Найти в Дзене
Дом Римеоры

Об одном высказывании о. Андрея Ткачёва

Недавно по некоторым профильным пабликам прошла весть: о. Андрей Ткачёв опять ругал Дарвина и биологов-балаболов! Он сказал, что всё безбожие от того, что люди слишком умные стали! Он тянет нас в тёмное средневековье, а значит науке и религии вместе не жить! О. Андрей Ткачёв регулярно говорит что-нибудь такое, но и источник, "Лентач", не внушал особого доверия. Может быть, они всё переврали? Я прослушал приложенный 50-секундный отрывок из проповеди о. Андрея и понял, что в "Лентаче" его, скорее, пожалели. Потому что за биологами-балаболами в его речи следовали экономисты-безбожники: Адам Смит и Дунс Скот. С первым понятно — как-никак первый человек (в экономтеории). Но вот Дунс Скот. Крупнейший философ-схоласт XIII столетия. Монах-францисканец, причисленный католической церковью к лику блаженных. Лучшего "безбожника" надо было придумать. Таким образом, о. Андрей Ткачёв не только заявил о вреде образования, но и продемонстрировал его на практике. * * * Но поговорим по сути. В чём не пр

Недавно по некоторым профильным пабликам прошла весть: о. Андрей Ткачёв опять ругал Дарвина и биологов-балаболов! Он сказал, что всё безбожие от того, что люди слишком умные стали! Он тянет нас в тёмное средневековье, а значит науке и религии вместе не жить!

О. Андрей Ткачёв регулярно говорит что-нибудь такое, но и источник, "Лентач", не внушал особого доверия. Может быть, они всё переврали? Я прослушал приложенный 50-секундный отрывок из проповеди о. Андрея и понял, что в "Лентаче" его, скорее, пожалели. Потому что за биологами-балаболами в его речи следовали экономисты-безбожники: Адам Смит и Дунс Скот. С первым понятно — как-никак первый человек (в экономтеории). Но вот Дунс Скот. Крупнейший философ-схоласт XIII столетия. Монах-францисканец, причисленный католической церковью к лику блаженных. Лучшего "безбожника" надо было придумать.

Таким образом, о. Андрей Ткачёв не только заявил о вреде образования, но и продемонстрировал его на практике.

* * *

Но поговорим по сути. В чём не прав о. Андрей Ткачёв?

Вера есть движение воли.

Если человек действительно верит в Бога, никакие аргументы науки поколебать эту веру не смогут.

Если человек очень не хочет верить в Бога, никаких особых аргументов ему не нужно. Он возьмёт любой, самый паршивый, а не найдёт — так придумает.

У Иова многострадального были куда более серьёзные основания сомневаться в существовании Бога и Его благости, чем у подавляющего большинства наших неверующих современников. Но он требовал от Бога ответ и получил его.

"Отчаяние Иова". Уильям Блейк.
"Отчаяние Иова". Уильям Блейк.

Есть однако среди людей середина, что не проявляет ни особой веры, ни неверия, но следует за авторитетами. Многие из них слишком заняты выживанием. У других нет способностей или желания заниматься высокими рассуждениями. И таких людей большинство. С ними что делать?

О. Андрей Ткачёв хочет их обезопасить от вредных влияний. Уничтожить в их глазах авторитет новомодных философских веяний и вернуть в лоно матери-церкви.

Он такой не первый. В романе "Братья Карамазовы" Фёдор Михайлович Достоевский излагает, устами одного из своих героев, легенду о великом инквизиторе. Почти весь текст легенды — исповедь инквизитора перед нежданно явившимся в Севилью XV столетия Христом. Текст тяжёлый и путанный, написанный одним абзацем. Так бывает, когда человек пытается в двадцать минут вместить всю свою жизнь. И порицая Христа за неразумие (а он Его именно критикует, если кто не в курсе), инквизитор среди прочего выдаёт то самое рассуждение об опасных играх свободного ума, от которых людей надобно защитить:

Ибо кому же владеть людьми как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их. Мы и взяли меч кесаря, а взяв его, конечно, отвергли тебя и пошли за ним (за сатаной — Rimehora). О, пройдут еще века бесчинства свободного ума, их науки и антропофагии, потому что, начав возводить свою Вавилонскую башню без нас, они кончат антропофагией. Но тогда-то и приползет к нам зверь, и будет лизать ноги наши, и обрызжет их кровавыми слезами из глаз своих. И мы сядем на зверя и воздвигнем чашу, и на ней будет написано: „Тайна!“ Но тогда лишь и тогда настанет для людей царство покоя и счастия. Ты гордишься своими избранниками, но у тебя лишь избранники, а мы успокоим всех. Да и так ли еще: сколь многие из этих избранников, из могучих, которые могли бы стать избранниками, устали наконец, ожидая тебя, и понесли и еще понесут силы духа своего и жар сердца своего на иную ниву и кончат тем, что на тебя же и воздвигнут свободное знамя свое. Но ты сам воздвиг это знамя. У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе твоей, повсеместно. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. И что же, правы мы будем или солжем? Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода твоя. Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: „Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих“.

Старому инквизитору нельзя отказать в прозорливости. За XX столетие мы увидели много видов антропофагии в переносном смысле, а последнее время о ней уже понемногу начинают говорить и в прямом. Опасность, на которую он указывает — реальна. Но каково средство? Инквизитор утверждает, что он успокоит и спасёт всех людей, не только избранников Христовых. Но он неправ: как раз избранников в его царстве не будет. Только счастливое довольное человеческое стадо и лживые пастыри, ищущие не спасения, но оправдания.

"Слепые". Питер Брейгель-старший.
"Слепые". Питер Брейгель-старший.

Стремление познать мир растёт из того же корня, что и стремление постичь Бога. В мире, где отсекается воля, святых не будет. Ибо вера есть движение воли.

Если о. Андрей Ткачёв вдруг прочитает этот текст, он, наверное, обидится. Ведь великий инквизитор исповедует себя как дьяволопоклонника, а отец Андрей не таков! Охотно верю. Вряд ли он додумал свою позицию — за него это сделал Фёдор Михайлович. Но в самих рассуждениях о том, как обезопасить людей, я разницы не вижу.

* * *

Печально, что подобная "забота о духовной безопасности" искажает одну важную интуицию христианства.

Жизнь с Богом превыше познания.

Иов требовал от Бога ответа, а получил утешение. Христос обещал прислать вместо себя Утешителя, а не Объяснителя. Есть многие вещи, о которых родитель говорит ребёнку: "Вырастешь — поймёшь", — но это не значит, что детям не следует задавать вопросов.

Сама забота о. Андрея Ткачёва не вызывает у меня возражений. Разница в методах. Я предпочёл бы взрастить недостающее. О. Андрей хочет отсечь то, что ему кажется ненужным.

Беда в том, что из-за неверно выбранных методов можно потерять цель.