Найти в Дзене
Эпос Клио

Стыд и срам на Руси: 10 привычных нам вещей, которые раньше считались постыдными

Стереотипность мышления была неумолима. Ошибочно считать, что наши далёкие предки были сплошь рубаха-парни и красны девицы. Дудки! Что сегодня считается нормой, личным выбором или безобидной привычкой, на Руси могло стоить репутации. Сейчас гладко выбритое лицо, пусть и с небольшое щетиной, — признак делового стиля. А вот на Руси мужчина без бороды считался... неполноценным. И это мягко говоря. Борода была не частью стиля, а честью и достоинством мужчины. Она символизировала зрелость, мудрость, плодородие и, что самое главное, богоподобие, ведь Христос и святые на иконах изображались с бородами. На Руси лишиться бороды можно было только в наказание за тяжкие проступки. Добровольное брадобритие, особенно после Крещения, приравнивалось к отступничеству и уподоблению «женоподобным» иноверцам. А уж если кто-то пытался насильно остричь бороду... Считай, сильное оскорбление. По «Русской Правде» Ярослава Мудрого, штраф за вырванный клок из бороды составлял столько же, сколько за кражу княжес
Оглавление

Стереотипность мышления была неумолима. Ошибочно считать, что наши далёкие предки были сплошь рубаха-парни и красны девицы. Дудки! Что сегодня считается нормой, личным выбором или безобидной привычкой, на Руси могло стоить репутации.

1. Как-то ты оброс!

Сейчас гладко выбритое лицо, пусть и с небольшое щетиной, — признак делового стиля. А вот на Руси мужчина без бороды считался... неполноценным. И это мягко говоря. Борода была не частью стиля, а честью и достоинством мужчины. Она символизировала зрелость, мудрость, плодородие и, что самое главное, богоподобие, ведь Христос и святые на иконах изображались с бородами. На Руси лишиться бороды можно было только в наказание за тяжкие проступки.

Фрагмент картины «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами». Андрей Рябушкин, 1893 год.
Фрагмент картины «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами». Андрей Рябушкин, 1893 год.

Добровольное брадобритие, особенно после Крещения, приравнивалось к отступничеству и уподоблению «женоподобным» иноверцам. А уж если кто-то пытался насильно остричь бороду... Считай, сильное оскорбление. По «Русской Правде» Ярослава Мудрого, штраф за вырванный клок из бороды составлял столько же, сколько за кражу княжеского коня или же 15 коров.

2. Простоволосая = распутная

«Светить волосами» для замужней женщины на Руси было равносильно тому, как сегодня прийти на встречу без одежды. Волосы считались не только главным украшением, но и средоточием женской энергетики, которую следовало скрывать от чужих глаз. Девушка на выданье могла носить одну косу, демонстрируя свою «привлекательность». Но как только она вступала в брак, её волосы становились достоянием лишь одного единственного.

Фрагмент картины «За чаем», Константин Егорович Маковский, 1914 год
Фрагмент картины «За чаем», Константин Егорович Маковский, 1914 год

Во время свадебного обряда девичью косу расплетали, затем заплетали две и укладывали короной вокруг головы. С этого момента девица должна была прятать волосы под головным убором — повойником, кикой или платком. Появиться на людях с непокрытой головой — «опростоволоситься» — было знаком падения и позора. Считай, публичное признание в блуде.

3. Едят дома с семьёй

В современном ритме съесть пирожок или выпить кофе на ходу — привычное дело. Но в Допетровской Руси к самой идее трапезы относились иначе. Процесс приёма пищи носил сакральный, обрядовый характер. По сути ели строго в отведённое время, всей семьёй за общим столом, с молитвой. Во главе стола, в «красном углу» под иконами, всегда сидел «большак» — то есть глава семьи, и никто не смел прикоснуться к тарелке раньше него.

Фрагмент картины «Крестьянский обед», Кирилл Викентьевич Лемох, 1885 год.
Фрагмент картины «Крестьянский обед», Кирилл Викентьевич Лемох, 1885 год.

Демонстративно трапезничать в одиночку, да ещё и на виду у всех, считалось верхом неприличия и грехом чревоугодия. Это было знаком отрыва от общины, проявлением гордыни и какого-то животного инстинкта. Жующий что-то в одиночестве вызывал подозрение. Такого человека могли счесть вором, который тайком ест краденое, или же просто «непутёвым».

4. Левша? В церковь!

Ныне леворукость считается индивидуальной особенностью. В древности же была клеймом, вызывавшим первобытный страх. Правая сторона человека ассоциировалась со всем божественным, правильным и светлым — «правое дело», «десница Господня». Левая же сторона считалась «нечистой», ведь связана со скверной. Судя по поверьям, чёрт всегда стоял слева за плечом.

-4

Поэтому ребёнка-левшу с младых ногтей жестоко переучивали — левую руку привязывали к телу. Считалось, что левша не способен правильно осенить себя крестным знамением, а значит бы уязвим для нечистой силы. Языковая традиция закрепила негатив: «левый» товар — значит поддельный, «ходить налево» — это изменять. В общинах левшам не доверяли важную работу и относились к ним с вечным подозрением. Мало ли?

5. Не бей баклуши!

Сегодня мы используем это выражение, имея в виду безделье. Но на Руси оно имело и прямой, и переносный смысл, и оба были постыдными. «Бить баклуши» означало заниматься одним из самым простых дел — колоть чурбаны на заготовки для ложек (это и есть баклуши). Работа для неумелого подмастерья или ленивого разгильдяя! В более широком смысле праздность и тунеядство были одним из главных пороков.

Фрагмент картины «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», Алексей Гаврилович Венецианов, между 1823 и 1826 гг.
Фрагмент картины «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», Алексей Гаврилович Венецианов, между 1823 и 1826 гг.

В обществе, где счастливое завтра зависело от труда каждого, бездельник был обузой. В условиях круговой поруки, когда недоимки одного ленивца распределялись на всю общину, безделье било по карману. Человек, который не работал от зари до зари, считался грешником, отдавшим душу лени.

6. Засиделась в девках

В современном мире девушка, не вышедшая замуж до 35, а то и 40 лет, — обычное явление. На Руси же девица, не обретшая мужа к 20-23 годам, автоматически попадала в категорию «перестарков» или «вековух». Причём к явлению относились не как к личной неудачи, а как к позору для всей семьи. К двадцати годам на Руси поезд, что называется, уже уходил.

Фрагмент картины «Девица в русском костюме», Фирс Сергеевич Журавлёв, 1890-е гг.
Фрагмент картины «Девица в русском костюме», Фирс Сергеевич Журавлёв, 1890-е гг.

Такая «девица на выданье» становилась объектом насмешек и сплетен. Почему «никто замуж не берёт»? Может из-за дурного характера? Или недостаток на ней лежит, иль некий грех? Шансы на брак таяли с каждым годом, и уделом «вековухи» становилась незавидная роль приживалки в доме брата или работницы в родительской семье. Этакое социальное дно.

7. Театр одного актёра

Сейчас любовь к театру — признак культурного человека. Но в Древней Руси некоторые формы лицедейства считались занятием нечистым и неправильным. Основными «врагами» для церкви были скоморохи — бродячие артисты, музыканты, акробаты и дрессировщики. «Весёлых лицедеев» называли «приспешниками сатаны», их песни — «бесовскими», а пляски — «погаными». Естественно, скоморохов не пускали в церковь.

Фрагмент картины Скоморохи в деревне, Франц Николаевич Рисс, 1857 год.
Фрагмент картины Скоморохи в деревне, Франц Николаевич Рисс, 1857 год.

Царь Алексей Михайлович в XVII веке издал специальный указ, предписывающий ломать их музыкальные инструменты и жестоко наказывать артистов. Из грамоты 1648 года: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки... велел те бесовские игры выимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь», а людей, которые от этого не отстанут — «бить батоги».

8. По реке плывет утюг

Сквернословие порицается и ныне, но на Руси один вид ругательств считался непростительным. Матерная брань! Её происхождение связывают даже не с грубостью, а с древними языческими заклинаниями, направленными на осквернение святых понятий: материнства, земли и Богородицы. «Мать» в сознании русского человека — не только родительница. Это и «Мать-сыра-земля» — кормилица, и Пресвятая Богородица — заступница.

Конечно, предписания церкви отражали лишь желаемое поведение. В берестяных грамотах из Старой Руссы под номерами 35 и 955 имеются разные словечки. А это, на минуточку, XII век! И всё же одно дело — личная переписка и совсем другое — публичная брань.
Конечно, предписания церкви отражали лишь желаемое поведение. В берестяных грамотах из Старой Руссы под номерами 35 и 955 имеются разные словечки. А это, на минуточку, XII век! И всё же одно дело — личная переписка и совсем другое — публичная брань.

Матерное слово, сказанное публично, воспринималось как кощунство: плевок в душу народа и оскорбление высших сил. Считалось, что матерщинник проклинает не только себя, но и своих родителей и весь свой род. За такое можно было не просто схлопотать по физиономии, но и подвергнуться церковному наказанию. Такое отношение к мату на Руси было аж до середины XIX века. Но с появлением питейных заведений ситуация изменилась.

9. Модный приговор

Облегающие джинсы, короткие юбки и глубокие декольте на Руси были бы признаны «бесовским наваждением». Идеал одежды — как мужской, так и женской — был в закрытости и свободном крое. Что-то вроде «оверсайза», только с глубоким религиозным подтекстом. Длинные свободные одежды скрывали очертания тела, которое считалось источником греховных соблазнов. Попытка подчеркнуть фигуру, оголить руки выше запястья или ноги выше щиколотки считалась на Руси постыдным делом.

Фрагмент картины «Жнецы», Алексей Гаврилович Венецианов, 1820 год.
Фрагмент картины «Жнецы», Алексей Гаврилович Венецианов, 1820 год.

Особенно это касалось женщин. Иноземная «немецкая» мода уже начала проникать на Русь: вырезы и приталенные силуэты воспринималась как орудие нечистой силы для совращения православных душ. Постановления Стоглавого собора 1551 года прямо осуждали «эллинское бесование, блудное и скверное» в одежде и поведении.

10. Не на людях же!

Публичное и яркое проявление чувств, даже если мужчина и женщина состояли в браке, запрещалось. Подержаться за руки, пройтись по улице — это всегда пожалуйста. Но вот поцелуи с прижиманиями — считались верхом бесстыдства. «Домострой» строго-настрого запрещал похабничать и разговаривать на любовные темы при посторонних людях.

Фрагмент картины «Встреча Сергей Сергеевич Соломко», конец XIX - начало XX вв.
Фрагмент картины «Встреча Сергей Сергеевич Соломко», конец XIX - начало XX вв.

Чувства должны были проявляться дома и за закрытыми дверями. На людях же супруги обязаны были вести себя сдержанно: «чтобы посторонние лишнего не видели». Заигрывания на публике — удел нечистых на руку скоморохов и падших женщин, а не добропорядочных христиан. Стыд и срам!