Найти в Дзене
BFM.ru

Дональд Трамп: Турция согласится не покупать нефть из России

По словам президента США, у Анкары есть возможность найти альтернативных поставщиков. Трамп также отметил, что понимает трудности, с которыми для Венгрии и Словакии сопряжен отказ от российской нефти. Индия заявила администрации Трампа, что может снизить закупки российской нефти в обмен на иранскую и венесуэльскую

   Президент США Дональд Трамп.EPA/ТАСС
Президент США Дональд Трамп.EPA/ТАСС

Обновлено в 11:49

Дональд Трамп фактически одобрил дальнейшие закупки Венгрией российской нефти. После разговора с венгерским премьером Виктором Орбаном президент США заявил, что понимает сложности Будапешта, отметив, что у страны нет выхода к морю и других альтернатив. «Словакия в такой же ситуации», — добавил Трамп.

Орбан сказал Трампу, что сохранение сотрудничества с Россией в сфере энергетики является ключевым с точки зрения будущего Венгрии и ее энергобезопасности. Во вторник Трамп заявил, что рассчитывает на отказ Венгрии от закупок российской нефти, и предположил, что Орбан может согласиться на это. Позиции сторон комментирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев директор по исследованиям Института энергетики и финансов

«У Словакии и Венгрии нет особого выхода из этого положения. Они это делают не потому, что особо политически расположены к России. Основная причина — экономическая. У Словакии и Венгрии нет разумной экономической альтернативы на сегодняшний день. ЕС и США не могут пока предложить им альтернативу импорту из России. Даже если организовать поставки из другого источника, в любом случае общая стоимость нефти и газа для Будапешта и Словакии существенного вырастет. Трамп выслушал Орбана и принял это во внимание. Здесь нет перемены позиции, на мой взгляд. Трамп может продолжить требовать отказаться в целом и прекратить импорт из России, в то же время войдет в положение Венгрии и Словакии и будет допускать это исключение, как это делают страны ЕС. На самом деле нужно отделять публичные высказывания Трампа от их действия. Это обычно две большие разницы. Трамп очень много всего говорит, как мы видим, каждый день говорит противоположные вещи. Мало из этого выливается в конкретные действия, поэтому нет, он ничего не разрешал, но он принял во внимание позицию Венгрии и Словакии. Для Трампа это ближайшие союзники в Европе, по крайней мере в Восточной Европе, политически понятные и близкие. В какой-то мере он вообще на них опирается в диалоге с ЕС, поэтому ссориться с Венгрией и Словакией он не хочет. В то же время вряд ли он откажется от общей риторики отстроить требования к ЕС прекратить торговлю с Россией. Это, конечно, с точки зрения внешнего наблюдателя, явное противоречие, но для Трампа, наверное, это все укладывается в более-менее понятную ему устойчивую картину, и все это как-то вместе гармонично выглядит».

Накануне Индия, как писало Bloomberg, заявила администрации Трампа, что может сократить закупки нефти у России, если Вашингтон разрешит закупки у подсанкционных Ирана и Венесуэлы. Там отметили, что одновременное прекращение поставок нефти из России, Ирана и Венесуэлы может привести к резкому росту мировых цен. Индийские НПЗ — крупнейшие в мире переработчики нефти.

Переговоры состоялись после того, как Вашингтон ввел жесткие тарифы против Индии за торговлю нефтью с Россией, но, как отмечается, страна продолжает импортировать российскую нефть, хотя и в меньших объемах. Ситуацию комментирует политолог-американист Малек Дудаков:

Малек Дудаков политолог-американист

«Мы видим довольно любопытную реакцию индийской стороны, которая в ответ на требования Дональда Трампа полностью отказаться от закупок российской нефти попросила администрацию Трампа разрешить Индии на официальном уровне, в обход санкций, закупать тяжелую нефть либо из Венесуэлы, либо из Ирана. Я думаю, что Нью-Дели и правительство Моди отличным образом понимают тот факт, что Соединенные Штаты на это не пойдут, потому что сейчас отношения США и Венесуэлы очень плохие, не зря мы много слышим и видим информации о том, что администрация Трампа, может быть, даже планирует устроить военное вторжение в Венесуэлу, операцию по смене режима. На мой взгляд, это не очень вероятный сценарий, но всем очевидно, что отношения США и Венесуэлы сейчас находятся в крайне низкой точке. То же самое касается и отношений США с Ираном. Переговоры с иранской стороной сейчас зашли в тупик, поэтому здесь, я думаю, администрация Трампа не разрешит Индии закупать на официальном уровне нефть из Ирана, хотя Индия демонстративно показывает, что она готова вести кооперацию с Ираном, строить совместный порт. Думаю, по неофициальным каналам поставки идут, Соединенным Штатам приходится на это смотреть сквозь пальцы. Здесь позиция Индии, на самом деле, очень ловкая, она указывает Трампу на то, что, если вы не готовы, например, разрешить закупать нефть в Венесуэле и в Иране, в таком случае Индия не готова отказываться от российской нефти. Таким образом, Соединенные Штаты оказываются в очередной раз в тупике, из которого они пока не понимают, как выходить. Единственное, они придумали заставить как-то Европейский союз подключиться к большому противостоянию и с Индией, и с Китаем. Но здесь ЕС уже объявил о том, что не готов вводить санкции и тарифы в отношении Индии и Китая, потому что у Европейского союза колоссальный торговый баланс и с Китаем — 800 млрд евро в год, — и с Индией — 120 млрд евро в год. Европейцы не собираются терять эти рынки сбыта. В этой связи Индия практически троллит администрацию Трампа, и делает это вполне успешно».

Трамп заявил, что предполагает, что от российской нефти откажется и Турция. Днем ранее он отметил, что хотел бы этого: «Думаю, если я попрошу его, Эрдоган сделает это, у Турции есть возможность альтернативных поставок». Чего ожидать от Анкары? Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета

«Турция не откажется от опыта российской нефти. Турция и Россия — давние партнеры в сфере нефтяного бизнеса. Есть вопросы о газе. Если уж требовать от Турции полного подчинения американскому давлению, то надо потребовать, чтобы были приостановлены поставки газа в Турцию по газопроводным «Голубому потоку» и «Турецкому потоку». Я думаю, что Турция на это не пойдет, как не пошла на все это дело Индия. Администрация США в конце июля и в августе 2025 года поняла, что не может продавить Индию по данному вопросу, с Турцией будет то же самое. Конечно, будут обещания Трампа постепенно сокращать закупки российских энергоресурсов, может быть, будут обещания, что [Турция] будет больше закупать в Америке, но полного отказа близко не будет. Таких свободных объемов, которые нужно Турции, на рынке не найти. Если жестко отказаться от российской нефти, то возникнет дефицит этой нефти на рынке, будет рост цен. В Турции и так довольно высокие цены на нефтепродукты. В этих условиях Эрдогану не нужен дополнительный рост цен. Тогда логично было бы Трампу еще требовать от Эрдогана оказаться от строительства атомной станции «Аккую», которую реализует российская компания «Росатом». От этого проекта Эрдоган тем более не откажется, если только не случится что-то совсем радикально-негативное в российско-турецких отношениях, чего пока не предвидится. То, что Трамп говорит про нефть и забывает про газ или говорит про нефть и забывает про атом, лишний раз показывает непоследовательность его позиции, либо пусть Трамп выговорится, чем действовать по-настоящему жестко. Есть еще одна интерпретация. Мне кажется, Трамп наконец вспомнил, что есть такая страна, как Турция, которая активно торгует с Россией. Это произошло впервые за несколько месяцев, пока было много разговоров про Китай, Индию, а про Турцию как будто забыли. Вот теперь Трамп об этом вспоминает. Он показывает, что вообще европейцы мало чего делают, а он наконец вспоминает про всех оставшихся торговых партнеров России. Возможно, ему это как раз нужно для того, чтобы перекинуть ответственность на Европу: если Европа ничего особенного не делает против тех стран, то я тоже не буду. Вот захочу, попрошу потом Эрдогана, а захочу, пока не буду. Игра с дистанцированием от данного вопроса и с перекидыванием ответственности на Европу».

Турецкая сторона это пока никак не комментировала. Турция и США подписали меморандум о сотрудничестве в области ядерной энергетики и о стратегическом сотрудничестве в области мирного атома. Турция ведет переговоры относительно двух новых АЭС уже с пятью странами, в том числе с Россией. Причем Анкара уже реализует проект АЭС «Аккую» совместно с «Росатомом».

Ранее министр энергетики США Крис Райт заявил, что Америка вынуждена продолжать закупать обогащенный уран у России из-за нехватки собственных мощностей. Накануне Владимир Путин сообщил, что Россия в 2030 году запустит первую в мире ядерную энергосистему с замкнутым топливным циклом.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»