян и летучих мышей в самарских горах? Двухдневный поход через Сокольи горы к пещере Братьев Греве оказался не просто прогулкой на природе, а путешествием вглубь истории.
День первый. Начало маршрута
Проводив уезжающую «Ласточку» со станции Старосемейкино, мы с Настей начинаем наш маршрут через Сокольи горы к пещере Братьев Греве, расположенной на берегу Волги.
Западнее железнодорожной платформы висит указатель «Мордова поляна» — нам туда. Затяжной подъём под сухой шелест опавших листьев, пахнущих влажной землёй и прелью даётся легко. По сети грунтовых дорог мы доходим до самой Мордовой поляны, но решаем продолжить путь дальше. Заглянем сюда на обратной дороге.
От поляны начинается туристическая трасса лыжной базы «Чайка». Только вот облюбовали её не туристы, а адепты покатушек на эндуро и квадроциклах. За обсуждением и осуждением этих личностей мы с Настей не замечаем, как добираемся до посёлка Управленческий. Переходим Красноглинское шоссе, закупаемся водой и перекусом в местном «Перекрёстке».
Минуем спортивный корпус «Чайка» и сквер им. академика Кузнецова. Через гаражи начинаем спуск в Коптев овраг.
Научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова
На одном из склонов виднеется Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова, основанный в 1946 году. А непонятные развалины на фото — это корпус со стендами для испытания турбореактивных двигателей. Вид напоминает кадры из постапокалиптической игры.
Есть легенда, что именно сюда после капитуляции Германии привезли немецких учёных Третьего рейха, принимавших участие в конструировании баллистической ракеты «Фау-2».
Стоит упомянуть интересный документальный фильм 2001 года «Ракета, пришедшая с холода». Картина повествует о ракетных двигателях особого «закрытого типа» НК-33, сконструированных С. Кузнецовым, которые первоначально предназначались для советской пилотируемой лунно-посадочной программы.
Несмотря на то, что «западные учёные считали эту технологию невозможной», а СССР невозможное воплотил в жизнь, гонку мы проиграли — программа была свёрнута. В самом начале фильма можно увидеть кадры восточной стены комплекса им. Н. Д. Кузнецова.
Мемориал Венгерским военнопленным
Быстрый спуск в Коптев овраг сменяется затяжным подъёмом на противоположный склон. На перекрёстке Настя настаивает на посещении памятного мемориала венгерским военнопленным.
После Отечественной войны часть объектов в Самарской области возводилась немецкими, австрийскими и венгерскими военнопленными.
Венгерские военнопленные — это в основном солдаты II Венгерской армии, воевавшие на стороне Германии. Зимой 1942-1943 гг. под Воронежем эта армия понесла критические потери в людях и технике, так и не смогла оправиться до конца войны. Гибель армии мадьяров вошла в историю Венгрии под названием «Воронежское бедствие».
Существуют многочисленные свидетельства злодеяний венгерских солдат и офицеров на оккупированных территориях СССР, поэтому есть легенда, что генерал Ватутин отдал негласный приказ «мадьяр в плен не брать». Правда это или нет, но в ходе Острогожско-Россошанской операции из 200-тысячной венгерской армии домой смогло вернуться только 3 тыс. офицеров и 61 тыс. солдат и младших командиров. В плен было взято 28 тыс. венгров.
Подробнее о ходе сражения можно прочитать в статье историка Алексея Исаева «Катастрофа сателлитов рейха на Дону: участь венгров в Острогожско-Россошанской операции»:
По соглашению между правительствами РФ и Венгрии об увековечении памяти павших, а также согласно Женевской конвенции, солдаты имеют право на достойные места упокоения.
Можно перечитывать Бориса Васильева и Ремарка, но когда видишь всё это воочию — чувства совершенно другие.
Мы с Настей сворачиваем с наезженной просеки на заросшую грунтовую дорогу, минуем развалившийся шлагбаум и попадаем на территорию мемориала.
Столбики, которые раньше располагались по периметру, разрушены. По левую сторону от гранитной плиты видны старые провалы в земле.
Сбились с пути
Возвращаемся на первоначальный маршрут и продолжаем путь по дороге в сторону скандальной дачи местного бизнесмена. Сейчас хозяин, входивший в топ богатейших олигархов страны, находится в розыске и проживает в ОАЭ на островной вилле. Суд признал дом самовольной постройкой, подлежащей сносу, но почему-то строение до сих пор не тронуто.
Сворачиваем с дороги на тропинку, идущую по дну оврага в направлении Волги. Здесь, на узкой дороге, мы встречаем двух эндуристов, которые встали на пути, и один из них обсуждал неотложные вопросы бизнеса по телефону. Чтобы их обойти, пришлось встать ногами на заднее колесо одного из байков.
Пропустив подъём на левый склон оврага, мы попадаем практически на берег Волги. Навигация сбоит, показывая, что мы с Настей находимся в районе Новокуйбышевска.
Вместо того чтобы вернуться немного назад, по бездорожью и бурелому берём высоту в лоб. А вот и тропинка, ведущая к стоянкам над пещерой Братьев Греве и горой Барсук.
Стоянка «Шестёрка» оказалась занята, поэтому мы после недолгого совещания разбили лагерь на поляне.
Табличка на камне напоминает, насколько здешние обрывы обманчивы и могут быть опасны даже для опытных альпинистов.
Продолжение - во II части: