Итак, друзья, как обещала, возвращаюсь с постом-ответом на вопрос «может ли буллинг исходить от учителя и что делать в этом случае».
Сразу оговорюсь, вопрос сложный и щепетильный. Вероятность благоприятного исхода здесь, наверное, даже меньше, чем в случае с буллингом со стороны сверстников. Однако, это не означает, что сделать ничего нельзя.
Сначала давайте определим, что считать буллингом со стороны учителя.
Итак, учитель выбирает себе нелюбимчика. Причины могут быть любые: от бессознательной предвзятости, когда ребенок вызывает раздражение без видимых поводов (то есть причины не осознаются, это может быть связано с вытесненным или амнезированным опытом) до чего-то конкретного, например, социальный статус, внешность, способности, поведение, родители ученика (да-да, раздражать могут родители, а злость будет срываться на ребенке).
Буллинг может иметь явный или скрытый характер. Примеры из моей практики (истории пациентов):
Явный буллинг: учитель открыто насмехается, язвит, занижает оценки, придирается, публично оскорбляет, применяет физические наказания (подзатыльники, удары линейкой, запрет садиться), послания по типу: «Ты тупая дура. Как обычно, делаешь все не так. Никуда выше ПТУ не попадешь».
На моей практике, кстати, девочки больше подвергались буллингу со стороны учителей по сравнению с мальчиками. У меня нет официальной статистики на этот счет, это исключительно личное наблюдение. Попробую найти официальные данные.
Скрытый буллинг: учитель выдвигает завышенные требования, постоянно меняет оценочные критерии, применяет двойные стандарты, не дает объяснений по заниженным оценкам, послания по типу: «Ты меня разочаровала», «От тебя я такого не ожидала», «Как ты можешь этого не понимать».
Несмотря на кажущуюся жесткость первого варианта, активный буллинг понятнее, честнее, если хотите. Ребенок четко улавливает связку «я для него/нее – плохой, меня за это наказывают». Второй же вариант - неявный, он путает ребенка: то ли я особенный, то ли действительно бестолковый, то ли любимый и оттого ко мне больше требований, то ли дефектный и не соображающий. Подобная спутанность заставляет ребенка приспосабливаться к учителю, улавливать мельчайшие нюансы его настроения, предугадывать часто противоречащие друг другу действия и ожидания, а в случае натиска - капитулировать и подчиняться.
Скрытый вариант, к сожалению, тяжело поддается обнаружению. Ребенок может так этого даже и не воспринимать, думая, что это он постоянно делает что-то не так. Родителям стоит внимательно отслеживать эмоциональный статус ребенка, его настроение, реакции на оценки, мотивацию на учебу, посещение школы в целом, особенно на какие-то конкретные предметы, обсуждать происходящее на занятиях и взаимоотношения с учителями, интересоваться, какие трудности, неприятности испытывает ребенок на том или ином занятии.
В случае же явного буллинга со стороны учителя рекомендуется делать следующее:
Шаг 1: Выслушайте ребёнка
- Убедитесь, что ребенок чувствует себя в безопасности и может рассказывать о происходящем в относительно равновесном состоянии. Если ребенок испытывает сильный стресс, сначала необходимо его успокоить и стабилизировать.
- Задавайте уточняющие вопросы, проявляйте искреннюю заинтересованность.
- Не оценивайте, не обвиняйте, не делайте поспешных выводов, просто слушайте и уточняйте.
- Подчеркните, что вы на его стороне и готовы поддержать при любых обстоятельствах.
- Проанализируйте ситуацию со всех сторон, убедитесь, что ребенок не предпринимает никаких провоцирующих или подстрекательных действий (такое тоже бывает, и здесь мы должны сохранять объективность)
Шаг 2: Документирование фактов
- Запишите подробности инцидента: дату, время, место, участников, свидетелей.
- Сохраняйте любые доказательства, включая записи разговоров, письма или фотографии.
Шаг 3: Обратитесь к администрации школы
- Свяжитесь с директором школы или ответственным лицом.
- Объясните ситуацию подробно и спокойно.
- Предоставьте собранные вами факты и доказательства.
- Предложите мирное решение конфликта, сохранив право обратиться в вышестоящие органы, если конфликт не разрешится.
Шаг 4: Поддерживайте связь с учителем
- Если возможно, организуйте встречу с учителем, чтобы обсудить проблему открыто.
- Не используйте обвинительный тон, не нападайте, старайтесь конструктивно и сдержанно подойти к решению вопроса. Выдержка и хладнокровие – ваше оружие, а не слабость. Помните, что агрессор, нападающий на слабых, внутри - трусливый и слабый ребенок, и он гораздо легче спасует перед сильным и твердым «родителем», чем перед мечущимся истериком.
Шаг 5: Консультация психолога
- Обратитесь к школьному психологу или внешнему специалисту, чтобы оценить эмоциональное состояние ребенка.
- Психологическая поддержка необходима для восстановления самооценки и уверенности ребенка.
Шаг 6: Юридическое сопровождение
- Проконсультируйтесь с юристом, особенно если ситуация серьезна и требует вмешательства правоохранительных органов.
- Рассмотрите возможность подачи жалобы в соответствующие органы образования.
Шаг 7: Постоянный мониторинг
- Регулярно проверяйте состояние вашего ребенка и следите за развитием ситуации.
- Обеспечьте ребенку поддержку дома и среди друзей.
Небольшое дополнение касательно аудио- и видеозаписей. Они могут стать важным доказательством в ситуациях буллинга, однако существуют некоторые нюансы, которые необходимо учитывать: в большинстве случаев закон разрешает запись разговора или действий другого лица только с согласия всех участников процесса. Однако есть исключения:
• Самозащита: если вы записываете действия учителя, направленные против вас или вашего ребенка, такая запись может считаться необходимой мерой самозащиты и использоваться в суде.
• Общественный интерес: если речь идет о нарушении прав несовершеннолетних, власти часто признают правомерность скрытого сбора доказательств.
И помните, что до выяснения всех обстоятельств плохими являются поступки, а не личности, их совершающие. И это одинаково верное правило для всех случаев и всех участников буллинга. Очень важно разобраться в настоящих причинах, а не просто найти поводы, и понять истинную мотивацию, часто скрытую, всех сторон. Подобное не происходит просто так: и жертва, и агрессор, и спасатель – все они не просто случайные участники, они оказались в такой ситуации, имея на это собственные внутренние, зачатую до конца неосознаваемые причины. Возможно, за этими причинами скрывается крик о помощи.