В первой части мы с Настей добрались до лагеря у горы Барсук, миновав мемориал венгерским военнопленным и таинственные постапокалиптические пейзажи НТК им. Кузнецова.
А теперь — самое интересное: спуск в пещеру.
Пещера Братьев Греве
Вечереет, мы начинаем крутой спуск к пещере. На большей части маршрута кто-то провесил перила, что очень облегчает дорогу.
А вот и вход, представляющий собой большой грот. Под шум, издаваемый крыльями многочисленных летучих мышей, мы переодеваемся, утепляемся, достаём фонари и упаковываем оборудование в мешки.
Проходим завал из камней, металлическую раму, вмурованную в скалу, — здесь перемещаться можно только на четвереньках. Пахнет сырой глиной и холодным камнем. Узкий лаз влево — нужно изображать червяка, чтобы продвинуться дальше: сжаться в комок и протиснуться в узкую щель в полной темноте.
Вот этот самый лаз, больше известный как «шкурник». Здесь, в Самарской области, среди спелеологов он является непогрешимым мерилом «спелеологической скуфости».
Сейчас расскажу, как это работает. Чтобы понять, «оскуфился» человек или нет, нужно попытаться пролезть через этот «шкурник». Если застрял — значит, прежде чем отправляться в сложные пещеры, нужно поработать над собой. Если пролез — всё отлично, можно и дальше есть всё подряд, не считая калории.
Преодолеваем сеть лазов и гротов — и вот мы в большом зале примерными размерами 30х14х6 метров. Он завален каменными глыбами, поэтому его называют «Обвальным».
Весь путь мы проползли с тремя баулами — фотоаппарат, штатив, освещение. Я лез первым, Настя подавала мне груз, я принимал его, потом лезла она.
Это самый простой маршрут для начинающих, на нём сегодня и закончим прохождение пещеры Братьев Греве. Есть более сложные и интересные лазы, куда поклажу протащить не получится.
Расчехляем оборудование, чтобы сделать несколько кадров под недовольное шуршание рукокрылых.
Выходим наружу, когда уже стемнело, спускаемся к Волге, а затем возвращаемся в лагерь ужинать и любоваться Самарой с вершины горы Барсук.
День второй. Возвращение
Утром мы завтракаем, собираемся и ещё раз возвращаемся на горный склон — бросить прощальный взгляд на осенние Жигули. Турист, расположившийся на лавочке, делает несколько снимков с нами и делится ими.
Глядя на фото, можно увидеть, что мы шли ни разу не налегке. Кроме осенних тёплых вещей, в рюкзаках лежит освещение, запасная одежда для вылазки в пещеру, фольгированная гофра и походные свечи длительного горения.
Возвращаемся в посёлок Управленческий по нормальной основной дороге, по туристической трассе лыжной базы «Чайка» подходим к Мордовой поляне.
Мордова поляна
Испокон веков Жигулёвские горы и окрестности были местом обитания вольницы — свободолюбивых и непокорных людей. Здесь, в горах между реками Сок и Волга, в конце XVIII века обосновались беглые крестьяне (в основном мордва), бежавшие от помещиков. Они жили в землянках, занимались охотой, собирательством и рыболовным промыслом. С жителями Самары и окрестных поселений они вели меновую торговлю. Жили дружно, как одна большая семья.
По преданию, после отмены крепостного права жители покинули Мордову поляну и обосновались на новом месте, которое получило название Старосемейкино.
Сейчас о Мордовой поляне напоминает лишь выцветшая табличка с нечитаемым текстом.
Раньше здесь в овраге били родники, но в результате продолжительной антропогенной нагрузки, связанной с вырубкой леса, источники иссякли.
На самой поляне можно обнаружить остатки землянки, которую восстановили, а потом вновь забросили уже в наше время.
Углубившись в лес, мы находим покрытые мхом остатки срубов. Природа отвоёвывает назад свои территории.
В овраге — огромный «ведьмин круг» из грибов. Чуть поодаль следы былых вырубок скрывает сосновая посадка.
Побродив по окрестностям и приготовив кофе, мы с Настей возвращаемся на станцию Старосемейкино, откуда уезжаем в Тольятти на электричке.
А вы бывали в пещере Братьев Греве?