Владимир Путин сообщил на Глобальном атомном форуме, что ресурсы урана будут исчерпаны в мире к 2090-му году, но это может произойти и раньше, но при том к 2030-му году в Томской области запустят первую в мире ядерную энергосистему с замкнутым топливным циклом, которая позволит решить эту проблему. И это будет хорошо для всего разумного мира, с учетом растущего дефицита энергоресурсов.
На Радио «Комсомольская правда» говорили с Борисом Марцинкевичем, главным редактором онлайн-журнала «Геоэнергетика Инфо».
АТОМ — НАШ!
- Президент России накануне анонсировал запуск революционной разработки в области мирного атома...
- С 2019 года в Северске Томской области началось строительство реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «Брест-300», опытно-демонстрационный. И комплекса проекта «Прорыв». Вообще, «Росатом» идет четко в графике.
- А работать этот реактор начнет когда?
- В 2028-м году. А в 2030-м году полностью начнет работать весь комплекс. Там нет этой логистики: где-то сделали ядерное топливо, откуда-то его повезли, со всеми рисками, после 5 лет в бассейнах выдержки топливо повезли на завод переработки, опять же, со всеми рисками. Все происходит на месте, отходов – ноль.
- А почему 2030-й год?
- Сначала надо загрузить свежее топливо, подождать, пока оно превратится в обогащенное, а после этого включится модуль рефабрикации топлива. Без обогащенного топлива перерабатывать просто нечего. Вот это и будет в 2030-м: в 2028 году начало работы, в 2030 году – начало переработки обогащенного топлива. Тогда состоится замыкание топливного цикла. Из обогащенного топлива будут извлекать несгоревший уран, наработанный там же энергетический плутоний, это смесь сразу трех изотопов. И здесь же, на месте, из него будет производиться топливо, которое опять пойдет в реактор. Безостановочный цикл.
ЦЕНА УРАНА
- А что касается природных ресурсов?
- Есть ресурсы. На сегодня стоимость природного урана – 76-77 долларов за фунт. Будет расти спрос - будет расти цена. Можно будет разрабатывать те месторождения урана, которые сейчас не трогают - слишком дорого извлекать.
- И как скоро такие «мини-АЭС» могут стать на поток?
- Тут все карты на руках у «Росатома», с какой скоростью он будет все это адаптировать. И в руках нашего Ростехнадзора, который внимательно следит за соблюдением всех правил ядерной и радиационной безопасности.
- Опираемся тут только на свои силы?
- Ближайший союзник, который может пойти по этому пути - это Китай, с его тремя атомными корпорациями. Совместные научные разработки у России и Китая идут, будем надеяться, что обо всем договорятся.
- И что, в этих условиях мы сможем еще больше отправлять на экспорт топлива для АЭС?
- Мы не лидеры по поставкам ядерного топлива - мы лидеры по поставкам обогащенного уранового продукта. Это немножко разные степени передела природного урана. Скажем, Казахстан и Узбекистан добывают природную руду. И есть горно-обогатительные комбинаты, которые позволяют «встряхнуть» породу, сделать обогащение самой руды, а на выходе получить уже хороший товар. Следующий этап переработки – химическая операция по «конверсии» урана. Добывается он в виде оксида. Для обогащения по содержанию урана-235, делящегося изотопа, требуется перевести его в соединение с фтором. И вот по обогащению урана, - в этом мы да, лидеры.
- А точнее?
- У нас 41% мирового рынка. Без нас обойтись невозможно. Судя по намерениям «Росатома», он намерен только увеличивать мощности.
Читайте также:
Польша с Эстонией грозятся сбивать русские самолеты и БПЛА: хватит ли им сил осуществить задуманное
Корабли потопят, как только они отойдут от Румынии: Зачем Украине флот, который обречен
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Иван ПАНКИН
Автор: Игорь ЯКУНИН